Вход в магазины: на роликах и с мороженым в руках
17.05.2012 14:46
—
Новости Общества
Вход в магазины: на роликах и с мороженым в руках
Оказывается, многое из того, что "запрещено", на самом деле очень даже разрешено!
Наверное, многие из нас становились свидетелями либо участниками инцидентов в торговых объектах. То охранники требуют показать сумку, то сами продавцы не пускают в зал, если заметят в руках мороженое. Народ наш в большинстве своем воспринимает это как данность. Даже тогда, когда запреты ничем не обоснованы. В каких случаях можно оспорить действия сотрудников магазина? Об этом нам рассказала председатель общественного объединения "Белорусское общество защиты потребителей" Анна СУША.
В магазин на роликах? Можно!
– Первое и основное правило, которое должен знать каждый покупатель: если работник магазина или иного заведения предлагает вам совершить какое-либо действие, которое вы совершать не имеете желания, нужно выяснить, на основании какого документа от вас это требуют, – говорит Анна Владимировна.
На дверях магазинов нередко можно видеть пиктограммы, запрещающие входить с детской коляской, с мороженым, с фото- и видеотехникой или собаками, а также въезжать на роликах. По словам специалиста, все эти пиктограммы с точки зрения закона могут носить исключительно рекомендательный характер. Исключая разве что пиктограмму с собакой. Правила содержания животных в Беларуси запрещают появление с четвероногими друзьями в общественных заведениях, магазинах и парках.
Если же покупателю чинят препятствия, то можно попросить книгу замечаний и предложений, дабы в ней зафиксировать данный факт. Книгу вам не дают? Вызывайте милицию. Отказ от выдачи книги – это уже административное правонарушение.
Как пояснила собеседница, препятствие на вход в магазин является нарушением правил торговли. В соответствии с ч.1 ст. 12.17 Кодекса об административных правонарушениях нарушение правил торговли и оказания услуг населению влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин.
Так что, уважаемые читатели, только вам решать, въезжать ли в магазин на роликах, с коляской или с мороженым в руке. Старайтесь только ничего не разбить и не сломать, ведь если товар будет поврежден по вине покупателя, то ему придется полностью возместить стоимость. Для того чтобы предупредить клиентов о возможности таких неприятных ситуаций, предприятия торговли и практикуют использование различных пиктограмм.
Администрация ответственности не несет
Нередко охранники или продавцы-контролеры не пускают в торговый зал с сумками, предлагая сдать их в камеру хранения. Но если покупатель противится, охранник не имеет права не пропустить его.
Однако согласно п.20 Правил торговли, утвержденных постановлением Совмина № 384, при продаже товаров методом самообслуживания покупателям запрещается производить отбор товаров в сумки, пакеты, портфели и иные подобные вещи, им принадлежащие. Покупатели должны класть товары только в корзины или тележки, предоставляемые магазином. А для обеспечения сохранности вещей покупателя продавец должен оборудовать специальное место.
Ответ на вопрос, должен ли магазин нести ответственность за пропажу вещей, оставленных в таком месте, зависит от того, будут ли отношения продавца и покупателя квалифицироваться как договор хранения, заключенный между магазином и частным лицом.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса договор хранения между гражданином и юридическим лицом должен быть заключен в письменной форме. В связи с тем, что хранение не является профильной деятельностью магазина и договор с покупателем не заключается в письменной форме, магазин не несет ответственности за оставленные в камере хранения вещи.
Однако если покупатель сдает на хранение свои вещи непосредственно работнику магазина, который выдает ему жетон (номерной знак и т.п.), то согласно ст.814 Гражданского кодекса хранитель вещи, сданной в гардероб, обязан принять для обеспечения ее сохранности все меры. Следовательно, в этом случае магазин уже несет материальную ответственность за сохранность вещей покупателя.
Сумочку можно и не предъявлять
Просьба охранника показать, что таит в себе личная сумка, вызывает у покупателей неоднозначную реакцию.
– Покупатели не обязаны показывать работнику службы безопасности магазина содержимое своей сумки, даже если тот просит или требует, – рассказала эксперт. – В такой ситуации смело требуйте вызвать милицию, ведь осматривать вещи покупателя может только сотрудник правоохранительных органов. До тех пор, пока он не приехал, ваша ручная кладь неприкосновенна.
Тем не менее согласно Правилам проведения личного досмотра, досмотра вещей и документов, транспортных средств работниками военизированной охраны и охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, в редакции постановления Совмина от 15 мая 2007 года № 610, охранник магазина может обоснованно потребовать показать сумку, если покупатель "засветился" в краже. Например, есть видео, запечатлевшее "путешествие" пачки чая с магазинной полки в ручной аксессуар посетителя. Возможно, свидетелем стала не пленка, а сам охранник либо другие покупатели. Или же имеются явные улики совершения противоправного действия. Тут деваться некуда – будьте добры раскрыть сумку.
– Администрации некоторых магазинов следует внимательнее относиться к покупателям и уважать их законные права, – подводит итоги нашей беседы Анна Суша. – Потерять доверие покупателя очень легко, а вот чтобы завоевать его снова, потребуется немало усилий. Вряд ли у человека появится желание еще раз прийти в магазин, где его оскорбили или унизили, тем более в присутствии посторонних.