В Беларуси массово закрываются школы — не хватает учеников
Школы в Беларуси не только строятся, но и закрываются. И второй процесс, судя по всему, идет более быстрыми темпами. За последние пять лет из системы среднего образования было исключено четыре с половиной сотни школ. И в этом есть резон и логика, если демографическая ситуации в населенных пунктах, где расположены школы, резко ухудшилась. Но практика показывает, что нередко школы закрывают и там, где перспектива еще есть, а местное население мотивированно выступает против такого решения.
В этом году в Беларуси будет закрыто 114 учреждений общего среднего образования, реорганизовано — 96, сообщил заместитель министра образования Казимир Фарино. По его словам, речь идет о малокомплектных школах в сельской местности, «существование которых является одной из важных проблем в системе образования».
Отметим, в Беларуси процесс закрытия малокомплектных школ идет уже давно. Еще в 2003 году Минобразования обнародовало планы закрыть до 2010 года 444 сельские школы с низкой наполняемостью классов. Начиная с 2003 года, ежегодно закрывается около сотни учебных заведений. В 2007-2008 учебном году прекратили работу 44 начальные школы, в 2008-2009 — 91.
В результате план по закрытию школ даже перевыполнили. По информации Казимира Фарино, всего за последние пять лет было закрыто 450 школ. Еще 543 школы были реорганизованы: средние школы в основном переходили в базовые, а базовые — в начальные, но иногда отмечался и обратный процесс.
Сегодня в Беларуси 594 школы (или более 17% от всех учреждений общего среднего образования) имеют наполняемость до 50 учащихся, 807 школ (23%) — от 50 до 100.
В 2008 году в Беларуси было 3740 школ, а учащихся более 1,1 млн. За последние пять лет число учащихся уменьшилось на 20% — с 1 млн. 145 тыс. до 916 тыс. В этом году из базовой школы будет выпущено 88 379, из средней — 63 814 учащихся. |
«Прежде чем реорганизовать или закрыть школу, мы проводим большую организационную работу, продумываем, чтобы качество образования только улучшилось, были решены кадровые вопросы, вопрос подвоза учащихся», — утверждает Казимир Фарино.
Здания закрывшихся учреждений образования, как правило, остаются в системе министерства. Они могут быть использованы, например, для размещения учреждений дополнительного образования.
Закрывают школы, по версии Минобразования, не только из-за экономии, но и для улучшения качества образования: «Школа должна удовлетворять запросы родителей, учащихся на получение качественного образования».
С этим трудно спорить. Однако декларации чиновников Минобразования далеко не всегда соответствуют их действиям на практике.
Хотим напомнить историю закрытия базовой школы в агрогородке Синегово Стародорожского района Минской области, где проживает более 330 человек, в том числе 11 многодетных семей, в каждой из которых трое или более детей. Всего в деревне насчитывалось 65 детей. Пока жители агрогородка доказывали чиновникам, что решение о закрытии сельской школы неправильное — делает образование для детей менее доступным и грозит будущему всей деревни, те приняли новое решение — о закрытии начальной школы.
Еще один пример — деревня Усяжа Смолевичского района Минской области. Новое здание школы построили всего два года назад — тогда здесь училось около двухсот человек. Сегодня осталось чуть больше сорока. Отдел образования принял решение школу реорганизовать — в Усяже оставить только дошкольников, а остальных отправить в соседнюю деревню. Местные власти обещают, что проблем с подвозом детей не будет. Но жители Усяжы выступают против такой оптимизации — во-первых, волнуются за безопасность своих детей, которым предстоит каждый день преодолевать по 10 км туда-обратно, во-вторых, в деревни подрастает еще немало детей, которым вскоре тоже идти в школу.
Однако мнение родителей в таких ситуациях практически не учитывается, ведь чиновникам из их кабинетов гораздо лучше видно — где, когда и чему учить наших детей.
Елена СПАСЮК