На транспортно-экспедиционную деятельность введут сертификацию
Законопроект, предусматривающий обязательную сертификацию транспортно-экспедиционных услуг, решено ввести в Беларуси, так как отмена лицензирование данной деятельности привела к утрате доверия к экспедиторам со стороны заказчиков, особенно зарубежных контрагентов.
Об этом сообщил начальник управления стратегического развития, координации и инвестирования транспортных систем и лицензирования Минтранса Беларуси Павел Божанов на пресс-конференции во вторник.
Он отметил, что сейчас заинтересованные организации занимаются подготовкой предложений по сертификации транспортно-экспедиционной деятельности в стране, сообщает Прайм-тасс.
«Думаю, проект закона в этом году будет разработан. Надеюсь, в следующем году мы его в парламенте рассмотрим», - сказал П.Божанов.
Лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности в Беларуси было отменено в сентябре 2010 года. «А иного документа, подтверждающего правовой статус компании как профессионального участника по осуществлению данных услуг, законодательством не установлено», - отметил в ходе пресс-конференции председатель ассоциации «БАМЭ» Николай Горбель.
В результате, по его словам, сейчас «фактически утрачен контроль над деятельностью субъектов хозяйствования, осуществляющих выполнение услуг в данной области, что привело к появлению на рынке транспортных услуг многочисленных недобросовестных их исполнителей, и, как следствие, произошла утрата доверия к экспедиторам со стороны заказчиков, особенно зарубежных контрагентов».
По данным ассоциации, в последнее время участились случаи неплатежей за предоставленные услуги со стороны недобросовестных экспедиторов, вследствие чего в БАМЭ «поступают многочисленные жалобы на работу компаний, использовавших правовой вакуум в регулировании этого вида деятельности и хаотичное развитие рынка транспортных услуг», что в целом наносит вред транспортно-экспедиционной отрасли Беларуси.
При этом Н.Горбель подчеркнул, что инициируя введение обязательной сертификации транспортно-экспедиционных услуг, БАМЭ не преследует цели ущемить малый и средний бизнес или создать административные и иные барьеры для свободной конкуренции на рынке транспортных услуг, а заботится о создании прозрачных, стабильных и надежных условий для эффективного развития данного сегмента рынка.
О необходимости разработки законопроекта, предусматривающего обязательную сертификацию транспортно-экспедиционных услуг, заявил и заместитель министра торговли Беларуси Вячеслав Драгун, мотивируя это тем, что сейчас на этом рынке появилось немало недобросовестных компаний.
«Нужно принимать решения, чтобы рынок был прозрачным и открытым, чтобы права потребителей этих услуг были защищены», - подчеркнул В.Драгун.
По его словам, Минторг будем инициировать решение, чтобы полномочия по аккредитации субъектов хозяйствования, желающих предоставлять комплекс транспортно-экспедиционных услуг, были переданы Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ».
До отмены лицензирования в Беларуси насчитывалось 2,1 тысячи субъектов, получивших лицензии на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. В настоящее время точное количество субъектов, оказывающих эти услуги, не поддается четкому учету.
Согласно данным государственной статотчетности компаний, заявивших выполнение ими транспортно-экспедиционных и логистических услуг, в 2011 году объем оказанных услуг составил 1,345 миллиарда долларов, в том числе по договорам с резидентами Беларуси - 430 миллионов долларов, нерезидентами - 915 миллионов долларов. В том числе объем оказанных транспортно-логистических услуг составил 389 миллионов долларов, транспортно-экспедиционных - 956 миллионов долларов. Импорт услуг в прошлом году составил 406 миллионов долларов.
В ассоциацию «БАМЭ» входят 122 экспедиторских и логистических компании различных форм собственности. По оценке БАМЭ, 50 ведущих компаний-членов «БАМЭ» занимают от 50 до 70% рынка экспедиционных услуг, обслуживая основной объем экспорта-импорта.