Что предложили вписать в проект Концепции жилищной политики граждане?
16.05.2012 10:39
—
Новости Общества
Что предложили вписать в проект Концепции жилищной политики граждане?
Строительство жилого дома, сентябрь 2011 года. Фото: photo.bymedia.com
Налог на недвижимость и 100%-ная оплата ЖК-услуг
— Если честно, мы ожидали, что писем будет гораздо больше. Минимум несколько сотен. Но в итоге на адреса ведомственной электронной почты поступило около 70 предложений, — рассказывает "Р" Александр Горваль, начальник Управления жилищного строительства Министерства архитектуры и строительства Беларуси. — Многое из озвученного гражданами уже отражено в действующей нормативной базе, но есть и действительно стоящие замечания. Насколько, решит рабочая группа при Совете Министров, которая сейчас изучает всю переданную корреспонденцию.
Как бороться с теми, кто с помощью государства пытается строить 2—3—4 квартиры? Случаи такие в стране зафиксированы, все о них знают. Чем же остудить пыл ушлых "дельцов" из очереди? Свое решение вопроса предложил Александр Доброриз: нужно повысить плату за коммунальные услуги до их себестоимости, существенно увеличить прибыль предприятий ЖКХ и ввести высокий налог на недвижимость. Эти меры, на его взгляд, повысят экономическую и административную ответственность граждан за сомнительное использование господдержки. При этом для военных и силовиков Александр предлагает существенно увеличить зарплату, а "не давать льготные кредиты".
Евгений Жупиков обратил внимание на сложности с поиском участка под строительство в сельсоветах Минского района. Он предлагает организовать нечто наподобие службы "Одно окно", куда можно обратиться и с ходу узнать всю информацию о наличии земли и очередности. При этом наделить нуждающихся правом получения такого участка вне зависимости от сельсовета. Пришел — узнал все данные об устройстве фундамента, прокладке и подключении коммуникаций. И начал стройку. Кроме того, Евгений предлагает организовать на подъездах к городу перехватывающие парковки с остановками общественного транспорта. И дополнить список типовых проектов (выложены на сайте: www.minsktp.by) вариантами каркасных домов из местных материалов.
— Предложение вполне имеет право на жизнь. Если помните, раньше повсеместно работали сельские домостроительные комбинаты, выпускавшие сборные конструкции для ускорения строительства. И это было очень удобно. Думаю, мы только выиграем, если каркасные и щитовые дома получат более широкое распространение, — считает Александр Горваль. — Без перехватывающих парковок областные центры и столица задыхаются не один год. Предложение актуально.
Льготные кредиты на покупку "вторички"
Александр Солдатенко недоумевает: зачем концепция предлагает вести Мингорисполкому и всем облисполкомам отдельные списки тех, кто не обеспечен жильем и при этом не претендует на льготный кредит? В министерстве не согласились: строиться-то нужно всем, не только льготникам. Возможно, следует сделать единый список для мониторинга количества не обеспеченных жильем граждан и планирования объемов строительства.
В развитие затронутой темы предложение по существу внес Александр L. Если человек не нуждается в улучшении жилищных условий и, соответственно, не является льготником, как он может использовать свои чеки "Жилье"? Быть может, стоит принимать их в зачет при строительстве или выдавать владельцу адекватную денежную компенсацию? Александр Горваль согласился: есть резон рассмотреть возможность выкупа таких чеков государством.
Олег Дударев озвучил предложение, которое не раз посещало каждого, кто знает, с какими проблемами связано долевое строительство. Почему бы не выдавать льготные кредиты на покупку жилья на вторичном рынке (учитывая хотя бы нормируемую площадь)?
— Цель льготных кредитов в том и состоит, чтобы стимулировать недорогое жилищное строительство. Зачем же государству давать деньги на приобретение двух квартир-"вторичек", если за ту же сумму можно за год предоставить гражданам три в новостройках? — отвечает вопросом на вопрос Александр Витальевич.
Тему долевого строительства завершили Виктор Русин, Татьяна Бровко, Сергей Сак и Анастасия Шешунова.
Первый предлагает законодательно закрепить право на получение имущественного налогового вычета в сумме произведенных расходов для всех категорий граждан, строящих новое жилье либо приобретающих на территории республики участки, жилые дома, комнаты и т.д. Татьяна считает необходимым предусмотреть индексацию ранее внесенных дольщиками собственных средств. Сергей советует внести изменения в Указ № 13 и дать дольщикам возможность заключать договоры строительства как с государственными, так и негосударственными застройщиками вне зависимости от даты постановки в очередь. Анастасия настаивает, чтобы тех дольщиков, которые вступили в ЖСПК, но не успели заключить договор, докредитовали по старым нормам.
— Что касается налогового вычета, это потеря более 80 млрд рублей, и, к сожалению, налоги с доходов от продажи стройматериалов и выполнения работ эту сумму не компенсируют. В остальном вынужден констатировать, что расширение перечня льгот, а также изменение положений Указов № 13 и № 184 на данный момент не предусматривается, — прокомментировал представитель Минстройархитектуры.
Отдельный список для мам с близнецами
Целый ряд предложений касался состава семьи и количества детей. Надежда Гончарова, например, ратует за отсрочку в погашении кредита для всех семей, где один из родителей находится в отпуске по уходу за ребенком (первым, вторым или десятым — значения не имеет).
Татьяна Слесарчук просит включить в список на льготное кредитование молодые семьи, воспитывающие даже одного ребенка. А Дарья Кваша (судя по всему, мама близнецов) считает, что матери-одиночки с малолетними двойняшками или близнецами на руках вообще должны идти отдельной категорией. Олег Королев уверен: льготные кредиты можно выдавать и тем семьям, у которых второе чадо родилось уже после выхода в свет Указа № 13.
— Вопрос с матерями-одиночками, как минимум, заслуживает внимательного изучения. Но лично мне кажется, главная сложность здесь в другом: каким образом эти люди будут возвращать выданный им льготный кредит? Очевидно, что в данном случае очередь на его получение необходимо трансформировать в очередь на возможность заключения договора долгосрочной аренды госжилья. Кстати, именно такое предложение внес Алексей Ахременко, — продолжает Александр Горваль. — В соответствии с концепцией рынок арендного жилья к 2015 году должен достичь объема 2 млн кв. м. В том числе за счет изменения статуса ведомственных общежитий и служебных квартир.
Ускорить введение госзаказа на строительство
Как наиболее эффективно кредитовать строительство и учитывать уже внесенные средства? Своими мыслями по этому поводу поделились три гражданина.
Первый участник обсуждения считает, что кредитовать индивидуальную застройку нужно отдельно от ЖСПК, причем в равных пропорциях. Кроме того, следует вернуться к практике кредитования строительства для льготных категорий по факту заключения договора, а не подошедшей очереди. Второй предлагает при выдаче льготного кредита покрывать им полную стоимость квартиры либо нормируемой площади. А третий уверен, что в рамках системы жилищных строительных сбережений нет лучшего противодействия инфляции, чем введение сертификатов на оплаченные квадратные метры.
И единственный человек откликнулся на тезис о внедрении в республике госзаказа на строительство: он просит ускорить внедрение этой системы на 12 месяцев, то есть начать уже с этого года.
— Ряд озвученных выше предложений вызывает интерес. Оценку им (а также всем поступившим инициативам) в ближайшее время дадут участники рабочей группы, созданной при Совете Министров, — резюмирует Александр Горваль. — Что же касается государственного заказа на строительство, увидеть в действии его преимущества мы сможем не раньше 2013 года.
Кстати
Проект концепции к 2015 году предусматривает в том числе:
увеличение доли индивидуального жилищного строительства в общем объеме жилья до 50 процентов;
создание фонда арендного жилья не менее 2 млн кв. метров;
строительство 28,7 млн кв. метров жилья (около 300 тысяч квартир);
обеспечение жильем в течение 3 лет с момента постановки на учет нуждающихся (многодетные семьи). Для военнослужащих и других социально приоритетных категорий граждан ожидание не превысит 5 лет (в Минске — 7 лет).