Литовское посольство на два дня стало "краевым"
14.05.2012 20:52
—
Новости Общества
Литовское посольство на два дня стало "краевым"
Международная научная конференция "Нация, государство, регион: национальные движения и краевая идея в Беларуси и Литве в конце XIX - начале XX веков" прошла в минском здании посольства Литовской Республики 11-12 мая. Историки из Беларуси, Польши и Литвы обсудили особенности нациообразовательных процессов в регионе Восточной Европы. Особое внимание на ней уделялось судьбе малоизвестной для широкого круга общественности краевой идеи или "краевости".
Конференцию посетили около 30 историков, которые специализируются на изучении белорусского, литовского и краевого движений. Среди них - директор Института исторических исследований Беларуси Алесь Смолянчук, руководитель кафедры истории государства и права Польши Гданьского Университета Дариуш Шпопер, директор Института истории Литвы Римантас Микнис.
"Краевость" как феномен общественно-политической жизни возник во времена революции 1905-1907 гг. Сущностью ее идеологии было провозглашение приоритета интересов родного края перед интересами отдельных этносов и социальных групп. Шляхтич Роман Скирмунт, первый сформулировавший ее, писал так: "Мы должны работать ради добра всего края вместе с нашим литовским или русским народом, с которым мы составляем единую нацию". В краевой идеологии термин "нация" в Беларуси впервые вышел за границы этнического понимания и приобрел политическое содержание.
Родилась краевая идея в среде поляков белорусского и литовского происхождения и просуществовала до 1940 г. Ее предшественником считается самосознание польскоязычной литовско-белорусской аристократии, которая мечтала о восстановлении Речи Посполитой в границах 1772 г., исповедовала католичество и преклонялась перед польской культурой, однако, в то же самое время, была преисполнена местным патриотизмом. Такой взгляд на самих себя в конечном итоге выражался в формуле: "поляк по национальности, литвин (или русин) по происхождению".
Историки по-разному оценивают эту идеологию и ее влияние на общественно-политическую жизнь региона. По мнению одного из наиболее авторитетных исследователей "краевости" в Беларуси, Алеся Смолянчука, ее последователи внесли значительный вклад в умиротворение этнических и социальных конфликтов в Беларуси и Литве. Тем самым, краевцы своей деятельностью закладывали традиции борьбы против идеологии этнического шовинизма. Причем их поражение он считает также поражением народов Литвы, Беларуси и Польши, поскольку конфронтация между ними облегчила империалистам разных стран и идеологий захват их земель.
"Сейчас я разрабатываю проблематику "краевости" межвоенного времени, - рассказал Смолянчук. - Если раньше я писал про начало XX в., - наиболее плодотворный для нее период - то в настоящее время работаю над 20-30-ыми годами. Это было время, особенно насыщенное межнациональными конфликтами, однако "краевцы" тогда еще присутствовали и старались как-то на них повлиять".
Кандидат исторических наук Сергей Токть воспринимает "краевость" как традицию мижэтнического сотрудничества и полагает, что именно благодаря ей в 20-30-ых гг. в нашем регионе не было совсем уже жестоких столкновений на национальной почве.
Историк Андрей Внучек считает, что в дореволюционный период "краевцы" были элитой Литвы и Беларуси, поскольку будучи депутатами российского парламента влияли на реальную политику, которая проводилась здесь в начале XX в.
"На мой взгляд, "краевость" - это была идея Великого княжества Литовского в тот момент, когда самого княжества уже не существовало, - уверен Андрей Внучек. - Его положительное влияние заключалось в том, что многие люди из тех, что жили тогда на территории бывшего ВКЛ не стали русскими, не стали поляками - они остались "литвинами". И из этих "литвинов" выросло белорусское самосознание. С другой стороны, краевая идея замедлила становление мощного белорусского движения. Поскольку оно осталось без своей элиты, элиты землевладельческой. Так что есть у нее и большие плюсы, и большие минусы, впрочем, как и у любой другой идеи. Другое дело, что в те времена она была утопичной, романтической, невозможной для осуществления. Для современного поколения же она представляется мне весьма полезной. Существует огромная территория бывшей Речи Посполитой (Польша, Литва, Беларусь, Украина), которая имеет общую историческую память. И на основе этой памяти можно создавать общий культурный капитал: туристическую базу, единое самосознание, линию поведения на международной арене и так далее. Иными словами, "краевость" сегодня может стать еще одним инструментом для взаимного сближения и интеграции.
Впрочем, существуют и совсем уже негативные оценки этого феномена общественно-политической мысли.
"Фактически "краевость" была одним из продуктов дискуссии между двумя направлениями польского национального движения: коренных поляков и жителей будущих "кресов всходних". Что делать с землями бывшего Великого княжества Литовского и как его адаптировать для целей возрождения Речи Посполитой? В конечном итоге все их заявления о том, что они признают права белорусов, литвинов и украинцев, оказались формальными. Юридически они признавались, но на деле - работали на польскую идею. В моем представлении "краевость" можно сравнить с большевистским интернационализмом. Там ведь тоже была провозглашена идея права народов на самоопределение и существовал лозунг: "Пролетарии всех стран - соединяйтесь". Но вокруг кого? Вокруг русских. В некоторой степени представители краевой идеи тоже работали на благо Великой Польши, пусть и не в таких острых формах", - полагает известный белорусский историк Захар Шибеко.
Как бы там ни было, однако мысль о том, что членом белорусской нации должен признаваться любой гражданин Беларуси, работающий на ее благо, сегодня все чаще берет верх над чисто этническим содержанием нации. Что также очень сильно перекликается с краевой идеей.
Посол Литвы в Беларуси Эдминас |
Руководитель кафедры истории государства и права Польши Гданьского Университета Дариуш Шпопер |
Директор института исторических исследований Беларуси Алесь Смолянчук |