Меры для устойчивого функционирования
В соответствии с “Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь”, принятой Указом Президента № 575 от 09.11.2010 года, основными потенциальными либо реально существующими угрозами национальной безопасности являются:
- подготовка или осуществление террористических актов;
- возникновение беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей;
- возникновение на территории Беларуси либо вблизи ее границ крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера, эпидемий и эпизоотии;
- незаконное распространение в Беларуси или перемещение через ее территорию оружия массового уничтожения, его компонентов и средств доставки, технологий и оборудования двойного назначения, оружия, боеприпасов, радиоактивных, химических, биологических и других опасных веществ и материалов;
- радиоактивное, химическое и биологическое загрязнение почв, земель, вод, недр, растительности и атмосферы;
- существующая военная опасность на уровне рисков и вызовов, обусловленная наличием объективно существующих источников военной угрозы.
Существование названных угроз диктует необходимость принятия соответствующих мер по минимизации их последствий. Одной из таких мер является создание условий по обеспечению устойчивого функционирования организаций в условиях ЧС и в военное время. Планирование, разработка и реализация соответствующих мероприятий возлагается на ГСЧС в мирное время и на ГО - в военное.
Исходя из существующих угроз, организации могут функционировать в следующих возможных условиях:
- устойчивого развития;
- угрозы либо возникновения террористических актов;
- военного времени;
- финансово-экономического кризиса;
- ЧС природного и техногенного характера.
В соответствии с законом Республики Беларусь от 05.05.1998 “О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и законом Республики Беларусь от 27.11.2006 “О гражданской обороне”, одной из основных обязанностей республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов является планирование и обеспечение устойчивого функционирования подчиненных организаций в условиях ЧС и в военное время.
Следует отметить, что понимание устойчивого функционирования организации в военное и мирное время несколько отличается. Под устойчивостью функционирования организаций в военное время понимается способность удовлетворять оборонные и другие потребности государства на уровне минимальной достаточности, обеспечивающей решение задач по защите государства и поддержанию жизнедеятельности населения в ходе войны с применением противником современных средств поражения. Под устойчивостью функционирования организаций в мирное время понимается их способность предупреждать возникновение производственных аварий и катастроф, противостоять поражающим воздействиям источников ЧС, предотвращать или снижать угрозы жизни и здоровью персонала, ограничивать материальный ущерб, а также обеспечивать восстановление нарушенного производства в минимально короткий срок и выпускать продукцию в запланированном объеме и номенклатуре.
Мероприятия по повышению (обеспечению) устойчивого функционирования (ПУФ) в мирное время планируются для организаций, образующих объектовые звенья государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС), а также для организаций, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность, условно уязвимых в диверсионном отношении. К организациям, представляющим повышенную техногенную и экологическую опасность, условно уязвимых в диверсионном отношении относятся два типа объектов: особо опасные и опасные.
К особо опасным объектам относятся:
- объекты, на которых производятся, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются (за исключением перевозки железнодорожным транспортом общего пользования) либо перегружаются ядерные и радиоактивные материалы, включая радиоактивные отходы в количествах, равных или превышающих предельно допустимые (таблица 1);
- гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов согласно ТКП 45-3.04-169-2009 “Гидротехнические сооружения. Строительные нормы проектирования”;
- насосные станции магистральных трубопроводов с давлением более 2,5 МПа;
- склады нефти и нефтепродуктов I группы согласно СНБ 3.02.01-98 “Склады нефти и нефтепродуктов”;
- предприятия по подземной и открытой (глубина разработки более 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;
- теплоэлектростанции мощностью свыше 600 МВт;
- аэропорты с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1 800 м и более, мосты длиной более 500 м, метрополитен;
- внеклассные и узловые станции Белорусской железной дороги;
- объекты, на которых производятся, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются (за исключением перевозки железнодорожным транспортом общего пользования) или уничтожаются опасные вещества в количествах, равных или превышающих предельно допустимые, за исключением объектов Вооруженных Сил Республики Беларусь (таблица 2);
- объекты, на которых в результате диверсии пострадает или будет нарушена жизнедеятельность свыше 500 человек.
К опасным объектам относятся:
- предприятия и объекты нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности, не относящиеся к особо опасным объектам;
- компрессорные станции магистральных трубопроводов с давлением более 2,5 МПа;
- магистральные трубопроводы с давлением более 2,5 МПа;
- предприятия химической и нефтехимической промышленности, не относящиеся к особо опасным объектам;
- теплоэлектростанции мощностью от 180 до 600 МВт;
- предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью:
- по распиловке древесины - 50 000 м3 в год и более;
- по производству целлюлозы и бумаги - 108 кг в год и более;
- иные объекты, на которых производятся, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются (за исключением перевозки железнодорожным транспортом общего пользования) или уничтожаются опасные вещества в количествах, равных или превышающих предельно допустимые, за исключением объектов Вооруженных Сил Республики Беларусь (таблица 3);
- объекты, на которых производятся, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются (за исключением перевозки железнодорожным транспортом общего пользования) либо перегружаются ядерные и радиоактивные материалы, включая радиоактивные отходы в количествах, равных или превышающих предельно допустимые (таб.9.4);
- водозаборы, осуществляющие водоснабжение категорированных городов, а также особо опасных и опасных объектов;
- очистные сооружения категорированных городов, а также особо опасных и опасных объектов;
- трансформаторные подстанции мощностью 110 кВт и выше;
- объекты, на которых в результате диверсии пострадает или будет нарушена жизнедеятельность свыше 300, но не более 500 человек.
Мероприятия по ПУФ организаций предусматриваются при разработке и при уточнении таких документов, как:
- раздел проектно-сметной документации «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций»;
- план гражданской обороны (ГО) организации;
- план предупреждения и ликвидации ЧС;
- план проведения командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и объектовых тренировок;
- план работы комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) организации;
- программа (план) социально-экономического развития организации.
В организациях, которые не входят в вышеназванные группы объектов (не продолжающие работу в условиях военного времени, не образующих звенья ГСЧС, не представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность, условно уязвимые в диверсионном отношении), осуществляется преимущественно планирование и выполнение мероприятий, изложенных в предписаниях надзорных и контролирующих органов. Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий, направленных на ПУФ, осуществляют руководители организаций через КЧС в мирное время и органы управления по ГО в военное время. В военное время в организациях также могут создаваться специально созданные комиссии по ПУФ.
Александр БУЛВА
(Полная версия статьи - в № 3/2012)