Вырубкой деревьев вдоль дорог все недовольны, но виновных нет?

Источник материала:  
10.05.2012 08:46 — Новости Общества

Вырубкой деревьев вдоль дорог все недовольны, но виновных нет?

  • Екатерина Синюк, TUT.BY

Вырубкой деревьев вдоль дорог все недовольны, но виновных нет?
Проблема вырубки деревьев и зеленых насаждений вдоль автомобильных дорог в последнее время стала звучать болезненно часто. Президент недоволен, Минприроды недовольно, люди жалуются. Во время ежегодного послания Александр Лукашенко снова затронул этот вопрос, признался, что в некоторых областях вырубка его даже удивила. Так кто виноват и кому отвечать?

Где еще не вырубили?

Недовольные жители бьют тревогу с начала года. В январе TUT.BY сообщили, что в Витебской области вдоль автодороги Р-112 (Витебск - Сураж - Россия) ведется массовая вырубка деревьев. "Вырубают все подряд! Здоровые березы, тополя, ели", - рассказывал нам с горечью житель поселка Витьба Александр.
 
Многочисленные жалобы смогли притормозить действия властей. Однако ситуация стала повторяться в других регионах: "Марьину Горку теперь можно смело называть Пенькоградом", "В Рогачевском районе почти все деревья вдоль дорог уничтожили", "Массовое уничтожение деревьев идет в Гродненской области и самом областном центре. Красивый зеленый город превращается в пустыню".
 
В марте стало известно, что Минприроды изучает обстоятельства вырубки столетних дубов в Житковичском районе Гомельской области. Именно из-за того, что кто-то вырубил "15 столетних дубов - национальное достояние нашей страны".
 
Чуть менее месяца назад на горячую линию TUT.BY обратилась женщина, которая поведала историю, как в деревне Глиница Мозырского района массово вырубают деревья. Да так, что "Глиница похожа на казахстанскую степь". Предоставленные ею фото как нельзя лучше иллюстрируют это.
 
Вырубкой деревьев вдоль дорог все недовольны, но виновных нет?
Один из последних примеров вырубки деревьев в Слуцком районе

Забили тревогу общественные организации. Беспокойства людей дошли и до президента. Неделю назад в ходе рабочей встречи с председателем Минского облисполкома Борисом Батурой он заявил: "То, что раньше высаживали специально как защитные полосы, сегодня начинают выдергивать, резать, пилить и так далее. Хорошо, если где-то это надо сделать. Но зачем это делать массово? <…> То есть наши предки вдоль дорог высаживали деревья, а мы сейчас начинаем пилить. В Могилевской области меня это удивило".
 
Кстати, местные власти чаще всего объясняли недовольным жителям и журналистам, что рубки делаются не просто так: либо в рамках работы по благоустройству, либо в санитарных целях. В некоторых случаях они сообщали, что деревья больны древесной болезнью, поэтому иного выхода, как вырубить их, мол, не было.
 
Вырубка продолжается?

Как сообщает Минприроды, благоустройство чаще всё же выступало лишь прикрытием, и по оперативной информации министерства, вырубка в некоторых регионах продолжается. 3 мая, выступая в парламенте, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир Цалко сообщил, что дорожные службы уже оштрафованы на 600 млн рублей. "Но это ничего не поменяло, они как резали, так и режут", - заявил министр, подчеркнув, что у министерства не хватает полномочий по решению вопросов вырубки деревьев, возникают различные конфликты с местными властями.
 
"В течение 2011-2012 годов Минприроды неоднократно обращало внимание областных исполнительных комитетов на экологическую значимость защитных зеленых насаждений, произрастающих вдоль автомобильных дорог, - сообщили TUT.BY в министерстве. - Их удаление неизбежно влечет изменение экологической обстановки: усиление скорости ветра, повышение испаряемости влаги, возрастание сноса торфа и повторяемости пыльных бурь, усиление сноса снегового покрова, увеличение промерзаемости почвы и повторяемости заморозков".
 
Как рассказал TUT.BY эколог Георгий Козулько, вырубки зеленых защитных насаждений, как леса вдоль автомобильных дорог возможны и даже необходимы, регулируются Правилами рубок в Беларуси, и в них четко обозначены, что и в каких случаях можно рубить. "Сюда входят рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, рубки обновления и переформирование, уборка захламленности, ландшафтные рубки, а также уход за подростом, подлеском и кустарником". По сути – это точечные вырубки, и так было всегда, говорят экологи.
 
"Но уже 2 года длится именно массовая вырубка леса с нарушением правил рубок. Недостаточно экологически грамотные чиновники разного уровня объявили настоящую войну кустарникам, подросту и молодым деревьям. Вырубается действительно всё подряд, чтобы придать лесу вдоль дорог вычищенный парковый вид. Как соревновательная показуха, мол, смотрите, как мы заботимся о чистоте и порядке. Но это элементарное экологическое невежество, - возмущен Козулько. - Это просто уничтожение традиционного облика белорусского леса. Здесь нет какой-либо экономической выгоды, на мой взгляд, перестарались с наведением порядка".
 
Чтобы разобраться в этом эколог Козулько вместе с коллегами, экспертами в области лесного хозяйства и экологического права, написали письма в несколько структур – Администрацию президента, Совет министров, Минлесхоз, Минприроды и все облисполкомы.
 
Как следует из ответов, Минлесхоз аппелирует к тому, что навести порядок в лесном фонде было поручением Александра Лукашенко, данным еще в 2010 году. После этого министерство организовало системную работу "в этом направлении". "А из ответа исполкомов видно, что они действовали на основании приказа Минлесхоза, - говорит он. – В то же время Минлесхоз говорит, что давал указания правильные, а на местах из-за недостатка экологического образования поняли приказ неверно и начали делать по-своему, в нарушение правил".
 
Тем временем из различных мест по всей стране TUT.BY получил примерно одинаковую информацию: даже если все велось по правилам рубок, "проверки" уповали на то, что "срезано недостаточно". В некоторых случаях, отмечали лесничие, за недостаточную старательность грозили наказанием по службе. Относительно ведомственной принадлежности проверок, ответы расходятся: в каких-то лесничествах отмечали, что "угрожающие" проверки были министерскими, в каких-то - от руководства райисполкомов или облисполкомов.
 
Законодательная ответственность никому не нужна?

Выступая в этом году с посланием к парламенту и народу, президент Лукашенко снова обратил внимание на проблему, сообщив имена некоторых виновников.
 
"Семен Борисович (Шапиро, председатель Гродненского облисполкома – Ред.) мне говорил, что за этими деревьями руководители свою бесхозяйственность прячут, надо будет их вырубать. <…> По-моему, я не видел, чтоб ты там массово резал эти деревья (о Шапиро. - TUT.BY) на обочинах, как это Петр Михайлович (Рудник, председатель Могилёвского облисполкома. - TUT.BY) в Могилевской области".
 
"Ладно, от жиру бесился бы губернатор Гродненской области. На Могилевщине - то это не главный вопрос <…> Всё выкорчевал, я не знаю, давно вы там ездили или нет. Ладно, думаю, не буду ему ничего говорить, потому что, может, у него основания какие-то к этому были. Но вижу, что ни с того ни с сего начинают это рубить и резать".
 
"Николай Александрович (Ладутько, мэр Минска. - TUT.BY) несколько деревьев срубил тут, я ему тогда "отрубил". Он взял да мне их привез домой, порезал на куски, знает, что я рублю дрова. Я посмотрел, а вся сердцевина сгнила", - сказал Лукашенко, объясняя, что "какие- то деревья" надо "вовремя убирать, чтобы несчастья не было".
 
Защитники природы считают, что ответственность виновных должна быть максимально серьезной, чтобы человек боялся не только надбавок лишиться, но и в тюрьму сесть.
 
Кстати, 3 мая депутаты приняли в первом чтении дополнения и изменения в некоторые законы, касающиеся охраны окружающей среды и природопользования. Минприроды вносило предложение о том, что если принято какое-либо решение местными органами власти, которое вредит природе, и инспектор против, то решение не принимается. Однако это предложение отклонили.
 
Экологи подчеркивают, что чрезмерная вырубка леса вдоль дорог – это лишь часть проблемы. "Остается нерешенным вопрос вырубки защитных лесополос вдоль дорог и сельхозполей. Это сфера компетенции уже Министерства транспорта и Минсельхоза. Здесь также необходимо срочно прекратить экологически неразумную практику".
←Героем традиционного онлайн-проекта "Вопрос ведущему" по четвергам станет Михаил Ревуцкий - журналист АТН и автор программы "Пра мастацтва".

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика