Цена и ценность хорошей игрушки. Как потратить деньги с умом?
08.05.2012 16:22
—
Новости Общества
Цена и ценность хорошей игрушки. Как потратить деньги с умом?
Родители так или иначе тратят деньги на игрушки. Но одни игрушки становятся любимыми, с ними ребенок играет бесконечно, а другие через день-два уже пылятся в дальнем углу. Игрушек сейчас много, и зачастую стоят они немало, некоторые так и совсем дорогущие. Как потратить деньги с умом, стоит ли покупать ребенку дорогие вещи и на какие игры не стоит скупиться?
Где-то в годик у моего сынишки появилась деревянная игра "Теремок". Состояла она из героев сказки (мышь, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь) и трех брусочков (два больших и один поменьше). Если положить бруски друг на дружку, получится теремок. Герои малыша интересовали, но недолго. А вот с брусочками он практически не расставался. Сначала это были мама-деревяшка, папа-деревяшка и их сынок. С мамой-деревяшкой мы начали ходить в садик, однажды лежали в больнице. Потом один брусок был ружьем и машинкой (хотя транспортных средств у ребенка пруд пруди – на любой вкус), а все вместе были поездом. Затем на бруске малыш играл, как на гитаре… Да всех ролей и не вспомнишь! И даже теперь сынок с ними играет: два бруска – раздвигающиеся автоматические ворота. Вот как.
"Брусочки стали для ребенка средством для творческого выражения, — комментирует педагог-психолог Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, член Белорусской ассоциации психотерапевтов Светлана Бунос. — Малыш адаптирует предметы для своей игры, фантазирует. Такими любимыми вещицами могут стать ленточки, палочки, щепочки и так далее. В общем, они замещают отсутствующие вещи".
Кстати, когда вместо вымышленной мы купили ребенку очень похожую на настоящую гитару, он ее особо не жаловал. "Правильно, — констатирует Светлана Бунос, — ребенок имитировал, и на этой гитаре-деревяшке у него все получалось. А с новой видно, что играть-то на инструменте он не умеет. Раньше он чувствовал себя успешным, теперь – нет".
Как купить то, что нужно
Стоит ориентироваться на развитие малыша. Что одному нужно в семь лет, другому подавай уже в три.
Где-то в годик у моего сынишки появилась деревянная игра "Теремок". Состояла она из героев сказки (мышь, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь) и трех брусочков (два больших и один поменьше). Если положить бруски друг на дружку, получится теремок. Герои малыша интересовали, но недолго. А вот с брусочками он практически не расставался. Сначала это были мама-деревяшка, папа-деревяшка и их сынок. С мамой-деревяшкой мы начали ходить в садик, однажды лежали в больнице. Потом один брусок был ружьем и машинкой (хотя транспортных средств у ребенка пруд пруди – на любой вкус), а все вместе были поездом. Затем на бруске малыш играл, как на гитаре… Да всех ролей и не вспомнишь! И даже теперь сынок с ними играет: два бруска – раздвигающиеся автоматические ворота. Вот как.
Свою стоимость эта игрушка отработала сполна. А вот игрушка-руль с газом, проигрывателем и светящимися фарами стоила намного больше деревянного теремка, а играл с ней ребенок ну от силы месяц.
"Брусочки стали для ребенка средством для творческого выражения, — комментирует педагог-психолог Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, член Белорусской ассоциации психотерапевтов Светлана Бунос. — Малыш адаптирует предметы для своей игры, фантазирует. Такими любимыми вещицами могут стать ленточки, палочки, щепочки и так далее. В общем, они замещают отсутствующие вещи".
По-настоящему хорошая игрушка проста, говорит специалист, и поэтому ее можно использовать в разных игровых ситуациях. "Помните, раньше была игрушка клоун или мишка на турнике? Толкаешь пальцем, и он кувыркается. Чаще всего такого клоуна, насытившись его акробатическими трюками, дети отрывали, и уже тогда с ним можно было играть: герой становился танкистом (его засовывали в машину), строителем или солдатом". И дети любят простые игрушки. Ведь они не берут с собой в кровать какое-нибудь пищащее и светящееся чудо техники.
Кстати, когда вместо вымышленной мы купили ребенку очень похожую на настоящую гитару, он ее особо не жаловал. "Правильно, — констатирует Светлана Бунос, — ребенок имитировал, и на этой гитаре-деревяшке у него все получалось. А с новой видно, что играть-то на инструменте он не умеет. Раньше он чувствовал себя успешным, теперь – нет".
Чаще всего самыми любимыми становятся, как их называют, игрушки из реальной жизни, рассказывает психолог. Вот они обязательно должны быть у каждого ребенка. Это та же машинка, кукла, медведь, парикмахерский набор, станция техобслуживания, аэродром и т.д. Лучше, если они будут похожи на реальные вещи и персонажи. Ведь игра – это отражение реального мира. И играя, ребенок тренируется, как будет вести себя в жизни. Игрушки также формируют у ребенка представление о действительности. С этой точки зрения, можно назвать вредными для маленького ребенка (2-3 года) мультяшных феечек Winx, кукол Барби и т.д. У них не соблюдены реальные пропорции, они внешне отличаются от настоящих людей. И у ребенка формируется неправильное представление о том же человеческом теле. Так, для маленьких детей следует выбирать самые близкие к реальности игрушки. А вот для детей постарше, которые хорошо "знакомы" с реальным миром, они уже не вредны психологически. И даже развивают фантазию. Такому ребенку можно предложить и человека-паука.
Есть игрушки, которые родители иногда отказываются покупать. Например, оружие, страшные маски, солдаты, тигры и т.д. Меж тем детские психологи говорят, что такие вещи помогают регулировать агрессию, страх. "Если не дать ребенку пистолет, — рассказывает Светлана Бунос, — он возьмет куклу и будет ей "стрелять". Нужно не отбирать игрушечный нож, а сформировать правильное отношение к предмету". Если ребенок начинает палить в маму, следует объяснить, что в людей стрелять плохо. А вот если договоритесь, что играете в войнушку, тогда можно и пострелять.
Есть дети, которые, как оголтелые, гоняются по дому, кричат, визжат – ну надо человечку выплеснуть агрессию. Конечно, ребенок должен понимать, что так в жизни делать не следует. Не ругайте, объясните и предложите натянуть маску волка или превратиться в пирата, и пускай носится. Тут кричит, дерется не он, а пират. Таким образом, у ребенка формируется представление о том, что делать можно, а что нельзя.
На что родителю в любом случае придется раскошелиться, так это средства для творческого самовыражения — пластилин, карандаши (фломастеры можно предложить только ребенку, у которого уже сформировался почерк), мозаика, различные конструкторы. Вот они себя "отыграют". А если вдруг по какой-то причине вашему ребенку тот же конструктор не приглянулся, значит, его нужно с игрушкой познакомить, увлечь. "Очень важно создать условия, при которых ребенок захочется играть. Пускай мама и папа садятся на пол и с удовольствием эмоционально собирают дома, башни, самолеты. Малыш не сможет не включиться", — советует Светлана Бунос.
Недолговечные игрушки
Недолговечные в плане устойчивости интереса ребенка — игрушки с фиксированными функциями, которые нельзя "обыграть" как-то иначе, чем задумано производителем. Например, пляшущая машинка. Моему ребенку такую подарили на какой-то праздник. Когда автомобиль включаешь, он под музыку начинает подниматься на колесах, катиться взад, вперед, выписывать круги, сверкать фарами. А уж когда батарейки сели, то делать с ней в общем-то нечего: даже колеса не крутятся. Такого рода забавы хватает на два-три дня, потом надоедает. Вот это действительно выброшенные на ветер деньги.
Но некоторые игрушки с фиксированными функциями все же покупать нужно, говорит Светлана Бунос. Например, для ребенка, у которого слабо развита мелкая моторика, полезны игрушки, в которых нажимаешь на кнопку – открывается окошко, отводишь рычажок – что-то высовывается. Конечно, такой, к примеру, домик будет увлекать малыша, пока у него не станет все получаться и он не запомнит, что да как действует. Как правило, это две недели. "И все-таки если такая игрушка подобрана по возрасту, то неплохо развивает. Поэтому хорошо, когда такие игрушки ребенку покупают. Главное, чтобы соблюдался принцип "от простого к сложному". То есть для начала нужно предложить малышу простую игрушку, а когда он ее освоит, сложнее и еще сложнее. А чтобы не разориться на вещицах, привлекающих к себе внимание столь непродолжительное время, Светлана Леонидовна советует обмениваться игрушками. "Родители могут сгруппироваться: в одной семье купили это, другая приобретет другую игрушку и т.д., а потом обменяться". Или пустить предмет "по кругу". Есть такая электронная детская книга с картинками животных, нажимаешь, и звери издают звуки — очень интересная и полезная, но стоит ни много ни мало 230 тысяч рублей. Если она будет у ребенка недельку через три, то долго ему не надоест и по родительскому карману не ударит.
По первому требованию
Если у чада игрушек много, если они приобретаются по первому требованию, такие вещи обесцениваются в глазах малыша. "Лучше всего папе с мамой присмотреть то, что стоило бы купить, почитать, какие игрушки для ребенка определенного возраста нужны, и только потом отправляться в магазин, а лучше делать это в основном без ребенка", — советует психолог. Обилие и пестрота игрушек может привести к неустойчивости чувств, поверхностности (ребенок не доходит до сути), изменчивости симпатий. Ребенок перестает ценить вещи. Меж тем родители должны привить ребенку бережное отношение к вещам, в том числе игрушкам. Их нельзя швырять, ломать специально.
А чтобы ребенок поиграл с вещицей подольше, хорошо бы припрятать игрушки, к которым он охладел. "Следует руководствоваться правилом: чем меньше возраст, тем меньшее число игрушек должно находиться в поле зрения ребенка", — советует психолог. До года лучше предлагать одну игрушку, в три года – 4-5, и даже для больших детей не мешало бы часть орудий отправлять в закрытые шкафы. Кстати, когда игрушек на виду слишком много, дети выворачивают коробки с ними. Как будто напоминают: "Уберите с глаз, надоело". Сигнал для родителя о том, что ребенок устал и пресытился, и если чадо ломает игрушки.
Да и убирать целую кучу всего ребенку тяжело, как бы мама ни пыталась приучить сына или дочку к порядку. А вот если расставлять по местам необходимо всего парочку вещиц, это не слишком утруждает. "Бывает еще, ребенок выходит гулять во двор, или мама приводит малыша в песочницу с целой сумкой игрушек, — рассказывает Светлана Леонидовна. — Не дай Бог, чтобы забыли лопатку, вдруг захочется, а ее нет. Бедный ребенок! Это, опять же, случай, когда много игрушек – вредно". Дитя должно понимать, что у него не всегда будет все то, что есть у других. И он должен учиться взаимодействовать: дать свой самокат и попросить покататься на чьем-нибудь велосипеде. Не мешайте процессу (можно лишь регулировать), пускай ребенок учится общаться, просить, делиться и нормально, без надрыва, воспринимать, что у него чего-то нет.
Как купить то, что нужно
Обязательное условие хорошей покупки – ориентироваться на возраст ребенка. Игрушка должна быть по летам – это очень важно. Так как если забава упрощена, ребенку будет неинтересно. Можно ориентироваться на возраст, указанный производителем на упаковке. А лучше всего проштудировать литературу. Так, купить четырехлетке машину с дистанционным управлением можно. Только нужно подобрать вариант с джойстиком не с одной кнопкой, на которую нужно жать вверху, внизу или сбоку, а с тремя. И малышу должно быть удобно держать пульт.
Стоит ориентироваться на развитие малыша. Что одному нужно в семь лет, другому подавай уже в три.
И, конечно, необходимо учитывать интересы чада. Но покупать десятую похожую машинку все же не стоит. Подбирайте игры с новыми функциями, других размеров или хотя бы цветов. Исключением может стать, когда ребенок увлекается коллекционированием чего-либо.
Ну и лучше всего покупать игрушку в магазине, а не на рынке. Правда, сегодня многие говорят, что и в супермаркете, и на рынке — тот же Китай. Оно-то, может быть, и так, только на рынке часто никто не гарантирует вам качество товара. В магазинах обычно продают только сертифицированный товар, то есть конкретная партия была проверена в лаборатории на территории нашей страны. И заверили документ реальные люди, которые подписями подтверждают свою ответственность за безопасность товара.
Интересная и увлекательная игрушка для вашего ребенка может быть и дорогой, а может быть и совсем дешевой, порой достаться бесплатно. И она обязательно станет востребованной, если родитель будет подбирать ее внимательно, что называется, займется вопросом. Если вашему малышу что-то приелось, не угрожайте "раз не играешь, и покупать тебе не будем". Понаблюдайте, припрячьте, предложите что-нибудь новое. И не забывайте про совсем дешевые, но бесценные для ребенка игрушки — тесто, песок, воду… Позволяйте своей кровиночке лепить вместе с вами вареники, валяться в окопах, запускать в ванной кораблики, и не важно, что после этого остаются большущие лужи…