Доступ к образованию для белорусских детей-инвалидов по-прежнему затруднен, считает правозащитник
Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский считает, что существующая в Беларуси система обучения детей-инвалидов не соответствует потребностям и ожиданиям самих детей и их родителей. Такое мнение он высказал на пресс-конференции в Минске 30 апреля, передает БелаПАН.
Несмотря на многообразие форм обучения детей-инвалидов в стране, доступ для них к образованию по-прежнему затруднен, а качество предоставляемых образовательных услуг остается на относительно невысоком уровне, пояснил правозащитник. Такой вывод можно сделать по результатам исследования «Установки родителей как фактор эффективного внедрения в Беларуси инклюзивного образования», проведенного офисом совместно с Исследовательским центром европейской трансформации в 2011—2012 годах.
Исследование «выявило противоречие между декларированием предоставления равных прав и возможностей обучения и воспитания детям с особенностями развития, которые отражены в законе «О специальном образовании», и их практическим внедрением в жизнь».
В Беларуси в обычных школах работают 222 специальных класса, 5.787 классов интегрированного обучения, а также 1.368 пунктов коррекционно-педагогической помощи. Число учеников, обучающихся дома, в специальных школах или в школах-интернатах, уменьшается. Более чем в 10 школах создана безбарьерная среда (Минск, Гродно, Брест).
Вместе с тем больше половины детей с особенностями развития по-прежнему обучаются в специальных учебных заведениях интернатного типа. Для сравнения: в европейских странах не в инклюзивных школах находится 3-4% детей, большинство которых имеют тяжелейшие нарушения здоровья и развития. Другие категории детей-инвалидов учатся в обычных школах, живут в семьях со своими родителями.
Одним из важнейших препятствий для развития системы инклюзивного образования в Беларуси, отметил Дроздовский, является отсутствие в большинстве школ условий для обучения детей-инвалидов, в частности безбарьерной среды. Препятствием для обучения детей в школах является ее отсутствие на улицах, в транспорте.
Родители отмечали нехватку в школах специалистов для работы с детьми с особенностями развития, в частности ассистентов, которые работали бы с каждым ребенком-инвалидом индивидуально, помогали бы ему передвигаться по школе. Еще одна проблема — недостаточная подготовка школьных учителей к работе с детьми, страдающими серьезными нарушениями здоровья, в том числе психологическая.
Дроздовский отметил, что родители самих инвалидов часто не готовы отдавать детей в обычные школы из-за страха, что с ребенком будут плохо обращаться дети и учителя.