Мясной вопрос
Факт известный: в белорусских магазинах действует на этот продукт строго фиксированная торговая надбавка. Декабрьским постановлением 2011 года № 200 Министерство экономики Беларуси расширило список социально значимых товаров, добавив туда мясо (говядину, свинину, полуфабрикаты в виде отрубов из свинины), полуфабрикаты из говядины и свинины, котлетное мясо, наборы, фарши. Торговая надбавка на эти продукты в зависимости от типа торгового объекта — от 12 до 20 процентов. И тут, как говорится, ни вправо, ни влево. Разумеется, на рынке торговцы не могут произвольно накручивать цены на мясо — по документам у них тоже идет определенная торговая надбавка к закупочной цене. Но вот скидывать цены им никто не запрещал.
— Если вы придете ко мне через три часа, я вам отдам эту же говядину, но не по 85 000 рублей за килограмм, а по 75 000. Понимаете, мне мясо продать нужно сегодня-завтра, иначе я его просто выброшу, — признался продавец говядины на Комаровке Александр.
Торг уместен! Этим и привлекает базар хозяек. К тому же здесь свежее мясо, а не заранее расфасованный производителем замороженный окорок.
— Я оставшееся мясо на ночь убираю. А в магазинах его оставляют в тех же витринах. И лежит оно там, пока не найдет своего покупателя, — считает Александр. — Я же в холодильниках продукцию не храню — через день-два езжу за новым мясом.
Известно, что на рынке в 95 процентах случаев стоят перекупщики — они затариваются более дешевым, еще «живым», мясом у населения, иногда у фермеров. Тушу разделывают самостоятельно и уже разруб везут на рынок. Эта «дополнительная технологическая операция», как сказали бы на производстве, и позволяет в основном торговцам заработать.
Однако в последнее время и на рынке мясо пока медленно, но верно растет в цене. На прошлой неделе свиную шею продавали по 70 000 рублей за килограмм, а до пасхальных праздников — по 63 000—65 000. За килограмм окорока сейчас просят 58 000—60 000 рублей, а две недели назад он был еще по 50 000.
Что говорят сами продавцы? Беседую с Оксаной, на чьем прилавке красовалась табличка «Домашняя свинина».
— Почему цены поднимаем? А куда деваться? Ведь люди стали нам дороже мясо отдавать: на рынке спрос увеличивается, а в деревнях количество свиней — нет, — объясняет Оксана.
Интересно, что практически все опрошенные корреспондентом «БН» продавцы-мясники на Комаровке привезли товар в столицу с Гродненщины. Неужели ближе свиней и коров не держат?
— Лично я таких не нашел, — говорит Александр. — А с Гродненской областью работать удобно — есть постоянные поставщики.
Кстати, называть своих поставщиков, несмотря на все уговоры, продавец наотрез отказался.
— Я вам сегодня скажу, а вы завтра поедете к нему и заберете все мясо. Чем я тогда буду торговать? — хитро улыбнулся Александр. — Или за соседним прилавком коллега-конкурент услышит и перехватит« моего» производителя. А найти сейчас нового поставщика ой как не просто!
А вот какую информацию предоставляет Минсельхозпрод Беларуси: фактическое наличие свиней в стране на 1 января 2012 года — 2416569 голов, что составляет 105 процентов к уровню прошлого года. Валовой прирост — 370534 тонны (107 процентов к прошлому году). А что с говядиной? То же самое: поголовье на 01.01.2012 — 345303, что составляет 104 процента к прошлому году, а валовой прирост — 97 872 (102 процента к прошлому году). Так где же мясо? И почему растут цены на него?
Причину подорожания можно увидеть в закупочных ценах, которые постановлением Минэкономики увеличили в Беларуси в апреле этого года. Но в Минсельхозпроде утверждают, что это никак не отразится на розничных ценах. Товарные надбавки на социально значимые товары в Минэкономики также не планируют в ближайшее время ни отменять, ни пересматривать. Скорее всего, во всем «виноваты» действующие законы рынка: как договорились, так и расплатились. Перекупщики стали покупать дороже, а значит, и продают по более высоким ценам. В принципе, никто не может заставить человека продать собственноручно выращенного поросенка за меньшую цену. Хозяин хорошо знает ситуацию на рынке и не желает терять деньги — ведь ему самому придется идти на тот же рынок за мешком зерна для следующего поросенка. Но на пустом месте, как известно, ничто не случается. А цены на определенный товар могут резко подскочить — либо при увеличении затрат на его производство, либо при его недостаточном количестве. Вот и пример: зайдя в очередной раз в крупный для сельской местности магазин в поселке Лесной, что в Минском районе, качественное мясо купить не смогла — выбор близок к нулю (сало, суповой набор, слишком сальная свиная вырезка, говядины нет), вид непрезентабельный, а цены — дороже рыночных...
Подготовила Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»
Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»