Счётчик включен!
Если реклама – двигатель торговли, то работники сферы обслуживания – лицо страны, особенно если речь идёт о впечатлениях приезжих. На днях в Минском горисполкоме состоялся непростой разговор о такси. У многих есть претензии к этому виду транспорта. И чаще всего – обоснованные. Но и у таксистов есть, что сказать как транспортному начальству, так и клиентам.
Многие люди, бездумно садясь в первую попавшуюся машину такси, даже не подозревают, что иногда такси может превратиться в настоящую ловушку.
С недавнего времени шашечки на двери автомобиля вызывают у Антонины нервную дрожь. Примерно в такой же дождливый день две недели назад девушка опаздывала на работу, поэтому позвонила в такси. Водитель подъехал буквально через 5 минут, но едва сев в машину, Антонина пожалела об этом.
Заблокировав двери, таксист вс` же довез девушку до нужный улицы. Таксометр он не включал, но когда назвал сумму, у Антонины округлились глаза. Заплатив фактически в тройном размере, испуганная девушка поспешила выбраться из машины. Она была уверена: за такое водителя как минимум уволят, а то и привлекут к ответственности, но не тут-то было.
Антонина, пассажир: «Я сразу же позвонила в службу, через которую вызывала такси и всё рассказала. Но мне ответили: «Извините, вы, наверное, что-то перепутали, потому что у нас такой машины нет, такие у нас не работают». И всё. Чека у меня нет, и доказать что-то я не могу».
Игорь Верховец, директор одной из самых крупных служб такси Минска, уверяет. От подобных случаев не застрахован фактически никто. Всё потому, что городские улицы заполонили полулегальные фирмы.
Игорь Верховец, директор службы такси: «Там заявляют, что такого заказа не было. Т.е. извините, но претензия не принимается. Им не выгодно хранить заказы нелегалов, которые у них как мёртвые души».
Избегая налогов, такие фирмы активно теснят добросовестных перевозчиков. Они снижают цены и переманивают клиентов. На первый взгляд пассажирам это выгодно, ведь поездка обходится дешевле. Но ведь неизвестно, чем такая поездка закончится. Даже в случае аварии не будет никакой страховки. Конкурировать с нелегалами невозможно. Легальным таксистам едва хватает денег на ремонт машин. Про обновление парка не идёт и речи. И вряд ли в ближайшее время ситуация изменится кардинально.
Игорь Верховец, директор службы такси: «Ещё 5 лет назад белорусский парк такси был на среднем европейском уровне. Теперь машины стремительно устаревают. Впереди Чемпионат мира по хоккею, и мы можем встретить гостей на добитых машинах, как говорится на корчах».
Сейчас в сфере такси рыночное ценообразование, государство в этот вопрос не вмешивается. Но основные перевозчики теперь обращаются к властям с просьбой ввести минимальную границу тарифа. Например, привязать стоимость километра к литру бензина.
Игорь Дадалко, заместитель директора учреждения «Столичный транспорт и связь»: «Такой вопрос сейчас рассматривается. Мы будем принимать решения, думаю, будет установлен какой-то минимальный тариф».
А вот в Польше, которая этим летом принимает футбольный чемпионат, нелегальные таксисты – уже история. А по маршрутам колесят фактически новые машины.
Центральный вокзал в Варшаве. Именно здесь в любое время дня и ночи можно увидеть машины с русалкой – главным элементом столичного герба. Варшавский рынок, по словам самих водителей такси, сегодня самый насыщенный в стране. На два миллиона жителей приходится целых восемнадцать фирм радио-такси, то есть…
Анджей Кордас, вице-председатель профсоюза водителей такси г. Варшава: «Вопрос деятельности корпорации, уверены мои коллеги, должен быть определён серьёзными законами. Тем более что владелец фирмы, работающей на радиоволне, обязан принимать на себя ответственность, высылая водителя на заказ. И подобные заказы должны распространяться исключительно на водителей с лицензией.
Ещё двадцать лет назад садиться за руль любого автомобиля и таксовать хоть по 24 часа в сутки могли все желающие, нынче на трассах только новые машины, а за рулем только те, кто сдал специальные государственные экзамены и получил лицензию. Подобная система не только в столице, но и в малых городах.
Эдвард Плона, владелец фирмы такси г. Ломжа: «Каждая машина в моей фирме имеет радиосистему связи. Обязательна для каждого водителя личная фискальная касса и счётчик. Без этих устройств водитель просто не имеет права выезжать в город. Чек за проезд даёт право пассажиру проверить, не обманул ли его водитель и в случае чего подать жалобу в адрес руководства фирмы».
Если у водителя нет фискальной кассы и счётчика – ему прямая дорога в суд. А вот если машина прокуренная и грязная, водитель невежлив, чемодан не поднёс и ещё и лукавит, пытаясь содрать втридорога и чек не выдать, такому век клиента не видать. Ведь пара таких «нехороших» такси – и репутация загублена навсегда.
Анджей Кордас, вице-председатель профсоюза водителей такси г. Варшава: «Самое главное – кто в новой фирме будет работать. Как фирма будет бороться за клиента на этом рынке. Речь идёт и о ценовой политике. Для того чтобы сегодня начинать эту деятельность, следует иметь огромный капитал».
Кстати, говоря о капитале, имеют ввиду не просто деньги на один-два автомобиля. Если появляется новая фирма, то сразу со своим автомобильным парком, взятым в лизинг, новой маркетинговой стратегией, социальным пакетом для водителей. Бюджет такой фирмы в Польше не менее полумиллиона долларов. Правда, Минюст планирует облегчить административное бремя таксистов. Но те сопротивляются. Чем легче начать бизнес, уверены они, тем больше безответственных конкурентов. А значит, – потеря респектабельности.
Опасаясь грядущих изменений, сами водители такси выступают за более жёсткое регулирование их деятельности. А министр юстиции, которого по праву считают автором нового закона, призывают прислушаться к своему мнению. В противном случае ещё в мае нынешнего года Польшу может ждать масштабная забастовка.
Несмотря на экономические трудности, многие белорусские перевозчики уже готовы к туристическому сезону. Например, в этой фирме активно преодолевают языковой барьер и надеются поработать с гостями Чемпионата мира по хоккею.
Антонина Малашенка, заместитель директора службы такси: «У нас уже 70 % водителей обладают довольно высоким уровнем английского языка, по крайней мере, достаточным для того, чтобы общаться с клиентами. К чемпионату они его ещё на порядок подтянут».
Кроме того, для водителей ввели дресс-код. Белых рубашек и галстуков пока не требуют, но шорты, майки с короткими рукавами и спортивные костюмы категорически запрещены. Следят и за внешним видом машин. Техническое состояние проверяют ежедневно. Но организации такого уровня – скорее исключение. Чтобы самостоятельно оценить ситуацию с белорусскими такси, мы вместе с транспортной инспекцией направились в рейд и уже на первой стоянке едва не попали в аварию. Увидев инспекторов, некоторые рванули врассыпную.
Однако скрыться успели не все. Например, у этого водителя, который активно пытается скрыть своё лицо от телекамеры, не оказалось вообще никакой лицензии. Машина даже техосмотр не проходила. Мужчина уверяет, что он вовсе не таксист. А по машине и не скажешь. На машине наклейки одной из зарегистрированных служб, но водитель мог давно расторгнуть с ней контракт, а наклейки оставить для прикрытия.
Олег Якшевич, заместитель начальника транспортной инспекции по г. Минску и Минской области: «Внизу таксометр стоит, рация с радиоподдержкой. Принимает заказы без лицензии. Направим документы в налоговую».
А у этого таксиста с лицензией всё в порядке, но поездка с ним вряд ли будет безопасной. Он уже который день без выходных, работает на износ. И все оправдания похожи.
Водители маршрутных такси по нарушениям не отстают от своих «легковых» коллег. Зачастую пассажиры ездят без билетов стоя. В случае аварии, они не только более уязвимы, но и вряд ли получат страховку. На штрафы, а они с увеличением базовой бывают с шестью нулями, водители реагируют нервно.
В этом такси с культурой всё в порядке. Здесь работают только девушки. За год с момента открытия «женского» такси в Могилёве – ни одного инцидента. Ни со стороны таксистов, ни со стороны пассажиров. Водители здесь – исключительно представительницы прекрасного пола. Блондинка Юлия признаётся: как только мужчины видят её за рулем, у них сразу возникает желание воспользоваться именно этим такси. Даже в булочную. Но пассажирами «женского» такси могут быть только женщины и дети. Мужчину допускают лишь в качестве сопровождающего ребёнка.
Юлия Кравченко, водитель женского такси: «Для некоторых это гарантия спокойствия, что к ним никто не пристанет. Мужчины водят лучше от природы. У них лучше сноровка, скорость, реакция. Но с нами доехать надёжнее, приятнее».
Сами пассажирки главным аргументом в пользу женского такси считают безопасность.
Спрос на женское такси стабильно высокий, поэтому, скорее всего, подобная услуга станет для Беларуси традиционной. Кстати, что касается традиций, то здесь пальма первенства у Великобритании.
Самые первые правила для общественного транспорта в Лондоне были введены ещё в 1906 году. И уже тогда содержали достаточно серьёзные требования к работе такси. Так, одним из основных условий получения лицензии на право заниматься частным извозом была необходимость доказать маневренность своей машины. Радиус разворота автомобиля не должен был превышать 25 футов (около 8 метров). Далеко не все автопроизводители того времени могли обеспечить такие показатели. Зато именно благодаря таким требованиям лондонские кэбы до сих пор свободно маневрируют, разворачиваются и паркуются на оживлённых, узких и часто переполненных улицах столицы.
Британские такси, традиционно называемые блэк-кэб, хотя сегодня могут быть и другого цвета, известны всему миру благодаря необычной внешности и феноменальной надёжности. Более того, нигде, кроме Британии, не выпускают автомобили, которые используются исключительно как такси.
Патрик МакКормак – водитель с 17-летним стажем – уверен, что с прошлого века и до наших дней требования к кэбам и их хозяевам лишь усложнились, но это в порядке вещей, ведь главное условие – это безопасность пассажира такси и остальных участников дорожного движения.
Патрик МакКормак, таксист: «Кэб – это наша рабочая лошадка! И потому заслуженно требует ухода и внимания. Того, что мы называем «полная боевая готовность», иначе техосмотр – чтобы пройти его нам надо предпринять в сотни раз больше усилий, чем рядовым автолюбителям. И эта сложная процедура находится под тщательным контролем ведомства, выдающего нам лицензии».
Лицензию на частный извоз в Лондоне уже четыре столетия выдаёт полиция, сроком на три года. К лицензии прилагается номерной жетон, автомобилю присваивается специальная табличка с номером лицензии и указанием количества пассажиров, которое он вправе перевозить за раз. Также лицензия даёт право подбирать клиентов на улице. Далеко не все компании такси имеют такую возможность: дешевле получить право организовать заказ такси по телефону. Такой кэб ни за что не остановится, если вы голосуете на дороге, ведь это чревато большим штрафом и потерей лицензии.
Патрик МакКормак, таксист: «Лицензия – самое сложное в нашей профессии. Чтобы её получить, надо потратить минимум три года плюс большие деньги, и потом постоянно обновлять. Кроме того, каждые 15 лет машину необходимо менять на новую».
Всё это и постоянно дорожающий бензин делают английские такси одними из самых дорогих в мире. Несколько лет назад возмущённые этим обстоятельством власти приняли закон о максимальных тарифах. Сегодня базовый тариф составляет два доллара двадцать центов за посадку плюс доллар двадцать за каждый последующий километр. Дополнительная плата за поездку в часы пик и праздничные дни. Чаевые почти обязательны и составляют 10-15 % от показания счётчика. Теоретически в лондонском такси можно и поторговаться, но, как правило, джентльменам это не к лицу.
Есть, пожалуй, одна черта, которая объединяет любое такси мира – экстремальность профессии. И если в США водитель отгорожен от клиентов защитным стеклом, то у белорусских таксистов такой страховки нет. Для минского таксиста Андрея одна поездка превратилась в кровавый кошмар.
19 ножевых ранений оставили лишь призрачный шанс. Несколько месяцев Андрей был между жизнью и смертью. Долгое время питался жидкой едой через трубочку, вставленную в шею. Но вскоре снова сел за руль. Говорит, такси для него не больше, чем работа, но и не меньше, чем судьба.
Подробности – в видеосюжетах наших корреспондентов