Белорусские перспективы модного шопинга опять в тумане
22.04.2012 18:06
—
Новости Общества
Белорусские перспективы модного шопинга опять в тумане
Давно ожидаемого прорыва на белорусский рынок мировых модных брендов в прошлом году так и не случилось. И не только в кризисе дело – статистика свидетельствует, что в Вильнюсе, основном шопинговом месте для белорусов, тратить меньше они не стали. Активно строятся и торговые центры. Несколько "монстров" ритейла будут сданы уже в нынешнем году. Когда же белорусские покупатели смогут тратить деньги на родине?
Было бы что тратить…
На удивление мало специалисты этой индустрии говорят о прошедшем кризисе. "Девальвация ударила по кошелькам потребителей и планам ритейлеров. Те, кто работали в формате дискаунтеров оказались в выигрыше – это и продовольствия и одежды касается, - рассказал глава белорусского представительства международной консалтинговой компании Colliers International Андрей Алешкин. - При этом, общаясь с прибалтийскими коллегами, мы видим, что за fashion как ездили в Акрополис и Озас со средним чеком 1000 евро, так и ездят. Ничего не изменилось".
Подтверждает эту оценку и статистика по чекам tax free, которые любители крупных покупок за границей активно используют. Как сообщили TUT.BY в компании Global Blue Lithuania, количество заполненных белорусами форм для возврата уплаченного в Литве НДС в кризисном 2011-м году выросла сразу на 90,9%, при том, что в предыдущие годы прирост был куда скромнее (+30,2% в 2010-м и +49,6% в 2009-м). При этом и покупать меньше белорусы не стали: средний чек при покупках в Литве снизился всего на 1% до 772 лит (225 евро).
Интересы и предпочтения белорусских покупателей в Литве также сильно не поменялись. Белорусы не жалели средств на одежду и обувь (судя по чекам tax free, на этот сегмент пришлось более половины расходов). Несколько выросла доля покупок в соседней стране автомобилей и автоаксессуаров (доля этих чеков - 9,5% против прежних 6,5%), а также электроники и бытовой техники. А вот доля парфюмерии и косметики снизилась (5% против 5,6%).
Так что или доходы любителей зарубежного шопинга пострадали незначительно, или сэкономить они решили на чем-то другом.
Планов громадье
Наличия покупателей с подходящими кошельками еще не достаточно, чтобы в Беларусь устремились модные марки. Им нужны площади. "Опрос российских и иностранных фэшн-ритейлеров показал, что заинтересованы многие. Есть планы по приходу в Беларусь "М-Видео", по расширению "Спортмастера". Но все понимаем – ради одного магазина развиваться не интересно – не сделаешь логистику, не сделаешь экономику. Должна выстраиваться четкая концепция развития сети. Это же касается и мелких фэшн-операторов, интересующихся Беларусью, в частности, российских (Кира Пластинина и другие)", - констатировал Андрей Алешкин.
Прирост торговых площадей в 2011 году был большой - введено 75 тысяч квадратов. Однако есть неприятные нюансы. В 2011 году, как и прежде, доминировали объекты устаревших концепций, которые можно отнести к торговым центрам первого-второго поколений. Они рассчитаны на организацию павильонов мелкой нарезки. При этом в ряде объектов небольшие площади проданы многочисленным собственникам на стадии строительства.
"К сожалению, из года в год я отмечаю, что мы по-прежнему развиваем в Беларуси долевые проекты. Причины понятны – дорогие деньги, отсутствие у девелоперов перспектив. Но надо понимать, что Минск меняется, и такие проекты просто портят место. Концептуальный проект в единых руках в любом случае будет приспосабливаться к рынку, там будет ротация арендаторов. А объект, который продан в долевку по 30 метров, будет умирать. И архитектура страдает. На таких объектах лишь бы сэкономить", - сетует глава белорусского представительства Colliers.
Дефицит предложения качественных площадей белорусские розничные операторы компенсировали за счет строительства собственных объектов, чем и объясняется высокая активность ритейлеров в девелоперском бизнесе в Минске и Беларуси.
Владельцы продуктовых сетей и в прошлом году, и в нынешнем многие строили весьма активно и под собственные нужды. Среди тех, кто обзавелся новыми площадями, и "Гиппо", и "Би-Март", и "Виталюр". В таблицу, правда, не попал Евроопт. "У компании очень глобальные планы, постоянно открываются новые точки, но гипера в прошлом году не было - открывались более мелкие магазины", - пояснил Алешкин.
"По 2012 году даже страшно смотреть на цифры: 182 тысячи метров заявлено. Причем большая часть из них точно будет введена", - добавил он.
Самый крупные проекты нынешнего года расположены на престижном проспекте Победителей. Тут и "Замок" "Табак-Инвеста", где только сдаваемые в аренду площади составят 39 тысяч метров, и строящийся "Трайплом" торговый центр напротив Минск-Арены. В центре города 20 тысяч метров площадей добавит "Автовокзал Центральный" – "Какие марки – пока сюрприз", - интриговал Алешкин.
Zara передумала
Впрочем, уже сейчас можно констатировать, что некоторые ожидаемые марки в ближайшее время мы в Минске точно не увидим. В первую очередь, это давно обсуждавшаяся Zara. "Пока не появится, - огорчил Алешкин. - К сожалению, не удалось нам подписать соглашение. Это связано с экономикой, прежде всего. Хотя предварительный договор был согласован. Все их бренды должны были прийти. Не смогли мы их уговорить, убедить. Испанцы читают новости, считают политические риски. Общались с ними уже в этом году: они отмечают, что 2012 год тоже пока не для них. В 2013-м, в середине года, возможно, вопрос прихода в Беларусь рассмотрят снова".
Не появится в ближайшее время на минской кольцевой и долгожданного объекта-киллера (так ласково называют Ikea). "Будем работать в этом направлении", - пообещал глава белорусского Colliers.
Зато есть и большие компании, вроде Mellon Fashion Group, имеющей российские корни и объединяющей 9 брендов, которые готовы и планируют в Беларусь активно заходить. "Им немного сейчас непонятна экономика, но они видят перспективы", - отметил Алешкин.
Он добавил, что в 2013-2015 годах ситуация обещает быть еще интереснее: прирост площадей запланирован на уровне 200 тыс квадратов в год.
Перспективы Colliers обрисовал сдержано оптимистичные. В ближайшее время можно ожидать завершения ряда проектов формата региональных торговых центров; выхода на рынок иностранных операторов, прежде всего из непродовольственных сегментов; активного развития национальных розничных сетей; стабилизации ставок арендной платы.
"А деньги есть, и надо дать их возможность потратить в стране, а не за границей. Как только появятся первые торговые центры с развитыми фэшн-брендами, никто не будет ездить за ними за границу", - резюмировал Алешкин.
Было бы что тратить…
На удивление мало специалисты этой индустрии говорят о прошедшем кризисе. "Девальвация ударила по кошелькам потребителей и планам ритейлеров. Те, кто работали в формате дискаунтеров оказались в выигрыше – это и продовольствия и одежды касается, - рассказал глава белорусского представительства международной консалтинговой компании Colliers International Андрей Алешкин. - При этом, общаясь с прибалтийскими коллегами, мы видим, что за fashion как ездили в Акрополис и Озас со средним чеком 1000 евро, так и ездят. Ничего не изменилось".
Подтверждает эту оценку и статистика по чекам tax free, которые любители крупных покупок за границей активно используют. Как сообщили TUT.BY в компании Global Blue Lithuania, количество заполненных белорусами форм для возврата уплаченного в Литве НДС в кризисном 2011-м году выросла сразу на 90,9%, при том, что в предыдущие годы прирост был куда скромнее (+30,2% в 2010-м и +49,6% в 2009-м). При этом и покупать меньше белорусы не стали: средний чек при покупках в Литве снизился всего на 1% до 772 лит (225 евро).
Интересы и предпочтения белорусских покупателей в Литве также сильно не поменялись. Белорусы не жалели средств на одежду и обувь (судя по чекам tax free, на этот сегмент пришлось более половины расходов). Несколько выросла доля покупок в соседней стране автомобилей и автоаксессуаров (доля этих чеков - 9,5% против прежних 6,5%), а также электроники и бытовой техники. А вот доля парфюмерии и косметики снизилась (5% против 5,6%).
Так что или доходы любителей зарубежного шопинга пострадали незначительно, или сэкономить они решили на чем-то другом.
Планов громадье
Наличия покупателей с подходящими кошельками еще не достаточно, чтобы в Беларусь устремились модные марки. Им нужны площади. "Опрос российских и иностранных фэшн-ритейлеров показал, что заинтересованы многие. Есть планы по приходу в Беларусь "М-Видео", по расширению "Спортмастера". Но все понимаем – ради одного магазина развиваться не интересно – не сделаешь логистику, не сделаешь экономику. Должна выстраиваться четкая концепция развития сети. Это же касается и мелких фэшн-операторов, интересующихся Беларусью, в частности, российских (Кира Пластинина и другие)", - констатировал Андрей Алешкин.
Прирост торговых площадей в 2011 году был большой - введено 75 тысяч квадратов. Однако есть неприятные нюансы. В 2011 году, как и прежде, доминировали объекты устаревших концепций, которые можно отнести к торговым центрам первого-второго поколений. Они рассчитаны на организацию павильонов мелкой нарезки. При этом в ряде объектов небольшие площади проданы многочисленным собственникам на стадии строительства.
"К сожалению, из года в год я отмечаю, что мы по-прежнему развиваем в Беларуси долевые проекты. Причины понятны – дорогие деньги, отсутствие у девелоперов перспектив. Но надо понимать, что Минск меняется, и такие проекты просто портят место. Концептуальный проект в единых руках в любом случае будет приспосабливаться к рынку, там будет ротация арендаторов. А объект, который продан в долевку по 30 метров, будет умирать. И архитектура страдает. На таких объектах лишь бы сэкономить", - сетует глава белорусского представительства Colliers.
Дефицит предложения качественных площадей белорусские розничные операторы компенсировали за счет строительства собственных объектов, чем и объясняется высокая активность ритейлеров в девелоперском бизнесе в Минске и Беларуси.
Владельцы продуктовых сетей и в прошлом году, и в нынешнем многие строили весьма активно и под собственные нужды. Среди тех, кто обзавелся новыми площадями, и "Гиппо", и "Би-Март", и "Виталюр". В таблицу, правда, не попал Евроопт. "У компании очень глобальные планы, постоянно открываются новые точки, но гипера в прошлом году не было - открывались более мелкие магазины", - пояснил Алешкин.
"По 2012 году даже страшно смотреть на цифры: 182 тысячи метров заявлено. Причем большая часть из них точно будет введена", - добавил он.
Самый крупные проекты нынешнего года расположены на престижном проспекте Победителей. Тут и "Замок" "Табак-Инвеста", где только сдаваемые в аренду площади составят 39 тысяч метров, и строящийся "Трайплом" торговый центр напротив Минск-Арены. В центре города 20 тысяч метров площадей добавит "Автовокзал Центральный" – "Какие марки – пока сюрприз", - интриговал Алешкин.
Zara передумала
Впрочем, уже сейчас можно констатировать, что некоторые ожидаемые марки в ближайшее время мы в Минске точно не увидим. В первую очередь, это давно обсуждавшаяся Zara. "Пока не появится, - огорчил Алешкин. - К сожалению, не удалось нам подписать соглашение. Это связано с экономикой, прежде всего. Хотя предварительный договор был согласован. Все их бренды должны были прийти. Не смогли мы их уговорить, убедить. Испанцы читают новости, считают политические риски. Общались с ними уже в этом году: они отмечают, что 2012 год тоже пока не для них. В 2013-м, в середине года, возможно, вопрос прихода в Беларусь рассмотрят снова".
Не появится в ближайшее время на минской кольцевой и долгожданного объекта-киллера (так ласково называют Ikea). "Будем работать в этом направлении", - пообещал глава белорусского Colliers.
Зато есть и большие компании, вроде Mellon Fashion Group, имеющей российские корни и объединяющей 9 брендов, которые готовы и планируют в Беларусь активно заходить. "Им немного сейчас непонятна экономика, но они видят перспективы", - отметил Алешкин.
Он добавил, что в 2013-2015 годах ситуация обещает быть еще интереснее: прирост площадей запланирован на уровне 200 тыс квадратов в год.
Перспективы Colliers обрисовал сдержано оптимистичные. В ближайшее время можно ожидать завершения ряда проектов формата региональных торговых центров; выхода на рынок иностранных операторов, прежде всего из непродовольственных сегментов; активного развития национальных розничных сетей; стабилизации ставок арендной платы.
"А деньги есть, и надо дать их возможность потратить в стране, а не за границей. Как только появятся первые торговые центры с развитыми фэшн-брендами, никто не будет ездить за ними за границу", - резюмировал Алешкин.