120 смертельных заходов на реактор

Источник материала:  
ТАК УСТРОЕН человек — он быстро забывает все плохое и не любит вспоминать свои неудачи и поражения. А тем более рыться в старых бумагах и фотографиях, спрятанных на антресолях. Но прошлое иногда возвращается — в виде старого письма или открытки, телефонного звонка или пожелтевшей газетной полосы. И тогда уже трудно справиться с нахлынувшими воспоминаниями. Нечто подобное испытал и я, когда, перебирая архив, наткнулся на свои рукописи, касающиеся Василия Водолажского, а потом, переборов робость, двадцать лет спустя снова набрал давно забытый телефонный номер в полном неведении, кто же ответит мне на другом конце провода. — Я вас слушаю, — ответила уставшим голосом женщина. И добавила: — Да, это я — Лариса Васильевна ВОДОЛАЖСКАЯ…

Окончание. Начало в номере за 13 и 14 апреля с. г.

На мою просьбу о встрече она отреагировала довольно сдержанно, сославшись на плохое самочувствие. Но потом все-таки согласилась и, прощаясь, напомнила свой адрес: Садовая, 2—69.

И вот я снова в бывшем военном городке столичного микрорайона Уручье. Где-то здесь в обычной «панельке» с 1982-го по 1992 год жил летчик 1-го класса, один из первых ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС, Герой Российской Федерации (посмертно), полковник Василий Александрович Водолажский.

В поисках Садовой я немного отклонился от маршрута и стал оглядываться по сторонам. Присмотрелся к табличке на фасаде ближайшего дома и прочитал: «В. А. Водолажский». Значит, появилась все-таки в Минске улица имени Героя! (Как потом выяснилось, это геройское имя обрела бывшая улица Полевая в конце 90-х годов прошлого века.)

Без труда узнал статную рано поседевшую женщину, вдову легендарного вертолетчика, которую он так нежно любил. В квартире Героя все очень просто и скромно.

— Отсюда мы его и проводили в последний путь, — с грустью сообщила Лариса Васильевна и, окунувшись в мир воспоминаний, поведала о своей прошлой жизни, красивой и большой любви.

…Познакомилась она с будущим мужем в спортзале города Александрия Кировоградской области. Сюда увлекающуюся спортом девушку, выпускницу Львовского учетно-финансового техникума, направили на работу по распределению.

— Трудилась я бухгалтером в банке, — рассказала Лариса Васильевна. — В свободное время занималась волейболом. Спорт и скрепил наш семейный союз.

Потом случился Чернобыль, который поделил судьбу Водолажских на жизнь до и после атомного взрыва. В тот роковой день Василий Александрович, вернувшись с учений, сказал жене: «Схожу в штаб, подпишу документы — и завтра отправимся в отпуск».

— Обычно мы всей семьей садились в машину и ехали в Украину, — пояснила Лариса Васильевна. — Я стала собирать вещи, вдруг телефонный звонок. «Через пятнадцать минут уезжаю, приготовь «тревожный чемоданчик», — без объяснений попросил муж.

Лариса Васильевна уточнила, что на тот момент Водолажский был заместителем командира 65-го отдельного вертолетного полка. В июле 1986-го его назначили руководителем сводной оперативной группы вертолетчиков, которая направилась в Чернобыль. Считалось, что предельно допустимую дозу летчики получают уже через 15 дней. Водолажский находился в Чернобыле больше двух месяцев. На вертолете Ми-26 совершил 120 вылетов, сбросил на реактор около 300 тонн специальных смесей, обучил десятки экипажей маневрам с длинными подвесками, снайперскому сбросу блокирующих материалов в жерло реактора. Он, как командир, мог не подвергать себя излишнему риску, но вместо этого лично участвовал в уникальной и опасной операции по очистке крыши машинного зала от обломков сверхрадиоактивного графита, устанавливал фильтры для подачи очищенного воздуха в работающие залы АЭС…

Улетал из Минска в Чернобыль мастер спорта Василий Водолажский здоровым, а вернулся смертельно больным…

Мы много говорили о сегодняшнем дне, о том, что в парке Дружбы народов, возле часовни-памятника в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»,  будет создана мемориальная парковая зона, включающая памятный знак «Жертвам чернобыльской катастрофы» и бюсты героев, отличившихся на ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Лариса Васильевна, ровесница своего мужа, которому 9 февраля исполнилось бы 75 лет, очень надеется дожить до этого момента. Несмотря на болезни и постоянные недомогания.

Вдова Водолажского долгие годы активно занималась общественной работой, связанной с увековечиванием памяти ликвидаторов, по возможности поддерживала связь с оставшимися в живых сослуживцами и друзьями мужа, которых военная судьба разбросала по белу свету. Теперь это все в прошлом — перенесенные операция и инфаркт сделали Ларису Васильевну заложником дорогих лекарств и пленницей собственной квартиры. Правда, она не сдается, но в то же время уже не рассчитывает выбраться в родные места — на Кировоградчину. А ведь там, под Александрией, в родительском доме ее давно ждут в гости...

Прощаясь, Лариса Васильевна спросила меня: «А вы откуда родом?» Узнав, что я из Овруча, она обрадовалась — оказывается, сводная оперативная группа вертолетчиков, которой командовал полковник Водолажский, летом 1986-го базировалась в моем родном городе. Именно отсюда тяжелые Ми-26 денно и нощно летали к Чернобылю. Через это горнило прошли абсолютно все экипажи вертолетов, с риском для жизни выполняя поставленную задачу.

Незадолго до смерти мужественный летчик полковник Водолажский сказал: «Мне ничего не надо, я хочу быть уверен только в одном: еще один такой Чернобыль не повторится больше никогда».

Валерий ПИНЧУК, «БН»

Фото из личного архива семьи Водолажских

←Кто последний в очереди за рецептом?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика