Гибель «Титаника»

Источник материала:  
ЗАГАДОЧНАЯ, овеянная мистической тайной гибель самого роскошного лайнера своей эпохи, а также самого большого на тот момент объекта передвижения из когда-либо созданных человеком, до сих пор будоражит воображение людей. Ответов на многие вопросы нет до сих пор. А мифов и легенд вокруг «Титаника» великое множество. Режиссер Джеймс Кэмерон в 1998 году представил несколько из них в нашумевшем одноименном фильме, но вряд ли художественную версию событий в ту роковую ночь можно считать достоверной. Приведем несколько реальных версий причины трагедии.

Мистические совпадения

Как ни парадоксально, но история британского «Титаника» началась задолго до его… «рождения». С мистических предсказаний катастрофы еще не существующего лайнера. Так, за несколько недель до его гибели в немецкой бульварной газете «Берлинер тагеблатт» был опубликован роман Герхарта Гауптмана «Атлантис», где была описана трагическая история корабля «Роланд», столкнувшегося с айсбергом в Атлантике. Многочисленные пассажиры до последнего мгновения не теряли надежды на спасение. Играл оркестр, спокойно и без суеты матросы спускали за борт шлюпки, а вода между тем все прибывала. Она заливала трюмы, и корма наклонялась все круче и круче… Никто бы на этот роман и не обратил особого внимания, если бы не последовавшая за публикацией гибель корабля реального. Многие усмотрели в этом необъяснимое мистическое совпадение…

А за 14 лет до крушения, в 1898 году, вышла в печать книга Робертсона «Тщета». И там шла речь о трансатлантическом лайнере, который своими фантастическими размерами превосходил все построенные дотоле суда. Корабль Робертсон населил богатыми, самодовольными пассажирами, которые погибают холодной апрельской ночью после столкновения лайнера с айсбергом. Крушение, по мысли автора, должно было символизировать тщету всего земного.

Самое удивительное в этой истории то, что спустя четырнадцать лет английская судоходная компания «Уайт Стар Лайн» построила лайнер, который невероятно походил на судно, описанное в «Тщете». Водоизмещение нового корабля было 66 тысяч тонн (в книге — 70 тысяч), длина — 269 метров ( литературного — 243). Оба лайнера имели по три гребных винта и могли развивать скорость порядка 24—25 узлов. Каждый из них был рассчитан примерно на 3000 человек, а спасательные шлюпки того и другого могли вместить лишь часть пассажиров и членов экипажа, однако никто не придавал этому значения, ведь оба судна всерьез считались непотопляемыми.

Робертсон назвал свой корабль… «Титаном», а владельцы компании «Уайт Стар Лайн» окрестили принадлежащий им новый лайнер «Титаником».

10 апреля 1912 года реальный лайнер отправился в свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Помимо прочих грузов, на его борту находился бесценный манускрипт «Рубайат» Омара Хайяма, а путешественники, внесенные в список пассажиров лайнера, «стоили» в общей сложности 250 миллионов долларов. Холодной апрельской ночью этот лайнер, как и его литературный «прототип», столкнулся с айсбергом и тоже пошел ко дну.

 ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ:

корабль не был готов к аварийным ситуациям

Ни один инженер, обеспечивавший работу турбины и двигателей, не выжил, поэтому никто точно не знает, как все происходило. Но достоверно известно, что накануне столкновения с айсбергом машинистов не было в кабине управления, и первые команды для двигателей принимались и исполнялись двумя смазчиками. А сам «Титаник» буквально несся навстречу смерти. Двигатели работали в режиме «полный вперед». Чтобы изменить скорость при приближении к какому-либо объекту, нужно было в несколько этапов переключать подачу пара от турбины. А на это требовалось время.

По заключению Британской комиссии, которая провела ряд тестов, айсберг находился на расстоянии около 457 метров от судна. Корабль шел со скоростью 22 узла (около 40 км/час). Можно ли было в этой ситуации его спасти? Вопрос риторический.

 ВЕРСИЯ ВТОРАЯ:

человеческий фактор

В тот день метеорологи предупреждали о большом количестве айсбергов, температура воды за бортом опустилась до 1 градуса. «Титаник» получил 3 телеграммы с предупреждениями, но их попросту проигнорировали. Ведь было же заявлено судовладельцами: лайнер непотопляем! Да и следовало ему, чтобы показать все свои суперхарактеристики, вовремя прибыть на место.

После столкновения с айсбергом каждые пять секунд в трюмы носовой части корабля проникало примерно пять тонн воды. Удивительно — первое время паники не было. Все — от рядового матроса до капитана, не говоря уже о пассажирах, — продолжали верить в непотопляемость судна. Оставшиеся в живых засвидетельствовали: лишь когда судно начало опрокидываться, люди заволновались всерьез.

Что сделал капитан, когда осознал, что спасения нет? Первым делом бросился к каюте люкс, где спал миллионер Джон Джекоб Астр. Однако этот джентльмен, которого разбудили первым и предоставили место в шлюпке, отказался от него ради женщины и впоследствии погиб. Следующей заботой капитана стали другие богатые пассажиры первого класса. Смит сам бегал по палубам, стучал в каюты и просил знатных гостей одеться и собраться на верхней палубе корабля. Почему тянул время, которого и так не оставалось?

Затем в шлюпках стали размещать женщин и детей, отдавая предпочтение первому классу. А паника началась, когда с грохотом упала первая дымовая труба. Шлюпки раскачивались, в них, отталкивая друг друга, лезли люди, падали в воду. Из-за сутолоки и неразберихи некоторые шлюпки так и были спущены полупустыми… В ту апрельскую ночь 1517 пассажиров и людей из экипажа «Титаника» нашли свою могилу в ледяных водах Атлантики.

Вот так получилось, что корабль-престиж, корабль-мечта, корабль-легенда, который так и не завершил свое первое и единственное плавание в Атлантическом океане, а точнее, его, казалось бы, немыслимое, невозможное крушение преподнесло урок всему человечеству, вообразившему себя венцом творения, на заре индустриального века.

 ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ:

это был «Олимпик»

Долгое время считалось, что затонул незастрахованный лайнер «Олимпик», а «Титаник» еще долгое время плавал под его именем. «Олимпик» дважды попадал в аварии, после чего его поставили на ремонт в Белфаст, где рядом стоял недостроенный, но уже застрахованный «Титаник». Тогда-то и были заменены плиты с названиями кораблей. Якобы наспех отремонтированный лайнер был отправлен в рейс, в район, где находилось несколько пароходов компании «Уайт Стар Лайн», которые, по замыслу организаторов этой операции, должны были снять людей с корабля после... запланированного столкновения с айсбергом. Но капитан Смит, участвовавший в заговоре, «столкнул» пароход с айсбергом слишком рано...

Доказать несостоятельность и смехотворность этой версии было нелегко. И только после того, как с парохода подняли детали, на которых был отштампован номер 401 (строительный номер лайнера), стало ясно — это именно «Титаник», ведь строительный номер «Олимпика» был 400.

 ВЕРСИЯ ЧЕТВЕРТАЯ:

пожар в угольном бункере

В первый день рейса в шестом бункере «Титаника» начался пожар, о котором тут же сообщили капитану. Тот решил не останавливать движение корабля, чтобы не ломать график прибытия, распорядился просто задраить бункер — из-за недостатка воздуха пламя должно заглохнуть само собой. Бункер задраили, но через час — так гласит легенда — к капитану ворвался главный механик Белл и стал настаивать, чтобы тот дал распоряжение открыть бункер, потому что в нем остались... четыре кочегара, добровольно вызвавшихся тушить пожар. Капитан отказался — опасался, что пламя вспыхнет с новой силой.

На основе анализов тысяч фотографий затонувшего колосса некоторые ученые сделали вывод, что «Титаник» погиб не от столкновения с айсбергом (хотя этот факт, безусловно, тоже имел место), а непосредственно от пожара, который не прекращался во все дни плавания «Титаника» и завершился чудовищным взрывом...

А был ли ди Каприо, то есть его герой?

Да! Реальный Джек Доусон был кочегаром на «Титанике», и даже не кочегаром, а угольщиком, то есть тем, кто шихтовал уголь в бункерах для того, чтобы кочегарам легче было его подхватывать. Катастрофы «Титаника» он не пережил. Его тело извлекли из воды вместе с десятками других, а опознали по карточке члена профсоюза, которую он спрятал на груди. Его любовью была не звезда высшего света в исполнении Кейт Уинслет, а сестра приятеля, кочегара Джона Приста, который, кстати, и уговорил друга стать моряком. Доусону было 23 года.

Фамильная тайна

Внучка единственного выжившего офицера с «Титаника» лишь в октябре 2011-го рассказала правду о гибели легендарного судна.

Казалось бы, что нового можно сказать о катастрофе почти 100 лет спустя? Но послушаем историю Лизы: «Мой дед Паттен Чарльз Лайтоллер был на «Титанике» вторым помощником капитана. Выжил чудом.  А спустя много лет он рассказал своей жене вот что. Вместо того чтобы повернуть «Титаник» влево от айсберга, когда тот был замечен прямо по курсу, рулевой Роберт Хитчинс запаниковал и повернул судно не в ту сторону.  Когда ошибку заметили, было поздно ее исправлять. Айсберг ударил «Титаник» в самое уязвимое место. Но, как считал мой дед, лайнер еще долго мог оставаться на плаву — не двигаясь, он бы продержался, по крайней мере, до подхода другого корабля, и никто бы не погиб. Однако капитан не посчитал нужным остановить судно, в которое были вложены огромные средства — в этом случае оно бы либо медленно затонуло посреди Атлантики, либо было отбуксировано в порт. Слишком плохая реклама! Давление воды, поступавшей через дыру в корпусе, прорвало переборки. В результате водонепроницаемые отсеки затапливало один за другим. Потому лайнер так стремительно затонул». Если бы после спасения дед Лизы сказал правду, компанию «Уайт Стар Лайн» обвинили бы в халатности и не выплатили бы ей страховку. Фактически это значило бы ее банкротство. В те времена такие люди, как Лайтоллер, придерживались своего кодекса чести. Он солгал, чтобы другие люди не лишились работы.

Подготовила Анжелика МИЛЬТО, «БН»

←Пинский предприниматель организует народный мемориал в память о "неучтенных" ранее павших в последней войне

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика