Пасхальные яйца: традиции росписи

Источник материала:  

Чем писанка отличается от крашенки? Должно ли пасхальное яйцо непременно быть красным? И почему не стоит украшать их наклейками, которые продаются буквально в каждом ларьке? Обо всем этом накануне Светлого праздника Пасхи нам рассказала преподаватель Белорусской государственной академии искусств, известный этнограф и фольклорист Ирина Мазюк.

Крашенка и писанка: найди десять отличий

В последние годы подготовка к Пасхе превратилась в целый бизнес: уже за месяц до заветной даты хлебозаводы вовсю «штампуют» дрожжевые куличи разных форм и калибров, магазины заворачивают в полиэтилен похожие на египетские пирамиды творожные пасхи, а продавцы в электричках добавляют к своему обычному ассортименту пленки с цветами и божьими ликами, которые, попадая в кипяток, намертво обхватывают яйцо, создавая эффект рисунка. Но если к магазинным блюдам Ирина Мазюк относится более чем лояльно, то с модой на наклейки, превратившие таинство пасхальной росписи в набор механических движений, ей смириться сложно. Сама она по старинке раскрашивает каждое яйцо вручную, стараясь ни на шаг не отступать от многовековых традиций, которые кропотливо восстанавливает, колеся по деревням и уговаривая 80-летних бабушек дать ей мастер-классы.

– К сожалению, белорусская пасхальная роспись – тема практически не исследованная, – сетует Ирина Васильевна. – Ей посвящен только один документальный фильм, пару научных статей – и все. А ведь через пару лет – и расспрашивать уже будет некого…

Еще будучи младшей школьницей Ирина Васильевна, а тогда просто Ира из Хрисы, небольшой деревеньки в Березовском районе, наловчилась делать драпанки, выцарапывая ножницами на прокрашенной скорлупе незамысловатые фигурки – круги, треугольники, ромбы. Уже потом, всерьез занявшись этой темой, она узнала, что шкрабанка – это одна из главных пасхальных техник наравне с крашенкой, писанкой и малоизученной терти.

– Традиционное красное яйцо, которое мы обычно видим на Пасху, – это крашенка, – объяснила мне разницу Ирина Васильевна. – Ее опознавательный знак – ровный однородный цвет и отсутствие каких-либо узоров. В отличие от писанки, на которую, прежде чем отправить яйцо в варку, наносили рисунок горячим воском, который потом соскребали, получая аккуратный и четкий белый узор на цветном фоне.

Но если мастеров по крашенке и писанке в нашей стране не так уж и мало, то вот тех, кто бы в совершенстве владел самой старинной техникой – терти – увы, уже не осталось. По словам моей собеседницы, главная ее премудрость заключалась в том, что яйцо перед варкой натирали воском, благодаря чему оно покрывалось красивыми волнистыми разводами. Но как это выглядело на деле, сегодня можно только догадываться.

– А вообще, в каждом регионе была своя изюминка, – рассказывает Ирина Васильевна. – К примеру, в некоторых деревнях Малоритского района перед тем как опустить яйцо в кастрюлю, его обматывали шнурами. Когда я попросила одну из местных мастериц показать мне, как это было, она так ловко обвила его бечевой, что после варки на одной его стороне получился белый крест, а на другой – цветок.

Красный, синий, голубой – выбираем цвет любой

Все вы, конечно, слышали предание о римском императоре, который, получив весть о ВоскресенииХристовом, не преминул в этом усомниться, мол, это так же маловероятно, как если бы яйца на его обеденном столе вдруг стали красными, – что тотчас и произошло. Но в последнее время историки все больше склоняются к тому, что мода на писанки существовала задолго до появления христианства, тому свидетельство – богато расписанные глиняные яйца, которые в избытке находили в гробницах князей и императоров. Одна из таких находок – темно-зеленый глиняный комочек, расписанный белой глазурью – хранится в одном из музеев Могилева.

Кстати, в том, что древняя писанка оказалась зеленой, нет ничего странного: в белорусских деревнях яйца красили во все цвета радуги, а не только в привычный нам красный. Заваренная рожь давала красивый сине-зеленый оттенок, листья калужницы – желтый, сон-трава – нежно-голубой, к которому, кстати, часто прибегали, если в доме был траур. Встречались и совсем экзотические рецепты: к примеру, чтобы получить насыщенную черную краску, в одной из деревень брали капустный рассол, затем бросали туда ольховые шишки и опускали начавший покрываться ржавчиной кусок железа. Этот малоаппетитный «суп» полагалось выстаивать две недели. «Хотя краску добывали вручную далеко не все, – рассказывает Ирина Васильевна. – Достоверно известно, что в Западной Беларуси еще до войны вовсю продавались пасхальные наборы, где было несколько красок и к каждой – отдельная кисточка».

А вообще, вне зависимости от того, были ли яйца прокрашены или художественно процарапаны, у всех была одна общая черта – удивительная, элегантная простота.

– Сегодня мы часто грешим перебором, – сетует моя собеседница. – Мы разучились любоваться одним-единственным цветком на крашеной скорлупке – нам нужно, чтобы их непременно был целый букет. Хотя яйцо со своей идеальной и даже немного космической формой само по себе заслуживает нашего восхищения.

Пасхальные яйца клали в воротах и запекали в пирогах

У каждого вида пасхальных яиц было свое предназначение: крашенки били и катали, а писанки бережно хранили еще долгие месяцы.

– Самая популярная пасхальная игра – это, конечно же, битки, – рассказывает Ирина Васильевна. – Вопреки расхожему мнению, эта забава считалась не детской, а мужской. Причем многие так хотели выиграть этот бой, что специально укрепляли свои «орудия», щедро обмазывая их смолой и воском. А еще их катали, соревнуясь, чье полетит дальше. Бабушка рассказывала, что раньше ни одна ярмарка не обходилась без нехитрого аттракциона, состоящего из нескольких желобов, по которым спускали яйца, соревнуясь, чье слетит с горки быстрее и преодолеет большее расстояние. Пострадавшие в пасхальных конкурсах «снаряды» охотно съедали, ведь в течение года вдосталь наесться яиц могли позволить себе немногие: все они уходили на рынок или на уплату дани.

Но ни одна мать не позволяла детям спускать все пасхальные яйца на игры – несколько экземпляров обязательно оставляли, чтобы потом использовать их в других ритуалах. К примеру, отправляя отощавший за зиму скот на первый выпас, пасхальное яйцо клали в воротах: если корова аккуратно проходила через него, не задев и не раздавив, это означало, что в ближайшем году она будет цела и здорова. А в Мозырском районе пасхальные яйца запекали в свадебном пироге – причем целиком, не облупив и не порезав.

– Пасхальная роспись – это удивительная и самобытная традиция, но, к сожалению, сегодня хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать людей, которые исследуют этот вопрос, – огорчается Ирина Васильевна. – А ведь еще пару лет – и все мастера по писанке уйдут: большинству из них уже сейчас далеко за восемьдесят. Просто я боюсь, что через пару-тройку лет мы спохватимся, а спрашивать уже будет некого…

Виктория КРУПЕНЬКОВА, «ЗН», фото из личного архива Ирины Мазюк

Как покрасить яйца к Пасхе при помощи натуральных красителей

Пасхальные яйца: традиции росписи
 

(Фото с сайта www.pravmir.ru)

←Минская милиция будет дежурить в усиленном режиме на Пасху

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика