Белорусы стали реже ремонтировать старые кресла и диваны

Источник материала:  
11.04.2012 08:31 — Новости Общества

Белорусы стали реже ремонтировать старые кресла и диваны

 

Белорусы стали реже ремонтировать старые кресла и диваны
Заходя в квартиру, первое, на что обращают внимание, — интерьер. По тому, как расставлена мебель и что из ее "компонентов" присутствует в квартире, можно судить не только о вкусе хозяев, но и о комфорте и уюте. Однако весной—летом прошлого года старым диванам, креслам да шкафам пришлось изрядно потесниться: ажиотажный спрос на потребительском рынке спровоцировал рост продаж. Временами возникало чувство, что белорусы решили забить свои жилища новой мебелью по самые потолки. К осени спрос иссяк, граждане практически перестали интересоваться новыми диванами и шкафами. Как сегодня поживает мебельная отрасль страны и как на ней отразился покупательский бум, узнавала корреспондент "Р".

Поставить в угол

По данным Бестата, в 2011 году организации розничной торговли, без учета микроорганизаций, продали шкафов, кроватей, стульев и прочих предметов интерьера на Br 1,9 трлн. В сопоставимых ценах это в 1,6 раза больше, чем в 2010-м. Примечательно, что из общего количества реализованной мебели объем отечественной составил 93,5 %. Так, например, предприятия концерна "Беллесбумпром", на чью долю приходится около 40 % производимых в стране предметов интерьера, в прошлом году выпустили мебели на Br 1,175 трлн, что в сопоставимых ценах на 20 % больше, чем в предыдущем. Отправили же организации концерна в магазины мебели более чем на Br 800 млрд, что составляет 246 % к уровню 2010 года. В ведомстве объясняют, что высокий темп роста поставок на внутренний рынок в значительной степени был вызван ростом спроса на эту продукцию. Тем не менее, как отмечают представители торговли, спрос на мебель, достигнув летом пика, начал постепенно снижаться, эта тенденция продолжается в нынешнем году.

Вместе с тем в 2011 году на внутренний рынок из-за рубежа было поставлено мебели, включая медицинскую, на сумму почти $ 89,8 млн, что на 13 % больше, чем в 2010-м. Примерно пятую часть привезли из России, столько же — из Украины, более чем в 3 раза вырос импорт из Малайзии (до $ 3,85 млн), в 2 раза — из Германии (до $ 5,4 млн), в 1,5 — из Индонезии (до $ 1,4 млн). Но специалисты подчеркивают: как правило, практически вся ввозимая мебель дороже отечественной и, следовательно, не рассчитана на массового покупателя.

Если учесть, что в прошлом году строители под ключ сдали почти 5,5 тыс. квадратных метров жилья, то в большинстве своем отечественные производители с лихвой обставили новоселов, да и давно владеющие своим углом тоже не остались в стороне. В то же время, как отмечают мелкие производители мебели под заказ, изготавливающие кухни и шкафы, что называется, "по фигуре" квартиры, работы у них в прошлом году больше не стало. По всей видимости, люди предпочитали вкладывать деньги в уже готовые диваны фабричного производства, а не выжидать несколько недель в условиях нестабильного валютного курса.

"С начала 2011 года мы продавали неплохо. Более 60 % заказов принадлежало новоселам, 30 % — владельцам коттеджей, около 10 % заказов приходилось на долю тех, кто после ремонта хотел обновить обстановку своего жилища. Но так продолжалось лишь до середины лета. Потом число обращений сократилось, причем резко, сразу вполовину. И неудивительно — рублевые цены очень сильно выросли. К примеру, сделать кухню для комнаты площадью 9 квадратных метров с учетом всех пожеланий стоит около $ 1,5 тыс. Но в начале 2011 года это было Br 4,5 млн, в начале лета — порядка Br 8 млн, в октябре — все Br 12 млн. Полутораметровый шкаф обойдется в сумму около $ 400, за прихожую надо отдать от $ 150", — рассказывает дизайнер-конструктор ЧТУП "Вива МТ" Андрей Медведев. По словам специалиста, в традиционный осенне-зимний "мертвый" сезон помогли заказы письменных столов для школьников, а перед Новым годом — обращения компаний, желающих поменять офисную мебель или приобрести дополнительные комплекты для своих работников. Но уже с февраля в этом сегменте количество желающих приобрести предмет интерьера по индивидуальному проекту здесь начало увеличиваться. Примечательна и еще одна тенденция: за прошедший год уменьшилось число бюджетных заказов, зато мебельщики принимали больше дорогостоящих.

На рынке сегодня нет единства. В одних компаниях говорят, что количество работы осталось примерно на том же уровне, в других — заметно уменьшилось. Так, в 2010-м за неделю могли прийти "прикинуть" будущий интерьер 4—5 человек, после чего заключалось 2—3 договора, сейчас же бывает, что в неделю — ни одного заказа. Отчасти это логично: мебель не относится к числу первоочередных покупок, но, с другой стороны, всем хочется жить в комфорте, а за него надо платить. "Наши клиенты — представители среднего класса, поэтому по этим заказам несложно проследить их финансовые возможности. Прошлым летом "на ура" шли кухни, стоимость которых измеряется не одной тысячей долларов, а сейчас просят сделать шкафы-купе в пределах $ 600—700, гардеробы — за пару сотен условных единиц. Примечательно, что в иностранной валюте цены остались примерно теми же. Но, когда называешь сумму в белорусских рублях, люди тотчас же говорят, что это очень дорого. Некоторые уходят и покупают в магазинах, некоторые соглашаются работать индивидуально, ведь заводская кухня — это, как правило, "конструктор", который не учитывает всех особенностей помещения. А заказную предварительно вымеряют, подберут материалы, цвет, учтут все пожелания, смонтируют и установят", — говорит Игорь, один из столичных индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, как признаются частные производители мебели, они с нетерпением ждут, что весенне-летний период, ранее считавшийся пиковым, оживит рынок.

Ямы на диване

Стоит отметить, что того же ждут и мастерские по ремонту мебели. Казалось бы, если на новый мягкий уголок приходится откладывать, то самое время заняться приданием благовидного образа старому. Однако не тут-то было. Вопреки логике работы у мастеров не прибавилось. Не так, как обычно, прошли и пиковые май—июнь: пока осенью не установился курс, клиенты не торопились ремонтировать мебель. Но даже в конце года, по словам представителей мастерских, люди не стали массово обращаться к их услугам, в то время как к обувщикам и швеям выстраивались и продолжают выстраиваться очереди. То ли люди впрок закупились мебелью, то ли ее обновление — дело не первостепенной важности. Тем более что придать хороший вид потрепанному дивану стоит недешево. Так, например, если проблема устраняется в доме заказчика, то выезд мастера обойдется в $ 20 плюс стоимость работы, допустим, Br 2 тыс. за одну новую пружину. В то же время их замена и обивка тканью в некоторых мастерских могут потянуть примерно на $ 130. К слову, услуги по ремонту, впрочем, как и любые другие, складываются из двух составляющих — непосредственно самой работы и стоимости материалов. В обоих случаях существует так называемая вилка, то есть границы минимальных и максимальных цен, потому что, не зная состояния мебели и желаний заказчиков, трудно называть конкретные суммы. В частности, по данным ЧУП "Алсив", ремонт мягкого уголка колеблется в пределах $ 50—200, углового и обычного диванов — $ 50—150 и $ 30—80 соответственно, кресла-кровати — $ 20—80, тахты — $ 20—100, стула — $ 5—10. Сюда же надо добавить стоимость материалов: мебельной ткани ($ 8—23 за кв. м), искусственной кожи ($ 11—19 за кв. м), поролона ($ 12—60 за кв. м), механизмов ($ 12—17) и опор ($ 1—5). Не стоит также забывать и о транспортировке, за которую тоже надо платить. Вот и получается, что "вдохнуть" жизнь в предметы интерьера — это вам не набойки поменять…

Примечательно, что, по данным Управления бытового обслуживания населения Минторга, в 2011 году через все каналы реализации населению было оказано услуг по изготовлению и ремонту мебели на сумму в Br 185,9 млрд, что в сопоставимых ценах на 2,6 % меньше, чем в 2010-м.

"Работы практически нет. Раньше, еще до первой девальвации, поступало несколько заказов в неделю, сейчас — 1—2 в месяц. В разы уменьшилось число обращений", — говорит Вадим, частный предприниматель. Примерно такая же ситуация у других его коллег по рынку. "Да, не так часто просят отремонтировать уже. Раз на раз не приходится: в месяц может быть то пять заказов, то двадцать. Но, как правило, летом — больше, зимой — меньше. К тому же пусть и цены в условных единицах остались теми же, ведь материалы практически не подорожали, но в рублевом эквиваленте все равно отпугивают. Поэтому кто-то пытается привлечь клиентов за счет снижения стоимости услуги, те же, у кого дела идут получше, смело увеличивают ее на 10—15 %", — делится наблюдениями Дмитрий, мастер-ремонтник.

Вместе с тем встречаются и такие столичные частники, которые и в непростое время без работы не сидят. Так, у одних количество заказов начиная с осени выросло на 30— 40 %, у других — на 20—25%. "Смотрите, мебель сейчас дорогая, кредиты тоже, — называет причины спроса на услуги директор ЧУП "Алсив" Алексей Сивачев. — Раньше чаще просто интересовались, решая в конце концов доложить денег и купить что-то новое. Сейчас такой выбор уже не стоит. Поэтому в месяц фиксируем примерно 200 звонков, около 100 заявок с выездом мастера-конструктора, полсотни заказов. Изменился и портрет клиента: на смену людям в возрасте за 40 лет, предпочитавшим видеть свои кресла и диваны в коричневых, красных, бордовых цветах, пришли заказы от молодых пар, которые просят при обивке использовать ткани белого, черного и серого цветов. Реставрируют же мебель те, у кого совсем нет денег на новую или она для них очень важна".

Кстати

В нынешнем году "Беллесбумпром" планирует экспортировать 60 % производимой мебели.

В прошлом году, отмечают специалисты, произошло не только увеличение продаж диванов, кроватей и стульев на внутреннем рынке, выросли также поставки за границу. Так, по данным Белстата, в 2011 году экспорт мебели, включая медицинскую, составил $ 393 млн, что на 22 % больше, чем в 2010-м. Из них более 75 % пришлось на российский рынок. Поставки в эту страну в прошлом году по сравнению с предыдущим увеличились почти на 27 %, до $ 297,5 тыс. В целом же в объеме экспорта в братское государство доля мебели составила всего 2,2 %. На рынки Казахстана и Германии пришлось 10 % и 5 % соответственно от общего количества проданных за границу шкафов, кресел и гардеробов. Примечательно, что казахские потребители в прошлом году купили белорусской мебели на 36 % больше, чем годом ранее.

В то же время организации концерна "Беллесбумпром" реализовали мебели в 31 страну мира на сумму в $ 141,3 млн, что на 14,4 % больше, чем в 2010-м. Экспорт в Россию составил $ 101,5 млн (71,8 %), в Казахстан — $ 27,3 млн.

(19,3 %), в страны дальнего зарубежья — $ 7,5 млн (5,3 %). За 2 месяца текущего года мебель реализовывалась в 25 стран мира. Поставки за границу составили $ 24,8 млн, что на 20,7 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как ожидается, уже к концу года предприятия концерна будут отправлять на экспорт не 48 % производимой продукции, а 60 %. Для этого уже изучаются возможности российских покупателей и прорабатываются рынки, приносившие ранее не самую высокую прибыль. 

←Дайджесты. Анонсы. Даты

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика