Швед: В 2011 году к уголовной ответственности незаконно привлекли 426 граждан
05.04.2012 12:41
—
Новости Общества
Швед: В 2011 году к уголовной ответственности незаконно привлекли 426 граждан
"Необходимо, чтобы ни один невиновный человек не был осужден в Беларуси, а преступления быстро и профессионально расследовались и раскрывались", - заявил первый заместитель председателя Следственного комитета Андрей Швед на Международной научно-практической конференции "Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов", которая проходит сегодня в Минске.
Андрей Швед отметил, что до появления Следственного комитета функции предварительного расследования находились в компетенции четырех ведомств: МВД, КГБ, ДФР КГК и прокуратуры, что исключало единую правоприменительную практику и в некоторых случаях приводило к межведомственным конфликтам.
По словам зампредседателя СК, за время существования такой модели появился ряд системных недостатков.
Один из них - зависимость следователей от ведомственных интересов, что выражалось в наличии обвинительного уклона. Таким образом, отметил А. Швед, - следователи искали преступления там, где их не было. В некоторых случаях к уголовной ответственности привлекались невинные люди: количество незаконно привлеченных граждан выросло в 2010 году в 8 раз, а, к примеру, у следователей МВД - в 2,3 раза.
Всего в прошлом году незаконным образом привлекли 426 граждан, что на 199 больше, чем в 2010-м.
"Причиной таких показателей стал тот самый обвинительный уклон либо явно недостаточное исследование доказательств, а иногда и прямая фальсификация доказательств со стороны сотрудников дознания", - отметил зампредседателя СК.
Швед также подчеркнул, что до создания Следственного комитета в Беларуси отсутствовала единая политика органов дознания. Каждая структура использовала свои методы работы, по-разному вела свою криминогенную статистику и т.д. Все это привело к снижению статуса следователей.
Кроме того, происходил постоянный рост управленческого аппарата ввиду наличия параллельных структур.
Еще одним системным недостатком, - отметил Андрей Швед, - был излишний контроль прокурора за предварительным расследованием по уголовным делам. "Прокурор мог не только дать обязательные к исполнению указания, но и сам принять процессуальное решение. Это, в свою очередь, снимало часть ответственности со следователей за принятие решения при осуществлении надзорной деятельности".
Практически все следователи занимались тем, что возбуждали уголовные дела по мелким, незначительным преступлениям. Так в 2010 году судами прекращено производство по пяти тысячам таких дел.
Однако результаты работы Следственного комитета показывают, что происходит снижение количества таких дел и улучшается качество расследования, - отметил первый заместитель председателя Следственного комитета.
Андрей Швед отметил, что до появления Следственного комитета функции предварительного расследования находились в компетенции четырех ведомств: МВД, КГБ, ДФР КГК и прокуратуры, что исключало единую правоприменительную практику и в некоторых случаях приводило к межведомственным конфликтам.
По словам зампредседателя СК, за время существования такой модели появился ряд системных недостатков.
Один из них - зависимость следователей от ведомственных интересов, что выражалось в наличии обвинительного уклона. Таким образом, отметил А. Швед, - следователи искали преступления там, где их не было. В некоторых случаях к уголовной ответственности привлекались невинные люди: количество незаконно привлеченных граждан выросло в 2010 году в 8 раз, а, к примеру, у следователей МВД - в 2,3 раза.
Всего в прошлом году незаконным образом привлекли 426 граждан, что на 199 больше, чем в 2010-м.
"Причиной таких показателей стал тот самый обвинительный уклон либо явно недостаточное исследование доказательств, а иногда и прямая фальсификация доказательств со стороны сотрудников дознания", - отметил зампредседателя СК.
Швед также подчеркнул, что до создания Следственного комитета в Беларуси отсутствовала единая политика органов дознания. Каждая структура использовала свои методы работы, по-разному вела свою криминогенную статистику и т.д. Все это привело к снижению статуса следователей.
Кроме того, происходил постоянный рост управленческого аппарата ввиду наличия параллельных структур.
Еще одним системным недостатком, - отметил Андрей Швед, - был излишний контроль прокурора за предварительным расследованием по уголовным делам. "Прокурор мог не только дать обязательные к исполнению указания, но и сам принять процессуальное решение. Это, в свою очередь, снимало часть ответственности со следователей за принятие решения при осуществлении надзорной деятельности".
Практически все следователи занимались тем, что возбуждали уголовные дела по мелким, незначительным преступлениям. Так в 2010 году судами прекращено производство по пяти тысячам таких дел.
Однако результаты работы Следственного комитета показывают, что происходит снижение количества таких дел и улучшается качество расследования, - отметил первый заместитель председателя Следственного комитета.