Минские гипермаркеты: куда уж больше?
03.04.2012 20:02
—
Новости Общества
Минские гипермаркеты: куда уж больше?
В конце декабря минувшего года в Минске открылись два новых неспециализированных гипермаркета, и номинально в столице их стало десять. Где еще собираются построить "гиперы" и чем интересны уже существующие?
Кто первый?
В самом начале января 2003 года сообщалось, что "в течение ближайших трех лет в Минске планируется построить первый общественный многофункциональный комплекс, включающий гипермаркет, паркинг и гостиницу. Он расположится на территории заброшенного сада между проспектом Машерова и улицами Тимирязева и Орловской". Заказчиком выступала компания "Арвитфуд" (она является владельцем сети супермаркетов "Preston"), а строительство трехэтажного гипермаркета площадью 16 тысяч квадратных метров должно было начаться еще в апреле 2003-го… С тех пор в том месте успели многого понастроить, но обещанный гипермаркет пока так и не появился.
Так кто же был первым? Например, на сайте гипермаркета "Гиппо" можно прочесть следующее: "Развитие розничной сети "ГИППО" началось в 2005 году - 28 мая в Минске по адресу проспект Рокоссовского, 2 был открыт первый гипермаркет. Этот гипермаркет стал первым не только для столицы, но и для всей Беларуси". Как видим, "оранжевый бегемотик" претендует на первенство. Однако гипермаркет Bigzz был открыт еще раньше – 10 марта 2005 года, и о своей роли в деле становления белорусского гипермаркетостроения скромно умалчивает; лишь в разделе "Пресса о нас" на официальном сайте можно прочесть, что "Бигзз" был первым.
Bigzz (СООО "Баниар")
Гипермаркет с замысловатым названием примечателен не только тем, что стал первым "гипером" в Беларуси, но еще и тем, что до сих пор не обзавелся точным почтовым адресом. Местонахождение этого торгового комплекса всюду указывается такое: пересечение Логойского тракта и МКАД. Еще более удивительно то, что в указанном месте никакого "Бигзза" нет. Точнее, он-то есть, но только сильно в стороне, и даже если вы станете на МКАДовском мосту над "логойкой", то гипермаркет вам будет заслонять автозаправка. Ближе всего к "Бигззу" – перекресток МКАД и улицы Мирошниченко, откуда и движется самый большой поток покупателей, приезжающих на общественном транспорте. Но и тут сначала придется прорваться через ряды заборов и киосков с магазинчиками. Одной из достопримечательностей этого гипермаркета являются восемь маленьких касс для тех, кто среди всего богатства выбрал лишь несколько товаров; как правило, в этих кассах очереди совсем маленькие или вовсе отсутствуют.
Гиппо (ИП "БелВиллесден")
Десять лет назад компания Willesden Industries Limited входила в состав акционеров АКБ "Белвнешэкономбанк", а потом через белорусскую дочку решила организовать и сеть гипермаркетов в Беларуси. Так сильно хотела, что, как мы видим, смело заявляет о своем первенстве. Но оказалась второй – как по дате открытия магазина на проспекте Рокоссовского, так и по площади основного торгового зала (см. таблицу). Хотя действительно "Гиппо" мог стать первым: его хотели открыть еще в августе 2004-го. Первый "Гиппо" не может похвастаться большой автостоянкой, но поток людей здесь большой и устойчивый: магазин расположен недалеко от центра города (хотя и дальше "Короны") среди массивов жилых домов, а рядом проходит полторы дюжины маршрутов общественного транспорта. Еще во время строительства первого "гипера" компания заявляла, что в 2005-ом откроет еще три гипермаркета: на пересечении улиц Кижеватова и Корженевского, на перекрестке улиц Рафиева и Алибегова, а также на улице Притыцкого.
На углу Рафиева и Алибегова, а точнее, по адресу Горецкого, 2 очередной гипермаркет "Гиппо" открыли на добрых шесть лет позже заявленного, в конце 2011-го. В рекламных объявлениях его сравнивали с футбольным полем – мол, площадь больше, чем у стадиона. Гипермаркет действительно получился большим, но пока он напоминает оранжевый ящик, который забросили посередине поля: плотной жилой застройки там нет: поля да овраги, а впридачу пока еще и очень много необлагороженной земли, которая после схода снега превращается в самую настоящую грязь. По причине значительной удаленности от жилых массивов компания пустила для посетителей бесплатные автобусы. С автобусами хватает неразберихи. Во-первых, объявление об автобусе на сайте можно найти только в разделе новостей. Во-вторых, из представленного расписания непонятно, где у автобусов конечные и на каких остановках они останавливаются; на самих остановках тоже никаких указаний. В-третьих, ни в зале, ни на стене у входа не написано про эти бесплатные автобусы вообще ни слова, - только глядя на желтые "Радзiмiчы", можно догадаться, что сервис присутствует. Автобусы обклеены бумажками, извещающими, что это спецрейс для посетителей "Гиппо", что он бесплатный и что по пути к гипермаркету высадка пассажиров не производится. Используется по крайней мере четыре автобуса, которые ходят по двум маршрутам.
Насчет третьего своего гипермаркета компания еще не определилась: гипермаркет это или супермаркет. На сайте в разделе "Новости" написано: "В микрорайоне Уручье открылся новый супермаркет ГИППО!", однако в разделе "Магазины" торговый центр по улице Городецкой записан именно в гипермаркеты. Согласно российскому ГОСТу (а наши гипермаркеты строили с оглядкой в первую очередь на соседские), гипермаркет должен иметь площадь не менее 4.000 м2, и уручский "Гиппо" этому критерию соответствует. Однако в целом у покупателя складывается ощущение как о не очень большом гипермаркете. Даже число касс здесь вдвое меньше, чем у "Гиппо" на Рокоссовского и почти втрое меньше, чем у "Гиппо" на Горецкого. Бесплатного транспорта нет, общественный представлен полудюжиной автобусов и троллейбусов.
ProStore (группа компаний "Трайпл")
Третьим гипермаркетом вслед за "Бигззом" и "Гиппо" стал объект с красивым названием ProStore, которое интересно расшифровывается с английского (Pro Store – "профессиональный магазин") и хорошо читается по-русски. Для всей "малины" (микрорайонов Малиновка) и студентов из Рощи он стал прямо-таки райским местечком. По площади торгового зала он слегка превзошел своих конкурентов: настоящий простор для шопинга. В связи со строительством станции метро "Малиновка" подступы и подъезды к магазину испортились, но на потоке покупателей это не сказалось: заселенный в последние годы микрорайон Брилевичи стабильно обеспечивает изрядную долю посетителей.
В ноябре 2009-го открылся второй "Простор" – на этот раз за кольцевой, в Шабанах. Жители этого микрорайона, которые чувствовали себя обитателями этакого "спального гетто" и которые за "большими покупками" раньше вынуждены были ездить в город, теперь получили большой торговый центр. Хорошие подъезды, толковая парковка и десяток автобусных маршрутов – один из залогов успешной торговли. От станции метро "Могилевская" ходит бесплатный автобус. Конечно, и тут не обошлось без неразберихи. Найти на сайте расписание – все равно что иголку искать сами знаете где. В глубине раздела "Новости", а именно – на шестой странице, - имеется таковое расписание, однако свежим его не назовешь (о чем мы скажем чуть ниже). Кстати, самая свежая новость в разделе датирована октябрем прошлого года.
Самый новый ProStore появился на границе Чижовки и Лошицы два года назад и стал самым большим из трех "Просторов". Чтобы доставлять туда людей организовали аж три маршрута бесплатных автобусов: от станции метро "Автозаводская", от камвольного комбината и от кинотеатра "Салют". Как было сказано, расписание этих рейсов можно было найти лишь в глубине сайта (автобусы ходили раз в 30-35 минут). Но вот о том, что эти бусики отменили с 1 февраля нынешнего года, граждан предупредить нужным не посчитали. Теперь отыскивать "Простор" на просторах длиннющей улицы Уборевича покупателям приходится самостоятельно.
Корона (ООО "Табак-Инвест")
После первого "Простора" в самом центре Минска появилась "Корона". Первый после "Бигзза" двухэтажный гипермаркет. Для строительства торгового центра снесли несколько строений по Кальварийской и несколько частных домов в конце улицы Максима Танка. И если для жителей "панелек" и высоток, а также работников многочисленных офисов неподалеку "Корона" стала решением продовольственного (и не только) вопроса, то для уцелевших частных домиков такое соседство превратилось в кошмар. Парковочных мест вроде бы хватает, но вот с подъездными путями просто беда: Тучинский переулок – одна сплошная пробка, а знаки разметки возле "гипера", похоже, все игнорируют, из-за чего возникает толчея. Гипермаркет приятно отличается от конкурентов столиками, пусть и немногочисленными, где можно переложить продукты из тележки в свои сумки и рюкзаки, а также бесплатными пакетами. Вскоре обещают прокопать подземный переход к станции метро "Молодежная".
Евроопт (ООО "Евроторг")
После "Короны" на рынок гипермаркетов вышел еще один игрок – сеть магазинов "Евроопт". Причем свой "гипер" назвали длинным, под стать строению, словом "гипердискаунтер" и до сих пор употребляют только его. Самый большой магазин расположился в промзоне возле ТЭЦ-4, куда и транспорт не ходил. Зато организовали сразу два бесплатных автобуса. Как и у всех минских гипермаркетов, бесплатно развозящих пассажиров, без странностей не обходится. Стоит отметить, что у "Евроопта" – самая толковая схема маршрута с расписанием: карту со всеми остановками можно поглядеть и на сайте, и на стене магазина, и в здании торгового зала. Однако по пути следования автобуса ни на одной остановке вы не найдете упоминания от этом самом автобусе (хотя маршруты и обслуживаются столичным АП-6), и даже на конечных никакой информации нет: приехал автобус – читай, что написано на табло. При столь больших размерах магазина не стоит удивляться, что тележки разбросаны не только по всей парковке, но даже и на автобусной остановке.
БиМарт (СООО "Толми-Бел")
"БиМарт" – самый странный из минских гипермаркетов. Владелец магазина "Европейский" обустроил "гипер" в здании бывшего магазина строительных товаров "Декорум". Между прочим, до сих пор еще, спустя более чем год после открытия нового гипермаркета, на его фасаде красуется старая вывеска. А новая написана сразу в трех вариантах: "БиМарт", "БiМарт" и "B-Mart". У "БиМарта" до сих пор нет своего сайта. "БиМарт" единственный из всех гипермаркетов работает круглосуточно. В "БиМарте" две дюжины касс, но треть из них пустует. "БиМарт" расположен внутри кольцевой и недалеко от метро, но добраться до него очень непросто. От ближайшей остановки, где ходят лишь два автобуса и два троллейбуса (а в выходные – по одному), топать пешком десять минут. До проспекта Независимости и метро чуть дальше, но к подземке попасть невозможно: появившаяся недавно стройка напрочь обрубила возможность пройти вдоль автостоянки. Получается, что добраться до "БиМарта" проще всего или на своем автомобиле, или на бесплатной маршрутке. И пусть другие "гиперы" позавидуют: только у "бимартовского" автобуса на всех остановках висит расписание на яркой желтой табличке. Маршрутки, кстати, не собственные, а обычные, от "Минсктранса". Посетителям нравится то, что при покупке трех одинаковых товаров предоставляется скидка.
Где еще построят гипермаркеты?
· В сентябре 2006-го на заседании 10-й сессии Международной ассамблеи столиц и крупных городов тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков пообещал построить в Минске 10 гипермаркетов.
· В декабре 2006 года Александр Лукашенко во время посещения гипермаркета "Простор" поручил руководству компании и минским властям построить в течение двух лет еще 5 подобных гипермаркетов.
· В феврале 2007-го тогдашний министр торговли Беларуси Александр Иванков заявил, что в районе МКАД определены 6 площадок для гипермаркетов.
· В ноябре 2008 года замгендиректора компании "БелВиллесден" Иван Милашевский сказал, что в Минске запланировано строительство еще семи гипермаркетов "Гиппо". Не считая тех, что уже введены в строй, новые "гиперы" должны появиться на пересечении улиц Притыцкого и Кунцевщина, Янки Лучины и Игуменского тракта, в жилом районе Масюковщина (Домбровка), на улице Сухаревской, а также возле станции метро "Могилевская".
· В январе 2009-го начальник управления торговли Мингорисполкома Лариса Комарова сказала, что за два года в Минске хотят построить еще 9 гипермаркетов.
· Летом 2009 года заместитель председателя Мингорисполкома Олег Табанюхов сказал, что в конце июля откроется гипермаркет на пересечении улиц Маяковского и Денисовской. Похоже, чиновник что-то напутал: там места едва на дорожную развязку хватило.
· В феврале 2012-го заместитель председателя Мингорисполкома Владимир Колтович сообщил, что до 2015 года в Минске планируется построить 12 гипермаркетов.
· В Лошице на пустыре между улицами Гашкевича и Янки Лучины собираются построить сразу два гипермаркета: один – "Гиппо" (открытие планируется на сентябрь 2012-го), другой – пока еще только проект от "Белгранитстроя".
· В парке Тиволи, на пересечении улиц Глебки и Притыцкого, литовские инвесторы (группа компаний Rapa) строят гипермаркет "Скала", открытие назначено на 2013 год.
· К концу 2013 года у станции метро "Восток" все же грозятся достроить комплекс "Магнит Минска" (прозванный в народе "подковой"), в котором будет и свой гипермаркет.
· Между архитектурным факультетом БНТУ и МКАД скоро начнется строительство гипермаркета "Корона-Уручье", а через кольцевую перебросят пешеходную галерею. Сдать объект собираются в 2014-м.
Значком строительного "мастерка" отмечены места вероятной постройки новых гипермаректов |
Название | Адрес | Дата открытия | Время работы | Площадь торгового зала, кв.м. | Число касс | Бесплатные автобусы | Общественный транспорт |
Bigzz | Пересечение Логойского Тракта и МКАД | 10 марта 2005 (официальная церемония – 17 марта) | С 1 октября по 30 апреля – с 9.00 до 23.00 С 1 мая по 30 сентября – с 8.00 до 23.00 | 6.080 | 32 | нет | А: 13, 13д, 24, 87, 109в, 157, 162 Т: 1, 2, 46, 53 |
Гиппо | Проспект Рокоссовского, 2 | 28 мая 2005 | С 9.00 до 23.00 | 5.700 | 29 | нет | А: 2, 82, 84, 84д, 93, 118э, 127, 151э, 924 Т: 15, 19, 20, 24, 30, 41, 41д, 49, 50, 67 |
Улица Горецкого, 2 | 22 декабря 2011 | С 9.00 до 23.00 | 7.774 | 40 | От ул. Матусевича и от ул. Есенина каждые 20 минут | А: 23, 30д, 83э, 116, 138 Т: 39, 39д, 52 | |
Улица Городецкая, 30 | 24 декабря 2011 | С 9.00 до 23.00 | 5.500 (общая площадь) | 14 | нет | А: 51, 55, 55д, 99 Т: 2, 37, 42 | |
ProStore | Проспект Дзержинского, 126 | 12 июля 2006 | С 9.00 до 23.00 | 6.200 | 35 | нет | А: 28, 30д, 90, 97, 103, 104, 114, 120, 134, 147 Т: 10, 25, 65 |
Проспект Партизанский, 182 | 19 ноября 2009 | С 9.00 до 23.00 | 6.200 | 42 | От ст.м. "Могилевская" каждые 20 минут | А: 9, 9в, 21, 61, 72, 93, 110, 111, 111д, 112, 112с, 148с | |
Улица Уборевича, 176 | 8 апреля 2010 | С 9.00 до 23.00 | 8.000 | 40 | Отменены с 1 февраля 2012 | 5э, 48, 67, 88, 98, 102, 148 | |
Корона | Улица Кальварийская, 24 | 15 августа 2006 | С 9.00 до 2.00 | 6.000 | 37 | нет | А: 40, 46, 78 Т: 4, 7, 9, 13, 14, 39д, 44, 57, 58 |
Евроопт | Улица Монтажников, 2 | 26 декабря 2008 | С 9.00 до 23.00 | 7.278 | 65 | От микрорайона Брилевичи каждые 30 минут; от ст.м. "Каменная Горка" раз в 10-30 минут | А: 138 |
БиМарт | Проспект Независимости, 171 | 10 февраля 2011 | круглосуточно | 4.000 | 23 | От ст.м. "Уручье" каждые 26 минут | А: 51, 55, 55д, 99 Т: 2, 56 |