Соло на пуантах
Путь в Большой
— График настолько напряженный, что каждую свободную минутку стараюсь проводить с пользой, — поприветствовала меня Екатерина. — В этом году я заканчиваю Белорусский государственный университет культуры и искусств по специальности «Компаративное искусствоведение». Поэтому сейчас, например, пишу диплом. Тема — «Танец и его исполнитель в киноискусстве». Зимнюю сессию тоже пришлось сдавать позже: в декабре—январе театр гастролировал в Австрии и Германии…
— Большой тур по этим европейским странам для Большого театра особенный: несмотря на гастроли, в Минске тоже шли спектакли. Такой опыт был впервые?
— Да, и это свидетельство высокого профессионального уровня всего коллектива, когда мы можем танцевать двумя составами. То есть половина труппы на гастролях, половина здесь, в Беларуси. На мой взгляд, это очень важно, чтобы наш белорусский зритель не был лишен удовольствия тоже посмотреть постановки. К тому же мы постоянно выезжаем со спектаклями в регионы, а там публике очень интересны наши выступления.
— А как принимают за границей?
— На гастролях в Австрии и Германии — а это 50 городов за два месяца — зритель приветствовал нас очень хорошо, тепло: было по нескольку вызовов на поклоны. Спектакли «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» проходили с большим успехом. Планируются гастроли и в следующем сезоне. Так что не будет преувеличением сказать, что белорусский балет знают в Европе. Год тому назад мы успешно гастролировали в Китае, до этого — в Корее. Мир наслышан о труппе Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси.
— Екатерина, а кто вас впервые привел в балет?
— Мама: это была ее несбывшаяся мечта детства. Я родилась в семье, где никто не был связан с балетом. С раннего детства занималась хореографией, художественной гимнастикой. В 10 лет поступила в Белорусский государственный хореографический колледж. Именно с этого момента началось мое знакомство с балетом. Мы с мамой стали посещать все балетные спектакли. Учеба в училище особенно захватила меня, когда мы стали заниматься на пуантах. Это было что-то новое, неизведанное. Но в конце года меня ждал жесткий вердикт экзаменаторов о том, что мне грозит отчисление из-за отсутствия данных. Вот тогда и началась моя страсть к танцу. Я твердо решила, что буду работать над собой, что хочу стать балериной.
— То есть на большой сцене вы оказались благодаря недюжинному трудолюбию?
— Можно и так сказать. С первого года обучения в колледже нас занимали в спектаклях Национального академического Большого театра оперы и балета. Только и оставалось, что трудиться до седьмого пота. Выпускной курс был очень напряженный: госэкзамены, отчетный концерт, стажировка в театре. И вдруг мне предлагают сольную партию — потрясающая новость! Мне, еще ученице, доверяют выступить на сцене. Причем соло! Этот выход я запомнила навсегда. Волнение зашкаливало: вся балетная труппа — профессионалы — смотрит на меня. В тот момент даже казалось, что выступления на международных конкурсах под пристальными взглядами жюри — маститых Григоровича, Плисецкой, Васильева, Макаровой — было значительно легче выдержать, чем экзамен перед всей балетной труппой. Те репетиции, на которых меня поддерживала мой педагог Ольга Александровна Лаппо, и стали важным этапом в жизни — превращением из ученицы в балерину.
В июне 2007 года я окончила Белорусский государственный хореографический колледж с дипломом с отличием. Мне повезло: на работу в театр сразу взяли солисткой, минуя кордебалет.
«В конкурсах боюсь запутаться»
— Особенную профессиональную закалку вам дали международные балетные конкурсы. Китай, США, Болгария, Венгрия, Россия, Германия… Какое соревнование запомнилось больше всего?
— Конкурсов было так много, что я боюсь запутаться — их более десятка. Самые яркие и престижные — в Москве и Варне. Они — сродни Олимпиаде, только балетной: жесточайшая конкуренция, психологическое напряжение. Однако особенно мне запомнился Международный конкурс имени Нуриева в Будапеште. У меня была травма, но не выйти на сцену не могла: в Будапеште представляла ведь не только себя, но и Беларусь. Перед самым выходом на сцену нашла решение и сумела «зеркально» перевернуть на правую ногу партию Одиллии, которую я исполняла. Председателем жюри на конкурсе тогда была Майя Плисецкая. Она перед выступлением всегда заходила на сцену, смотрела, как артисты разогреваются, готовятся к выходу. Мы общались, как ученик с опытным педагогом. Майя Михайловна рекомендовала врачей, давала советы и замечания по выступлениям. Именно из ее рук на конкурсе в Венгрии я получила именной приз «За интерпретацию роли».
— Есть ли у вас балетный кумир?
— Нет. Просто есть очень много артистов, творчество которых я уважаю, а профессионализм — ценю. У меня прекрасные педагоги в театре. Я репетирую с Татьяной Михайловной Ершовой (практически все партии мы готовим с ней) и Татьяной Ромуальдовной Шеметовец. Если идут какие-то новые постановки, то репетируют с нами приглашенные хореографы. Например, к нам приезжает Никита Долгушин, российский артист балета, народный артист СССР. В нынешнем году он будет ставить «Жизель». Мы уже работали в прошлом году, и это удивительный опыт — от каждой репетиции получаешь так много ценного и нужного. Встречи с этим профессионалом мы ждали с нетерпением.
— А распорядок дня у балерины тоже особенный?
— Обычно мы поздно ложимся спать: есть спектакли, которые заканчиваются в 10 вечера. Каждый рабочий день начинается в 10 утра. Первое — это класс для артистов, на который приходят и кордебалет, и солисты. После часового занятия-разогрева — по расписанию на репетиции. Все в зависимости от того, в каких спектаклях ты занят. Моя сестра Юлия — тоже балерина, но графики такие разные, что в театре за день можем и не увидеться.
— Есть ли какие-либо диеты, запреты?
— Конечно. Например, не кататься на коньках, лыжах. Но многие все же катаются. Главное — чувствовать, что для тебя это будет безопасно. То же самое касается еды. Если ты чувствуешь, что можешь позволить себе, и знаешь, что будешь в форме. Каждый артист следит за собой, знает, как выглядит со сцены, поэтому обращает внимание на вес.
— Балет — это больше мастерство или дар?
— Скорее это трудолюбие. Балет можно соотнести со спортом. Только если спортсмен может выступить и показать, что ему тяжело, а мы на это просто не имеем права. Есть образ, в который ты вкладываешь эмоции. Бывает и такое, что в душе какие-то личные переживания, а играть нужно радостную роль. И улыбаться, когда совсем не хочется. На тебя смотрит зрительный зал в 2,5 тысячи человек. И все должно быть безупречно.
Не нужен берег Майами
— В этом году из рук Президента вы получили медаль Франциска Скорины за выдающиеся творческие достижения, высокое профессиональное мастерство и заслуги в развитии национальной культуры и искусства. Также вы были удостоены специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства. Эти награды что для вас значат?
— Любое поощрение всегда приятно. И это очень важно, что государство поддерживает нас, молодых артистов, талантливую молодежь в принципе. Я еще на протяжении своей учебы в колледже почувствовала эту заботу: неоднократно была стипендиатом Президентского фонда по поддержке талантливой молодежи. Специальная премия и медаль — очередное подтверждение тому, что мой труд и профессия нужны людям.
— Поклонников сразу прибавилось…
— Не сказала бы (смеется). Цветы, букеты, конечно, приходят, но редко такое бывает.
— А завистники?
— Искренне успехам радуются очень немногие, хотя звездной болезнью я и не болею. Я обычный человек. Стараюсь с каждым своим выходом на сцену доставлять зрителям удовольствие. И делать это мне нравится.
— А в другие театры на работу приглашают?
— Да. Выступала приглашенной солисткой в балетных труппах Литвы, России и Греции. Национальные театры балета в Будапеште и в Майами предлагали контракты. Но я приняла решение остаться здесь: мне нравится работать в Беларуси, я люблю наш театр, здесь есть возможности развиваться, а такой разнообразный репертуар вообще мало где можно встретить.
— Признайтесь, какую сцену хотели бы завоевать?
— Мне нравится европейский зритель. Я очень люблю Лондон. Там есть два крупнейших театра — Королевский театр в Ковент-Гардене и Национальный балет Англии (English National Ballet. — Прим. авт.). Пока — это цель...
Татьяна УСКОВА, «БН»
Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН», и из личного архива балерины