Таксист не дал чек - можете не платить
Оказавшись в незнакомом городе, опаздывая на встречу или возвращаясь поздно домой – так или иначе, каждому из нас приходилось пользоваться услугами такси. Машину по заказу в прошлое воскресенье вызвала и я.
Старенький автомобиль, с грязным, пропахшим табачным дымом салоном домчал до места назначения с ветерком. За дорогу в четыре станции метро водитель попросил ни много ни мало – пятьдесят тысяч рублей. Возмущенная заоблачной стоимостью поездки и плохим состоянием автомобиля, корреспондент «Знаменки» отправилась с Транспортной инспекцией в рейд по проверке столичных такси.
Инспекторы что десантники
Местом проведения «операции» были выбраны два столичных района – Советский и Первомайский. Первой точкой на карте нашего рейда стала излюбленная стоянка таксистов у Белгосфилармонии, что на площади Якуба Коласа. Не успел служебный микроавтобус полностью остановиться, как инспекторы, словно десантники, высыпались из салона и поспешили проверять документы у таксистов, пока те не успели удрать и проверяли законность наклеек такси на кузове -оклейка автомобиля пленкой. Впрочем, одного из них нам так и не удалось остановить: лихач на «Пассате», обклеенном желтыми полосами и с шашечками на крыше, дал по газам и помчался по проспекту.
Остальные машины, стоящие в очереди, ретироваться не успели. Наличие тех-осмотра не старше полугода, страховки на автомобиль, а также на пассажира такси, номеров типа 13, которые положено иметь всем перевозчикам, карточки расчета с пассажиром, визитки водителя, рабочего таксометра, путевого листа – вот список того, что мы проверяли.
Из всего этого у водителя мини-вэна, которого мы разбудили, постучав в окошко, не оказалось лишь карточки расчета с пассажирами.
– Пассажиры, которые садятся в салон автомобиля такси, должны знать, по какому тарифу вы работаете, – объясняет ведущий специалист Владимир Мартиневский. – На этот раз ограничимся предупреждением, но если еще раз попадетесь, составим акт.
Нет чека – нет оплаты
Другое рыбное место в городе – стоянка у парка Челюскинцев. Здесь, в отличие от предыдущей парковки, в догонялки играть не пришлось.
– А что это у вас за ржавчина по кузову пошла? Такси ведь – лицо города. Глядя на вас, будут думать об остальных автомобилистах, – обращается к одному из шоферов после проверки документов Владимир Алексеевич.
– Не суди строго, начальник, не успел после зимы подрихтовать, – прямо сейчас поеду на покраску, – стал оправдываться таксист.
Пока мы составляли протокол на одного водителя, работавшего без путевого листа, другой приводил авто в порядок: менял обыкновенные (белые) номерные знаки на желтые.
– А что это у вас за жезл? – спрашиваю я, указывая на красный световозвращатель на ручке.
– Это специальный диск, с помощью которого я останавливаю такси, - говорит ведущий специалист Вячеслав Саржицкий и выдергивает из вереницы машин автомобиль с шашечками.
Представившись, он просит предъявить документы. Мне показалось, что у этого клиента все в порядке, но зоркий глаз инспектора приметил, что водитель вез пассажира с выключенным таксометром. Пока инспекторы составляли акт, Владимир Мартиневский объяснил.
– Если в машине такси не включен таксометр, чек на оплату поездки вам не выдадут, а это значит, что, приехав в нужное место, вы можете сказать «спасибо» и «хлопнуть дверью».
Не припомнив ни одного случая, чтобы таксисты давали мне чек, я стала подсчитывать, сколько могла бы сэкономить, если бы им не платила.
Постоянным клиентам – скидки
Другая стоянка, попавшая в поле зрения проверяющих, – в районе Уручье. Здесь нас ждал таксист, который был уже хорошо знаком инспекторам.
– Постоянным клиентам скидки, – шутят проверяющие и рассказывают, что этот мужчина на «Опеле» попадается уже не впервые: обычно у него не заполнен путевой лист, отсутствуют желтые номера, на крыше нет желтого плафона.
На этот раз букет оказывается стандартным: все перечисленные нарушения налицо. Десятки оправданий водителя не помогли ему избежать наказания. Тем временем в хвосте очереди автомобилей такси затесалась старенькая «ауди». И хоть желтых полос на кузове у нее не было, на крыше красовался фонарь шашечки, о наличии которого, как оказалось, сам водитель не подозревал. «Какой фонарь на крыше? Это, видимо, хулиганы поставили!» – стал лепетать он, когда инспекция попросила предъявить документы.
– Мы прекрасно понимаем, что это серый таксист, но не можем ему предъявить практически ничего, – сетует Вячеслав Михайлович. – Транспортная инспекция контролирует только легального перевозчика. Подловить нелегала можно лишь с помощью подсадных пассажиров. Кроме того, попадаясь первый раз, нелегал получает предупреждение, во второй – штраф, в третий по закону должен конфисковываться автомобиль, но еще ни у одного таксиста машину не забрали.
Самое удивительное, что машина с плафоном, но без специальной раскраски ни у кого не вызывает подозрений, наши люди думают: раз есть плафон – значит, его выдали на службе. А его можно купить на рынке.
За то время, что мы катались по городу, по базе пробили удравшего от инспекции у филармонии бомбилу. Им оказался отнюдь не нелегал, а индивидуальный предприниматель. Как рассказали инспекторы, от наказания этому шоферу не уйти: ему грозит штраф 20-50 базовых величин или административный арест.
Конечно, рынок услуг извоза сегодня переполнен, и вы вправе сами выбирать, с кем ездить. Но на всякий случай загляните в салон. На приборной панели должна быть визитка водителя, табличка тарифов. К тому же в автомобиле должен быть таксометр. Не верьте таксистам, которые говорят, что эти приборы уже давно отменили.
Ольга ДУБРОВСКАЯ, «ЗН», фото автора