Отчего стонут гомельские педагоги
21.03.2012 11:11
—
Новости Общества
Отчего стонут гомельские педагоги
"Куда смотрят семья и школа?" – было принято риторически вопрошать в прошлые времена. Семья – тема отдельного разговора, поговорим пока про школу. Смею заверить – смотреть работникам образования сейчас приходится в оба, и напряженная педагогическая деятельность для них самих далеко не всегда проходит бесследно…
Познать прелести работы учителя довелось не понаслышке. В свое время, хотя и не очень долгое, автор этих строк трудился на ниве просвещения, пытаясь в силу педагогических способностей сеять разумное, доброе, вечное.
В одну из гомельских СОШ я устроился после года преподавания в ПТУ. Там в те годы зачастую традиционная проверка посещаемости по журналу проходила примерно так:
- Иванов?
- Сидит.
- Петров?
- В СИЗО...
Поэтому предстоящая работа с обычными школярами меня нисколько не тревожила. Однако, как оказалось, расслабился я преждевременно…
В принципе, в большинстве 9-х классов, где мне довелось преподавать, дети были как дети. То есть обычные современные тинейджеры, поколение интернета – звезд с неба не хватают, к учению в большинстве своем достаточно равнодушны, но основные требования учебного процесса все же выполняют. В каждом классе было по одному-двум "вундеркинду", по три-четыре аутсайдера, остальные – какие-никакие середнячки. Но был на параллели один класс… 9-й "Г". Существует, к сожалению, такая практика, когда по результатам начальной школы детей с неблестящими, скажем так, показателями по учебе или дисциплине сводят в один класс, на последнюю по списку букву. А вроде как отличников – в классы с индексом "А".
В таких искусственно созданных "инкубаторах" все реальные или мнимые недостатки учеников только аккумулируются, резонируя друг от друга.
Молоденькая, сразу после "универа" классная, которой спихнули этих неблагополучных, была на грани, как говорится, нервного срыва и конца своей едва начавшейся педагогической карьеры…
Даже директор школы (в мою бытность учеником само имя "дирика" произносилось с придыханием!) признавалась на педсовете: "В 9-й "Г" я захожу, как в клетку с тиграми…".
Куда бы еще "припахать" педагога?
Действительно – нагрубить, надерзить учителю почти для половины класса, включая девочек, было в порядке вещей. При этом смельчаки театрально рисовались друг перед другом, а в случае необходимости – устраивали коллективные "бунты" непослушания…
Истоки такого поведения достаточно очевидны – неблагополучные семьи, отсутствие всякой мотивации к учебе, искаженные представления о самореализации. В конечном итоге мне, даже далеко не являвшемуся реинкарнацией Макаренко, все же удалось худо-бедно найти с ними общий язык. И экзамен класс сдал сравнительно неплохо. Тут все дело в индивидуальном подходе – стоило проявить особое внимание и заботу о знаниях самого, казалось бы, отпетого "отморозка", и этот росший без отца паренек, имевший в классе, пускай и сомнительный, но все же авторитет, сам принялся поддерживать порядок на уроках…
Но какие усилия требуются от учителя, чтобы отыскать этот самый пресловутый "ключик" к подросткам, особенно трудным? Где взять на это силы и время? При той колоссальной загруженности бумажной отчетностью, объемы которой в современной школе возрастают из года в год и становятся главным "Фредди Крюгером" ночных кошмаров педагога? Не говоря уже о необходимости посещения семей учащихся, отнесенных к "группе риска", о возложенной на классных руководителей ответственности за содержание их холодильников и чуть ли не дымоходов…
На днях в Советском районе состоялся фестиваль КВН, устроенный районной организацией профсоюза работников образования. Команда учителей средней школы № 33 в одном из номеров показала сценку – учитель в ластах. Мораль сей басни такова – после того как учителей обязали дежурить у пешеходных переходов, осталось еще немало других небезопасных мест, требующих их присутствия. Например, водоемы и прочие объекты для купания. Почему бы и надзор за ними не возложить на многофункциональных педагогов, эдаких универсальных солдат нашего времени?
Не хотим учиться...
Рабочий день педагога проходит примерно так…
7.50. Учитель в классе, готовится к уроку. 8.00. Тревожный звук звонка. Проверка присутствия учащихся и заполнение журнала. Эта "особо ответственная" процедура проходит одновременно с попытками привести "в чувство" и настроить на рабочий лад еще галдящих учеников. При этом цена одной поставленной не там, где надо, или не поставленной в нужном месте точки – минимум 10-20% "премии", ведь завуч проверяет журналы очень внимательно.
Далее стандартные части урока – проверка усвоенного, изложение нового материала чаще всего перемежаются с утомительным процессом поддержания должного порядка в классе. При отсутствии у части нынешних школьников внутренних стимулов к учебе сделать это бывает, мягко говоря, непросто. Сложно сказать, что является основной причиной такой прогрессирующей из года в год демотивации. Уверенность, что родители все равно заплатят за учебу в ВУЗе (и наоборот, если не заплатят – так и никакие знания не помогут)? Или Интернет, при наличии которого ничего и знать не нужно – всезнающая "паутина" даст ответы на все вопросы? А еще у детей теперь есть мобильные телефоны… Бесконечные состязания в крутости и громкости рингтонов, демонстрация трубок друг другу, просмотр на них картинок, роликов и прочих "приколов", сопровождаемое хихиканьем – отдельный пример того, как достижения "хай тека" могут работать против педагогического процесса. Один же урок в классе "усиленного режима" типа 9-го "Г" вообще стоит 3-4-х уроков в обычной аудитории.
Не всегда удается "сделать паузу" и на перерывах – поход с детьми в столовую, дежурство на этаже и прочие технические мероприятия порою не оставляют времени даже на то, чтобы просто перевести дух. А когда случались замены, и количество уроков в день достигало 6-8, по выходу из школы в течение нескольких часов просто не хотелось ни с кем ни говорить, ни даже слушать.
Если "сгорел" на работе
Однажды в учительской кто-то из моих коллег со стажем признался – вот, дескать, немного подлечилась в больнице "от нервов", теперь можно и за работу.
Затронутая тема, как и всякая наболевшая, получила живое развитие. Оказалось, многие из тех, кто проработал в школе долгие годы, регулярно проходят курс "реабилитации" в лечебном учреждении соответствующего профиля…
Поэтому именно туда мы и обращаемся, чтобы узнать мнение специалиста. Доскональный комментарий по просьбе "Вечерки" дает психотерапевт Гомельской областной психиатрической больницы Екатерина Горбунова:
– Изначально все зависит от индивидуальных особенностей личности учителя и его мотивации к работе. Как и в любой профессиональной системе "человек-человек", как и у врачей, юристов, работников социальной сферы и представителей других схожих специальностей, в деятельности педагога велик риск так называемого "эмоционального выгорания". Это состояние может характеризоваться снижением потребности в общении с людьми, хронической усталостью, дневной сонливостью, повышенной раздражительностью. Подобные симптомы возникают, прежде всего, в тех случаях, когда человек воспринимает свою работу, как недостаточно наполненную смыслом. Конечно, значительно легче в данной ситуации тому, кто является педагогом по призванию, как говорится, учителем "от бога". Как правило, здесь никаких особых психологических проблем не возникает и чувство полноты жизни не исчезает.
Значительно сложнее тем, кто попал в сферу образования случайно. Тогда работа, скорее всего, будет восприниматься как чрезмерная и не станет приносить морального удовлетворения. Но уставать и испытывать проблемы психологического характера может, в принципе, любой человек. Это зависит от многих факторов.
Особенно сложно в этом плане приходится женщинам. Ведь на них ложится двойная нагрузка – отработав напряженный рабочий день, женщина, как правило, не может позволить себе побыть одной или расслабиться. На ней еще ответственность и за обустройство семейного быта.
Действительно, к нам нередко обращаются учителя, как и работники других сфер, связанных с интенсивной коммуникацией с окружающими, и подверженные поэтому особого рода стрессам. Ведь сегодня приходится работать особенно напряженно, причем зачастую выполнять несвойственные функции. Жалуются, как правило, на бессонницу, раздражительность, утомляемость и другие проблемы, которые коротко можно охарактеризовать как астено-невротический синдром. Это говорит о том, что адаптационные ресурсы их психики истощились и не справляются с привычными нагрузками.
Для людей, столкнувшихся с такого рода проблемами в своей профессиональной деятельности, в том числе педагогической, можно дать следующие несложные советы. Во-первых, необходимо быть заинтересованным в своей деятельности. Во-вторых, работать над профессиональным ростом и совершенствованием. В-третьих, обязательно четко разграничить работу и личную жизнь. В-четвертых, стараться планировать свой день так, чтобы в нем всегда находилось место для отдыха. Нужно прибегать хотя бы к таким несложным способам релаксации, как пешие прогулки, уединение на некоторое время, пребывание в спокойной, расслабляющей обстановке. Если же болезненные переживания значительно прогрессируют, важно вовремя обратиться за помощью к специалистам в области психического здоровья.
Что делать?
К точке зрения психотерапевта хочу добавить от себя. Вполне очевидно, что для качественного и эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей школьный учитель, должен, прежде всего, получить для этого соответствующие условия.
Прежде всего, необходимо снизить его загруженность, снять с плеч бремя несвойственных функций, упростить и оптимизировать бумажную отчетность и отказаться от мелочной административно-формализованной требовательности. Ведь профессия преподавателя – одна из самых важных для любого цивилизованного общества. И дело не только в механистической передаче некой стандартной базы знаний и навыков. Миссия учителя, прежде всего, – это воспитание человека и гражданина. Это та определяющая роль, справиться с которой, кроме настоящего педагога, не сможет никто.
Познать прелести работы учителя довелось не понаслышке. В свое время, хотя и не очень долгое, автор этих строк трудился на ниве просвещения, пытаясь в силу педагогических способностей сеять разумное, доброе, вечное.
В одну из гомельских СОШ я устроился после года преподавания в ПТУ. Там в те годы зачастую традиционная проверка посещаемости по журналу проходила примерно так:
- Иванов?
- Сидит.
- Петров?
- В СИЗО...
Поэтому предстоящая работа с обычными школярами меня нисколько не тревожила. Однако, как оказалось, расслабился я преждевременно…
В принципе, в большинстве 9-х классов, где мне довелось преподавать, дети были как дети. То есть обычные современные тинейджеры, поколение интернета – звезд с неба не хватают, к учению в большинстве своем достаточно равнодушны, но основные требования учебного процесса все же выполняют. В каждом классе было по одному-двум "вундеркинду", по три-четыре аутсайдера, остальные – какие-никакие середнячки. Но был на параллели один класс… 9-й "Г". Существует, к сожалению, такая практика, когда по результатам начальной школы детей с неблестящими, скажем так, показателями по учебе или дисциплине сводят в один класс, на последнюю по списку букву. А вроде как отличников – в классы с индексом "А".
В таких искусственно созданных "инкубаторах" все реальные или мнимые недостатки учеников только аккумулируются, резонируя друг от друга.
Молоденькая, сразу после "универа" классная, которой спихнули этих неблагополучных, была на грани, как говорится, нервного срыва и конца своей едва начавшейся педагогической карьеры…
Даже директор школы (в мою бытность учеником само имя "дирика" произносилось с придыханием!) признавалась на педсовете: "В 9-й "Г" я захожу, как в клетку с тиграми…".
Куда бы еще "припахать" педагога?
Действительно – нагрубить, надерзить учителю почти для половины класса, включая девочек, было в порядке вещей. При этом смельчаки театрально рисовались друг перед другом, а в случае необходимости – устраивали коллективные "бунты" непослушания…
Истоки такого поведения достаточно очевидны – неблагополучные семьи, отсутствие всякой мотивации к учебе, искаженные представления о самореализации. В конечном итоге мне, даже далеко не являвшемуся реинкарнацией Макаренко, все же удалось худо-бедно найти с ними общий язык. И экзамен класс сдал сравнительно неплохо. Тут все дело в индивидуальном подходе – стоило проявить особое внимание и заботу о знаниях самого, казалось бы, отпетого "отморозка", и этот росший без отца паренек, имевший в классе, пускай и сомнительный, но все же авторитет, сам принялся поддерживать порядок на уроках…
Но какие усилия требуются от учителя, чтобы отыскать этот самый пресловутый "ключик" к подросткам, особенно трудным? Где взять на это силы и время? При той колоссальной загруженности бумажной отчетностью, объемы которой в современной школе возрастают из года в год и становятся главным "Фредди Крюгером" ночных кошмаров педагога? Не говоря уже о необходимости посещения семей учащихся, отнесенных к "группе риска", о возложенной на классных руководителей ответственности за содержание их холодильников и чуть ли не дымоходов…
На днях в Советском районе состоялся фестиваль КВН, устроенный районной организацией профсоюза работников образования. Команда учителей средней школы № 33 в одном из номеров показала сценку – учитель в ластах. Мораль сей басни такова – после того как учителей обязали дежурить у пешеходных переходов, осталось еще немало других небезопасных мест, требующих их присутствия. Например, водоемы и прочие объекты для купания. Почему бы и надзор за ними не возложить на многофункциональных педагогов, эдаких универсальных солдат нашего времени?
Не хотим учиться...
Рабочий день педагога проходит примерно так…
7.50. Учитель в классе, готовится к уроку. 8.00. Тревожный звук звонка. Проверка присутствия учащихся и заполнение журнала. Эта "особо ответственная" процедура проходит одновременно с попытками привести "в чувство" и настроить на рабочий лад еще галдящих учеников. При этом цена одной поставленной не там, где надо, или не поставленной в нужном месте точки – минимум 10-20% "премии", ведь завуч проверяет журналы очень внимательно.
Далее стандартные части урока – проверка усвоенного, изложение нового материала чаще всего перемежаются с утомительным процессом поддержания должного порядка в классе. При отсутствии у части нынешних школьников внутренних стимулов к учебе сделать это бывает, мягко говоря, непросто. Сложно сказать, что является основной причиной такой прогрессирующей из года в год демотивации. Уверенность, что родители все равно заплатят за учебу в ВУЗе (и наоборот, если не заплатят – так и никакие знания не помогут)? Или Интернет, при наличии которого ничего и знать не нужно – всезнающая "паутина" даст ответы на все вопросы? А еще у детей теперь есть мобильные телефоны… Бесконечные состязания в крутости и громкости рингтонов, демонстрация трубок друг другу, просмотр на них картинок, роликов и прочих "приколов", сопровождаемое хихиканьем – отдельный пример того, как достижения "хай тека" могут работать против педагогического процесса. Один же урок в классе "усиленного режима" типа 9-го "Г" вообще стоит 3-4-х уроков в обычной аудитории.
Не всегда удается "сделать паузу" и на перерывах – поход с детьми в столовую, дежурство на этаже и прочие технические мероприятия порою не оставляют времени даже на то, чтобы просто перевести дух. А когда случались замены, и количество уроков в день достигало 6-8, по выходу из школы в течение нескольких часов просто не хотелось ни с кем ни говорить, ни даже слушать.
Если "сгорел" на работе
Однажды в учительской кто-то из моих коллег со стажем признался – вот, дескать, немного подлечилась в больнице "от нервов", теперь можно и за работу.
Затронутая тема, как и всякая наболевшая, получила живое развитие. Оказалось, многие из тех, кто проработал в школе долгие годы, регулярно проходят курс "реабилитации" в лечебном учреждении соответствующего профиля…
Поэтому именно туда мы и обращаемся, чтобы узнать мнение специалиста. Доскональный комментарий по просьбе "Вечерки" дает психотерапевт Гомельской областной психиатрической больницы Екатерина Горбунова:
– Изначально все зависит от индивидуальных особенностей личности учителя и его мотивации к работе. Как и в любой профессиональной системе "человек-человек", как и у врачей, юристов, работников социальной сферы и представителей других схожих специальностей, в деятельности педагога велик риск так называемого "эмоционального выгорания". Это состояние может характеризоваться снижением потребности в общении с людьми, хронической усталостью, дневной сонливостью, повышенной раздражительностью. Подобные симптомы возникают, прежде всего, в тех случаях, когда человек воспринимает свою работу, как недостаточно наполненную смыслом. Конечно, значительно легче в данной ситуации тому, кто является педагогом по призванию, как говорится, учителем "от бога". Как правило, здесь никаких особых психологических проблем не возникает и чувство полноты жизни не исчезает.
Значительно сложнее тем, кто попал в сферу образования случайно. Тогда работа, скорее всего, будет восприниматься как чрезмерная и не станет приносить морального удовлетворения. Но уставать и испытывать проблемы психологического характера может, в принципе, любой человек. Это зависит от многих факторов.
Особенно сложно в этом плане приходится женщинам. Ведь на них ложится двойная нагрузка – отработав напряженный рабочий день, женщина, как правило, не может позволить себе побыть одной или расслабиться. На ней еще ответственность и за обустройство семейного быта.
Действительно, к нам нередко обращаются учителя, как и работники других сфер, связанных с интенсивной коммуникацией с окружающими, и подверженные поэтому особого рода стрессам. Ведь сегодня приходится работать особенно напряженно, причем зачастую выполнять несвойственные функции. Жалуются, как правило, на бессонницу, раздражительность, утомляемость и другие проблемы, которые коротко можно охарактеризовать как астено-невротический синдром. Это говорит о том, что адаптационные ресурсы их психики истощились и не справляются с привычными нагрузками.
Для людей, столкнувшихся с такого рода проблемами в своей профессиональной деятельности, в том числе педагогической, можно дать следующие несложные советы. Во-первых, необходимо быть заинтересованным в своей деятельности. Во-вторых, работать над профессиональным ростом и совершенствованием. В-третьих, обязательно четко разграничить работу и личную жизнь. В-четвертых, стараться планировать свой день так, чтобы в нем всегда находилось место для отдыха. Нужно прибегать хотя бы к таким несложным способам релаксации, как пешие прогулки, уединение на некоторое время, пребывание в спокойной, расслабляющей обстановке. Если же болезненные переживания значительно прогрессируют, важно вовремя обратиться за помощью к специалистам в области психического здоровья.
Что делать?
К точке зрения психотерапевта хочу добавить от себя. Вполне очевидно, что для качественного и эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей школьный учитель, должен, прежде всего, получить для этого соответствующие условия.
Прежде всего, необходимо снизить его загруженность, снять с плеч бремя несвойственных функций, упростить и оптимизировать бумажную отчетность и отказаться от мелочной административно-формализованной требовательности. Ведь профессия преподавателя – одна из самых важных для любого цивилизованного общества. И дело не только в механистической передаче некой стандартной базы знаний и навыков. Миссия учителя, прежде всего, – это воспитание человека и гражданина. Это та определяющая роль, справиться с которой, кроме настоящего педагога, не сможет никто.