Компьютер мастера боится
Сегодня, по статистике, только интернет–пользователей в стране — 4 миллиона. Есть компьютеры — должны быть специалисты по их ремонту. К примеру, в Могилеве мастерские — на каждом углу. И «свободные художники» предлагают на столбах свои услуги. Но совсем не факт, что при таком изобилии предложений вы найдете настоящего мастера.
Окончательный диагноз
Многие наверняка сталкивались с парадоксальной ситуацией. Ломается техника, приходит по вызову один специалист, другой, третий... Мудрят, ковыряются по нескольку часов каждый. А в результате так и не называют причину поломки. Советуют: попробуйте заменить винчестер, материнскую плату. Но не гарантируют, что техника «оживет». В респектабельных мастерских почти то же самое. Если повезет, после недешевого ремонта — от 200 тысяч рублей и выше — сможете пользоваться своей «умной» машиной. Но нередко заказчику приходится возить оборудование от одного специалиста к другому, искать запчасти по рекламке. А их стоимость у разных продавцов отличается в разы. Бывает даже так: за ремонт уплачено, компьютер так и не работает, а вам... никто ничего не должен. Мастера разводят руками: сделали все, что могли.
Если с ремонтом автомобилей, телевизоров и холодильников все ясно, критериев ремонта оргтехники, похоже, не существует. В каких, к примеру, случаях комплектующие надо менять, а в каких пробовать восстанавливать? Цены берутся с потолка. Нигде не написано, сколько компьютер должен прослужить после вмешательства мастера. И кто вообще эти мастера? Специалистов такого профиля не готовят ни в одном учебном заведении страны. Компьютерную технику ремонтируют все подряд — от выпускников ПТУ до людей с ученой степенью. Никто не интересуется квалификацией этих умельцев, знаниями, качеством работы.
Взгляд изнутри
Леонид Смирнов, инженер–технолог по образованию, ремонтирует компьютеры 10 лет. Сравнивать починку авто и оргтехники считает некорректным. Дескать, в первом случае можно провести диагностику, во втором — мастера колдуют на ощупь. Ведь ни один из них не знает устройства компьютерных микросхем — зарубежные производители держат их в секрете. Все зависит от опыта и интуиции специалиста. Ни образование, ни четкий регламент здесь ни при чем.
Не добавила мне оптимизма и беседа с Егором, продавцом–консультантом специализированного салона компьютерной техники. Улыбчивый молодой человек в отлично сшитом костюме твердо уверен: если ноутбук не на гарантии, при любой серьезной поломке уместнее нести его на свалку, чем пытаться чинить. Взамен, естественно, приобретать новый.
Легко сказать... Большинство производителей, поставляющих оргтехнику на белорусский рынок, дают на нее гарантию всего год. Лишь самые респектабельные — вдвое больше. А уж три года гарантии — и вовсе редкий случай. При этом цены на новые ноутбуки — от 3,5 до 6 миллионов рублей. Оформишь в кредит — добавятся еще и проценты.
Однако Егор категоричен. Модели ноутбуков меняются каждый год, прежние снимаются с производства. Одновременно фирмы перестают выпускать и комплектующие, «начинку» к устаревшему оборудованию. А новые детали к прежним моделям, увы, не подходят: существенно усовершенствованы, работают по иному принципу. Вот и сформировался «черный» рынок запчастей для техники прошлых лет — без гарантий, с произвольными, стихийными ценами...
Маркетинговый трюк
Тотальная компьютеризация требует все больших мощностей: интернет стал скоростным, совершенствуются мультимедийные технологии. Больше всего прогресс давит на любителей компьютерных игр. Многие из них в поведении разработчиков усматривают чуть ли не заговор: каждая новая «стрелялка» предназначается для оборудования следующего поколения, с более высокой производительностью видеокарты и процессора. Купишь ноутбук, а через месяц–другой он уже устарел. Но есть в ситуации и плюс. С каждой новой разработкой существенно повышается качество компьютерных игр. К тому же никто ведь силой не заставляет гнаться за модой.
Вместе с тем нынешняя оргтехника по сравнению с моделями прошлых лет явно более хрупкая. Прежняя, с прочным корпусом, разъемными соединениями, покрытыми толстым слоем драгметаллов, была рассчитана на десяток лет. Сегодняшняя — на год–два. Поэтому чаще ломается.
С колокольни эксперта
Председатель Могилевской городской организации защиты потребителей Василий Черный с доводами компьютерщиков не согласен. Он убежден: технику можно и нужно чинить. Но берутся за сложное дело непрофессионалы, потому так много жалоб. Яркий пример. Чинил могилевский бизнесмен утюги, теперь взялся за компьютеры. И не один уже сжег паяльником. Вся беда в том, что доказать некомпетентность мастера трудно: на всю страну единицы хороших экспертов. И сами защитники потребителей не разбираются в «умных» машинах. Заключили договор с компьютерной фирмой, верят мнению ее работников на слово.
Есть, оказывается, и нормативная база по ремонту компьютеров. А каждая мастерская должна пройти сертификацию.
Для этого требуется определенный набор оборудования. Но приобрели его единицы — теперь перед приходом проверяющих дают коллегам напрокат. Инспектора за порог — в мастерской остаются стул, стол да паяльник...
Замечены в Могилеве и откровенно непорядочные мастера. Ремонтируя одно, снимают с компьютера другое. Воруют память, модули и даже... винчестеры. Или меняют на бракованные, нерабочие. Риска практически никакого. Заметит пользователь непорядок — отговорка проста: забыл установить или перепутал. К сожалению, многие не замечают. В таком случае выходит: чем больше ремонтов, тем техника «мертвее».
Есть и специалисты, которые, точно зная, что аппарат свое отработал, «подсаживают» клиента на ремонт. Рекомендуют менять все новые узлы и детали, вытягивают сотни у.е., прежде чем тот отнесет компьютер на свалку.
Распространенный прием — брать деньги ни за что: протер деталь или подкрутил винтик. Грешат этим и в крупных фирмах. Устанавливают предел, ниже которого взять с заказчика считается неприличным. К примеру, 120 тысяч рублей.
Клиент всегда прав
Могилевчанин Вадим Лукьянов тринадцатый год пользуется компьютером, и менял их уже не раз. По его наблюдениям, работники салонов, продавая некоторые марки компьютеров, не предупреждают, что эта техника не подлежит ремонту. Покупатель, прельстившись дешевизной, не подозревает, что запчасти на иные модели даже по гарантии днем с огнем не сыщешь.
— Учебные заведения сегодня готовят программистов, но не специалистов, которые могут сделать ремонт компьютеров, — подтвердил первый заместитель начальника управления образования Могилевского облисполкома Владимир Рыжков. — При нынешней ситуации это довольно проблематично. Как будет выглядеть учебная программа, в которой больше вопросов, чем ответов: что ни деталь — то тайна фирмы–производителя? Единственный выход — научиться делать компьютеры в своей стране. Тогда и готовить специалистов–ремонтников станет возможным.
Автор публикации: Ирина МЕНДЕЛЕВА