Первая сессия для тысяч студентов стала последней
13.03.2012 10:17
—
Новости Общества
Первая сессия для тысяч студентов стала последней
Считается, что первокурсник — это еще не студент. И удачное поступление в вуз — не главная победа. Первая сессия оказывается куда более серьезным испытанием, чем вступительная кампания. Она хоть и самая легкая, а потери — самые большие. Некоторые вузы недосчитываются в результате до 10 процентов зачисленных! Например, только в БГПУ им. М.Танка с начала учебного года отчислили 656 студентов, из них 261 — "новобранцы". В БГУ за прошлый год с формулировкой "в связи с академической неуспеваемостью" отсеяли 610 студентов, "урожай" нынешнего — 185 учащихся дневного отделения зимнюю сессию завершили с тремя "двойками", что уже повод для отчисления.
К слову, без потерь обходятся только там, где конкурс при поступлении традиционно зашкаливает. С трудом завоеванное и ценится выше. Допустим, в БГМУ после первой сессии попрощались только с одним первокурсником, и тот — иностранец. А вообще, когда в Министерстве образования подвели итоги прошлого учебного года, оказалось, что студенческих билетов лишились почти 15 тысяч студентов всех форм обучения.
"Сами виноваты"
Говорят, в советские времена отчислений было мало и только потому, что поступали те, кто имел в аттестате "четыре" и "пять". Кто же перебивался с "тройки" на "четверку", шли в техникумы, а отстающие — в училища. А теперь родители работают в две смены, только бы их чадо поступило...
Конечно, среди тех, кто вылетает после первых же экзаменов, большинство — студенты платных отделений. Уровень их подготовки изначально ниже. Но, увы, и те, кому стипендию платили, — тоже в списках отчисленных.
Николай приехал поступать в БНТУ из Мозыря. Выбрал приборостроительный факультет. И его 208 баллов хватило с лихвой: при проходном–то в 169! Но так же легко завалил первую сессию.
— Разочаровался в выбранной специальности? — спрашиваю у вчерашнего студента, который уже собирает чемоданы домой.
— Нет, поступил как раз туда, куда хотел, но что–то с математикой тяжело пошло, думал, будет проще...
В принципе, и на тестировании Николай получил по 30 баллов за математику и за физику. Основную лепту при поступлении внесли аттестат и 75 баллов по русскому языку. Легко попав в ряды студентов, Николай расслабился и, видимо, решил, что вузовские экзамены — это тоже раз плюнуть.
— Я даже особо не готовился, — признается. — И в школе учился ниже среднего только потому, что не старался. Если бы хоть что–то делал...
Из–за его неудачного дебюта огорчились, наверное, только родители, сам Коля настроен оптимистично: мол, поеду домой, поработаю — хоть подсобным рабочим — вариантов хватает, а летом пересдам ЦТ и попробую опять поступать. Только, говорит, факультет или специальность другую выберет: неловко возвращаться туда, где уже создал себе репутацию лоботряса.
Похожая история у однокурсников Николая — Антона и Романа. Конкурс выдержали, а учебу — нет. "Сам виноват, — говорит Роман, — прогуливал, но мне эта специальность оказалась малоинтересна. Я хотел на "автосервис", не хватило пару баллов, подал документы спонтанно на "механические и электромеханические приборы и аппараты". Когда понял, что не мое, стимула учиться не стало. К тому же здесь много физики, а я ее плохо знаю". Антон же свою "двойку" по истории Беларуси, из–за которой даже не стал сдавать остальные экзамены, объясняет просто: "Не повезло..."
Преподаватели замечают, что с каждым годом студент приходит все слабее и ленивее. Особенно в педуниверситет. На физфаке, где конкурса при поступлении вообще не было, после первой же сессии отчислили 44 студента, в том числе "героя", который с 68 баллами из 400 возможных поступил на "бюджет". Еще 21 выбывший — с математического факультета.
— Вполне ожидаемый результат, — замечает проректор по учебной работе Юрий Быкадоров. — Есть абитуриенты очень хорошие и очень плохие. А поступают все. И в связи с тем, что педагогические специальности по престижности на последнем месте, соответственно педуниверситет забирает тех, кто тянется в хвосте, с 5 — 20 баллами по математике и физике. Возможность учиться им предоставили. Но с такими знаниями одного желания недостаточно. А тянуть их до диплома — кому это надо? Высшее образование — необязательное.
Лень — не матушка
Уровень знаний поступающих неуклонно падает, хотя средний балл аттестата у всех хороший. Эту странную тенденцию замечает и декан физфака БГУ Виктор Анищик, в подтверждение своих слов показывая таблицу успеваемости. К примеру, Кирилл: балл аттестата — 7,9, средний балл сессии — 4,5, 120 часов пропусков и 3 пересдачи. Самое удивительное, 75 процентов первокурсников физфака не держали в школе экзамен по физике! Отсюда и итоги: в прошлом году первую сессию без хвостов сдали 85 процентов студентов, нынче — каждый третий имеет задолженность, 17 отчислено, из них 14 — бюджетники.
На физфаке каждый год проводят анкетирование первокурсников. Две трети отмечают, что испытывают трудности в усвоении материала, при этом абсолютное большинство за консультацией обращаются редко или никогда. На вопрос: "Что мешает вам учиться?" — 19 процентов отвечают: "Собственная лень", 15 процентов: "Просто неинтересно". Говорят: нам в школе сказали — мы запомнили. А в вузе надо много самостоятельно заниматься...
— Были такие, кого вы с сожалением отчисляли? — спрашиваю декана физфака.
— Я их всех с сожалением отчисляю, — признается Виктор Михайлович. — Потому что у 90 процентов — великолепные мозги, но они ими, увы, не пользуются. Да и характеры еще те: могут встать посреди лекции и уйти... А родители с претензией: мол, вы их плохо воспитываете!
К слову, на первом курсе ни одного студента не отчислят, не поставив в известность родителей. Прогуливает — звонок домой. Сессию завалил? Что ж, вас предупреждали. Заместитель декана приборостроительного факультета БНТУ Вячеслав Габец уже давно подметил закономерность: найти двоечников невозможно. Все указанные ими телефоны оказываются неправильными.
— Как это получается? — недоумевает Вячеслав Леонидович. — Они же не могут заранее знать, что мы их искать будем. Некоторые переживают из–за "двоек", а некоторых приходится буквально просить прийти на экзамен.
Заплатил... и не пришел
Закономерность проста: у кого больше прогулов — у того больше и шансов вылететь из вуза. На бесконечные пропуски студентов жалуются буквально в каждом вузе.
— Иной раз даже обязываем их заходить в деканат и показываться на глаза, — сетует на затянувшееся детство своих подопечных заместитель декана ФИТУ БГУИР Николай Столбанов. — Звоним родителям: мол, где ваш сын? Они: "Да он утром даже бутерброд не успевает съесть, так спешит". — "Его уже неделю нет". Не верят. Устраиваем очную ставку, и выясняется, что все эти дни студент за углом дома ждал, когда родители на работу уедут, или в общежитии у подруги время коротал. Была ситуация еще нелепее: бабушка уверена, что внук сдает сессию, он ей даже зачетку показывал, в которую... сам себе оценки выставлял... Знаете, 31 декабря я до 7 вечера обзванивал тех, кто не приступил к сессии, чтобы они 1 — 2 января готовились, а не праздновали. Иногда психолога приглашаю: ну хоть вы поговорите! Верить таким невозможно, объяснительные почитать — у всех со здоровьем проблемы: "Не сдал, потому что болел, а к врачу не обращался".
Да, в Кодексе об образовании есть статья, по которой можно отчислять за пропуск более 30 дней. Но что считать за день, если студент на лекциях всего час посидел? У некоторых до 300 прогулянных часов набегает.
— Спрашиваю: "Вы пробовали когда–нибудь за такси заплатить и ходить пешком?" Нет. А здесь заплатить деньги и не приходить на занятия могут, — не устает удивляться декан ФИТУ Леонид Шилин. — Некоторые вообще не появляются. У нас рейтинговая система, постоянно отслеживаем, сколько студент сдал лабораторных, типовых расчетов. И видим уже на 15 сентября, что 2 человека вообще ничего не делали. На 15 октября — 8 человек не сдали ни одной лабораторной. Тогда вызываем их родителей. Это же, как правило, 17–летние, мы не имеем права сразу их отчислять.
Но если иногородних большой город из колеи выбивает — соблазнов куча, то что мешает учиться минчанам? Николай Столбанов четыре года подряд анализирует успеваемость первокурсников: оказывается, иногородние неизменно сдают сессию лучше. Трудолюбия больше? Если судить по областным вузам, у них и правда отсев на порядок меньше. В Брестском государственном университете, например, с дневной формы обучения нынче отсеяли 37 первокурсников, из них 7 — бюджетников...
Во многих вузах отчисление студентов считают инструментом поддержания высокого уровня качества образования. Дескать, выгнали — виноват только сам, твоя плохая подготовка и неспособность к обучению. Хотя у академической неуспеваемости много причин. А ведь для государства каждый отчисленный студент — это деньги, впустую потраченные на его обучение, и нехватка квалифицированных кадров в перспективе. Повлияет ли на ситуацию введение с этого года нижнего балла, с которым двери в вуз будут закрыты, или это обычный жизненный закон: мы все делимся на отличников и двоечников?
Кстати
Уровень отсева студентов в России — 21 процент, в США — 54 процента, а в Корее всего 15 процентов студентов не заканчивают обучение.
Пересдача неудовлетворительной оценки по одной и той же дисциплине допускается не более двух раз. Вторая пересдача (третья по общему счету попытка) — уже только комиссии. Погасить задолженность нужно не более чем за 30 дней от начала следующего семестра.
К слову, без потерь обходятся только там, где конкурс при поступлении традиционно зашкаливает. С трудом завоеванное и ценится выше. Допустим, в БГМУ после первой сессии попрощались только с одним первокурсником, и тот — иностранец. А вообще, когда в Министерстве образования подвели итоги прошлого учебного года, оказалось, что студенческих билетов лишились почти 15 тысяч студентов всех форм обучения.
"Сами виноваты"
Говорят, в советские времена отчислений было мало и только потому, что поступали те, кто имел в аттестате "четыре" и "пять". Кто же перебивался с "тройки" на "четверку", шли в техникумы, а отстающие — в училища. А теперь родители работают в две смены, только бы их чадо поступило...
Конечно, среди тех, кто вылетает после первых же экзаменов, большинство — студенты платных отделений. Уровень их подготовки изначально ниже. Но, увы, и те, кому стипендию платили, — тоже в списках отчисленных.
Николай приехал поступать в БНТУ из Мозыря. Выбрал приборостроительный факультет. И его 208 баллов хватило с лихвой: при проходном–то в 169! Но так же легко завалил первую сессию.
— Разочаровался в выбранной специальности? — спрашиваю у вчерашнего студента, который уже собирает чемоданы домой.
— Нет, поступил как раз туда, куда хотел, но что–то с математикой тяжело пошло, думал, будет проще...
В принципе, и на тестировании Николай получил по 30 баллов за математику и за физику. Основную лепту при поступлении внесли аттестат и 75 баллов по русскому языку. Легко попав в ряды студентов, Николай расслабился и, видимо, решил, что вузовские экзамены — это тоже раз плюнуть.
— Я даже особо не готовился, — признается. — И в школе учился ниже среднего только потому, что не старался. Если бы хоть что–то делал...
Из–за его неудачного дебюта огорчились, наверное, только родители, сам Коля настроен оптимистично: мол, поеду домой, поработаю — хоть подсобным рабочим — вариантов хватает, а летом пересдам ЦТ и попробую опять поступать. Только, говорит, факультет или специальность другую выберет: неловко возвращаться туда, где уже создал себе репутацию лоботряса.
Похожая история у однокурсников Николая — Антона и Романа. Конкурс выдержали, а учебу — нет. "Сам виноват, — говорит Роман, — прогуливал, но мне эта специальность оказалась малоинтересна. Я хотел на "автосервис", не хватило пару баллов, подал документы спонтанно на "механические и электромеханические приборы и аппараты". Когда понял, что не мое, стимула учиться не стало. К тому же здесь много физики, а я ее плохо знаю". Антон же свою "двойку" по истории Беларуси, из–за которой даже не стал сдавать остальные экзамены, объясняет просто: "Не повезло..."
Преподаватели замечают, что с каждым годом студент приходит все слабее и ленивее. Особенно в педуниверситет. На физфаке, где конкурса при поступлении вообще не было, после первой же сессии отчислили 44 студента, в том числе "героя", который с 68 баллами из 400 возможных поступил на "бюджет". Еще 21 выбывший — с математического факультета.
— Вполне ожидаемый результат, — замечает проректор по учебной работе Юрий Быкадоров. — Есть абитуриенты очень хорошие и очень плохие. А поступают все. И в связи с тем, что педагогические специальности по престижности на последнем месте, соответственно педуниверситет забирает тех, кто тянется в хвосте, с 5 — 20 баллами по математике и физике. Возможность учиться им предоставили. Но с такими знаниями одного желания недостаточно. А тянуть их до диплома — кому это надо? Высшее образование — необязательное.
Лень — не матушка
Уровень знаний поступающих неуклонно падает, хотя средний балл аттестата у всех хороший. Эту странную тенденцию замечает и декан физфака БГУ Виктор Анищик, в подтверждение своих слов показывая таблицу успеваемости. К примеру, Кирилл: балл аттестата — 7,9, средний балл сессии — 4,5, 120 часов пропусков и 3 пересдачи. Самое удивительное, 75 процентов первокурсников физфака не держали в школе экзамен по физике! Отсюда и итоги: в прошлом году первую сессию без хвостов сдали 85 процентов студентов, нынче — каждый третий имеет задолженность, 17 отчислено, из них 14 — бюджетники.
На физфаке каждый год проводят анкетирование первокурсников. Две трети отмечают, что испытывают трудности в усвоении материала, при этом абсолютное большинство за консультацией обращаются редко или никогда. На вопрос: "Что мешает вам учиться?" — 19 процентов отвечают: "Собственная лень", 15 процентов: "Просто неинтересно". Говорят: нам в школе сказали — мы запомнили. А в вузе надо много самостоятельно заниматься...
— Были такие, кого вы с сожалением отчисляли? — спрашиваю декана физфака.
— Я их всех с сожалением отчисляю, — признается Виктор Михайлович. — Потому что у 90 процентов — великолепные мозги, но они ими, увы, не пользуются. Да и характеры еще те: могут встать посреди лекции и уйти... А родители с претензией: мол, вы их плохо воспитываете!
К слову, на первом курсе ни одного студента не отчислят, не поставив в известность родителей. Прогуливает — звонок домой. Сессию завалил? Что ж, вас предупреждали. Заместитель декана приборостроительного факультета БНТУ Вячеслав Габец уже давно подметил закономерность: найти двоечников невозможно. Все указанные ими телефоны оказываются неправильными.
— Как это получается? — недоумевает Вячеслав Леонидович. — Они же не могут заранее знать, что мы их искать будем. Некоторые переживают из–за "двоек", а некоторых приходится буквально просить прийти на экзамен.
Заплатил... и не пришел
Закономерность проста: у кого больше прогулов — у того больше и шансов вылететь из вуза. На бесконечные пропуски студентов жалуются буквально в каждом вузе.
— Иной раз даже обязываем их заходить в деканат и показываться на глаза, — сетует на затянувшееся детство своих подопечных заместитель декана ФИТУ БГУИР Николай Столбанов. — Звоним родителям: мол, где ваш сын? Они: "Да он утром даже бутерброд не успевает съесть, так спешит". — "Его уже неделю нет". Не верят. Устраиваем очную ставку, и выясняется, что все эти дни студент за углом дома ждал, когда родители на работу уедут, или в общежитии у подруги время коротал. Была ситуация еще нелепее: бабушка уверена, что внук сдает сессию, он ей даже зачетку показывал, в которую... сам себе оценки выставлял... Знаете, 31 декабря я до 7 вечера обзванивал тех, кто не приступил к сессии, чтобы они 1 — 2 января готовились, а не праздновали. Иногда психолога приглашаю: ну хоть вы поговорите! Верить таким невозможно, объяснительные почитать — у всех со здоровьем проблемы: "Не сдал, потому что болел, а к врачу не обращался".
Да, в Кодексе об образовании есть статья, по которой можно отчислять за пропуск более 30 дней. Но что считать за день, если студент на лекциях всего час посидел? У некоторых до 300 прогулянных часов набегает.
— Спрашиваю: "Вы пробовали когда–нибудь за такси заплатить и ходить пешком?" Нет. А здесь заплатить деньги и не приходить на занятия могут, — не устает удивляться декан ФИТУ Леонид Шилин. — Некоторые вообще не появляются. У нас рейтинговая система, постоянно отслеживаем, сколько студент сдал лабораторных, типовых расчетов. И видим уже на 15 сентября, что 2 человека вообще ничего не делали. На 15 октября — 8 человек не сдали ни одной лабораторной. Тогда вызываем их родителей. Это же, как правило, 17–летние, мы не имеем права сразу их отчислять.
Но если иногородних большой город из колеи выбивает — соблазнов куча, то что мешает учиться минчанам? Николай Столбанов четыре года подряд анализирует успеваемость первокурсников: оказывается, иногородние неизменно сдают сессию лучше. Трудолюбия больше? Если судить по областным вузам, у них и правда отсев на порядок меньше. В Брестском государственном университете, например, с дневной формы обучения нынче отсеяли 37 первокурсников, из них 7 — бюджетников...
Во многих вузах отчисление студентов считают инструментом поддержания высокого уровня качества образования. Дескать, выгнали — виноват только сам, твоя плохая подготовка и неспособность к обучению. Хотя у академической неуспеваемости много причин. А ведь для государства каждый отчисленный студент — это деньги, впустую потраченные на его обучение, и нехватка квалифицированных кадров в перспективе. Повлияет ли на ситуацию введение с этого года нижнего балла, с которым двери в вуз будут закрыты, или это обычный жизненный закон: мы все делимся на отличников и двоечников?
Кстати
Уровень отсева студентов в России — 21 процент, в США — 54 процента, а в Корее всего 15 процентов студентов не заканчивают обучение.
Пересдача неудовлетворительной оценки по одной и той же дисциплине допускается не более двух раз. Вторая пересдача (третья по общему счету попытка) — уже только комиссии. Погасить задолженность нужно не более чем за 30 дней от начала следующего семестра.