Что будет с пустующим и ветхим жильем в сельской местности?
13.03.2012 08:17
—
Новости Общества
Что будет с пустующим и ветхим жильем в сельской местности?
Фото: tio.by
Упрощенная оперативность
В одном из пригородных брестских сельсоветов поведали такую историю: несколько лет назад после смерти стариков-хозяев их дом стал бельмом на глазу для всей деревни, превратившись в пристанище городских бомжей. Старания руководителя местной власти отыскать родственников, с участием которых можно было бы решить вопрос, успехом не увенчались, и на свой страх и риск председатель сельисполкома решил одряхлевший дом снести. Бомжи убрались из деревни, а вот родственники былых хозяев тут же объявились и потребовали удовлетворить их нарушенные права через суд...
— По состоянию на середину прошлого года на Брестчине насчитывалось около 18 тысяч домов в сельской местности, в которых на постоянной основе никто не проживал, — рассказывает начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства Брестского облисполкома Алексей Мартысюк. — Собственники большинства из них подали в органы местной власти уведомления о намерениях их использовать, и мероприятия по признанию таких строений бесхозными были прекращены. Ежегодно в отношении ста—двухсот домов проводятся соответствующие процедуры с тем, чтобы передать их в собственность административно-территориальных единиц, которые и определят их дальнейшую судьбу.
Надо сказать, большинство таких домов для проживания непригодны, их необходимо было сносить. Однако для принятия радикальной меры местной власти следовало оформить всю документацию на дом, принять свое решение и ходатайствовать перед облисполкомом о сносе лишь при наличии полного пакета документов. Процедура сложная, связанная с дополнительными затратами времени и средств и при этом нерациональная: оформить техпаспорт на строение, чтобы тут же его снести. Кроме того, для сельсовета работы по разборке домов накладны: своих специалистов нет, строители же в начале прошлого года брали от 1,5 до 3 млн рублей за снос каждой хатки. Ныне эти цифры можно смело увеличить вдвое-втрое...
— Подписанный Президентом страны Указ № 100 “О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности”, который вступит в силу с 1 сентября, эту процедуру существенно упрощает, — продолжает Алексей Мартысюк. — Согласно новому документу, после передачи судом дома в собственность административно-территориальной единицы сельисполком уже самостоятельно сможет принимать решение о сносе.
Будь в курсе Если в течение трех лет собственник проживает в доме менее одного месяца в году в совокупности и не представил в селисполком уведомление о намерении его дальнейшего использования, это является фактом отказа от собственности на недвижимое имущество. И по решению суда может приниматься решение о его отчуждении. Если ваш домик в деревне вам все-таки нужен, надо обратиться в сельисполком с уведомлением о том, что вы намерены использовать его для временного проживания, и, конечно же, ухаживать за приусадебным участком и строением, чтобы оно не подпало под категорию ветхих домов, не соответствующих санитарным нормам, — в этом случае уведомление во внимание уже не принимается. В отношении такой категории в соответствии с новым указом процедура изъятия домов у нерадивых собственников также упростится. |
Строго индивидуальный подход
Как рассказала “НГ” заместитель начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства Кобринского райисполкома Алла Цибриевская, в районе обследованы все 163 населенных пункта. Выявлено 1638 домов, в которых никто не проживает. В ходе работы сельисполкомов с владельцами местные органы власти получили 811 уведомлений о намерении их использовать, в отношении 827 началась процедура включения в регистр пустующих домов, в котором в итоге оказалось 425 строений — у остальных все-таки нашлись хозяева, высказавшие желание о них заботиться.
Надо отметить, к розыску родственников подходили очень тщательно: искали и в России, и в Украине. Даже после включения в регистр пустующих домов работа сельисполкомов по выявлению лиц, желающих их обслуживать и использовать в каких-либо целях, продолжалась. Индивидуальный подход в каждом случае давал свои результаты: на основании информации с мест из регистра было исключено 272 дома.
Например, объявились наследники пустующих хат в отдаленных Мефедовичах, которые примыкают к Днепровско-Бугскому каналу, находятся в прекрасной зоне отдыха. Лес, вода привлекают покупателей из Кобрина, которые готовы вложить деньги даже в ветшающее жилье.
Компетентно
“Указом сохранены существующие подходы к прекращению прав собственности на пустующие и ветхие жилые дома исключительно в судебном порядке, — сообщили “НГ” в Государственном комитете по имуществу. — При этом уточняются правовые основания и порядок отнесения жилых домов к числу пустующих или ветхих, упраздняются отдельные процедуры, не имеющие существенного значения и не влияющие на принятие решений об обращении таких домов в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, их сносе либо восстановлении для использования по назначению”.
Когда есть перспектива
Городецкий сельсовет по количеству выявленных неиспользуемых домов сегодня среди лидеров на Кобринщине. Он один из самых крупных: включает 17 населенных пунктов, многие из которых расположены достаточно далеко от центра. В отдаленных умирающих деревнях около 250 строений можно назвать жилыми лишь условно. Зато в Городце, центральной усадьбе ОАО “Городец-Агро” и сельсовета, довольно крупном селе Октябрь, в Камене, где нет школы, но работает ферма, к тому же деревня находится у автотрассы, и даже в Липово, где проживает всего чуть больше ста человек, но есть железнодорожный остановочный пункт, таких домов не сыщешь.
Вместе с председателем Городецкого сельсовета Марией Зданович едем по главной улице агрогородка, от которого до Кобрина 25 километров, а до Бреста — 75. По обе стороны — добротные, ухоженные строения. На территории сельсовета примерно 2100 домов, но Мария Игнатьевна может рассказать историю буквально каждого.
— Вот пустующий дом, — показывает она вполне приличного вида жилище. — Дети-наследники приезжают из Кобрина регулярно, ухаживают. А в этой хате поселилась цыганская семья, усыновила двоих детей, пашет огород, строит гараж, облагораживает дом. Дальше до недавнего времени стоял дом, который из-за ветхости пришлось снести. А тут молодая семья купила пустующую избу, здесь — многодетная, сюда на постоянное место жительства переезжает семья из Бреста, там обустраивают летнюю дачу москвичи — решили хоть таким образом бывать на родине предков. Душа радуется — люди приучаются поддерживать порядок и на своем участке, и вокруг него, в эти неписаные деревенские правила стараются вписаться и новые жители.
Цену определяет качество
Цены в Городце разные: недвижимость можно приобрести и за 11, и за 14 тысяч долларов. И поднялись они заметно, когда в населенный пункт четыре года назад провели газ.
— Уверен, вступление в силу Указа № 100 вызовет вовлечение в оборот большего количества недвижимости на селе, — отмечает руководитель брестского агентства недвижимости “Гарант успеха” Андрей Степин. — И если сейчас сложно найти собственников, то в ближайшее время, думаю, люди сами будут стремиться продать свои пустующие дома, чтобы их не изъяли, и получить хоть какие-то деньги.
К слову, цена любого объекта зависит не только от того, в каком он состоянии, но и где расположен. Если деревня находится вдалеке от транспортных магистралей и другой инфраструктуры, ее рыночная привлекательность будет минимальной.
В тему
По оценкам экспертов, в Беларуси сегодня имеется до 150 тысяч пустующих домов. Большинство из них имеет непривлекательный вид, что негативно сказывается в целом на архитектурном облике населенных пунктов. Кстати, в Великобритании, например, в шесть раз превышающей нашу страну по численности населения, таковых более 650 тысяч (а в 2006 году было около 760 тысяч).