Давно ли Анатолий Тозик читал Конституцию?

Источник материала:  
02.03.2012 15:10 — Новости Общества


Брать по 5 тысяч рублей за посещение поликлиники предложил заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Тозик, выступая на итоговой коллегии Министерства здравоохранения. Вице-премьер, похоже, давно не заглядывал в Конституцию Беларуси, которая гарантирует бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.

Давно ли Анатолий Тозик читал Конституцию?

На заседании итоговой коллегии Минздрава Анатолий Тозик поделился своим видением решения проблемы очередей в поликлиниках: «Вы говорите, что надо что-то делать с очередями в поликлиниках… Давайте введем плату в размере 5 тысяч рублей за посещение поликлиники. Если даже умножить 5 тысяч рублей на средний показатель по количеству посещений, то за год выйдет небольшая сумма. Зато кого-то даже такая символическая плата, возможно, заставит задуматься, а в самом деле ли необходимо обращаться в поликлинику?».

Белорусы в поликлиники действительно ходят активно. Как сообщил на той же коллегии министр здравоохранения Василий Жарко, в 2011 году число посещений амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения составило 13,2 на одного жителя, что в 2,2 раза превышает аналогичный показатель в странах Евросоюза и в 1,6 раза показатель в странах СНГ (6,2 и 8,6 соответственно). По словам министра, «это свидетельствует как о высоком уровне доступности, так и о недостатках планирования».

Василий Жарко отметил, что изменение ситуации возможно только при условии эффективной работы всех звеньев здравоохранения, основным из которых является первичная медицинская помощь. В 2011 году на эти цели было направлено около 38% финансовых средств, выделенных на здравоохранение.

Среди мер, предпринятых Минздравом для улучшения доступности амбулаторной медицинской помощи, Жарко назвал разрешение на выписку льготных рецептов хроническим больным сроком до 6 месяцев, выдачу больничных листков по временной нетрудоспособности одномоментно до 6 дней и регламентацию оказания паллиативной помощи.

Возвращаясь к инициативе кандидата исторических наук, генерал-майора запаса Анатолия Тозика, отметим, что чиновник курирует медицину с 2010 года, когда его назначили заместителем премьер-министра. До того он преподавал в БГУ, служил в КГБ, был председателем Комитета государственного контроля и послом в Китае. То есть, его нынешняя должность вполне позволяет вносить предложения по работе системы здравоохранения.

Давно ли Анатолий Тозик читал Конституцию?Однако, как считает руководитель Временного координационного комитета Национальной платформы гражданского общества, эксперт-консультант проекта «Развитие прав пациентов» Владимир Мацкевич, в данном случае Тозик озвучил не свою инициативу.

По мнению эксперта, ни один чиновник в Беларуси не решится самостоятельно озвучивать в такой социально значимой сфере, как первичная медпомощь, непопулярные инициативы.

«Думаю, что заявление Тозика сделано для того, чтобы проверить реакцию общества. Практика работы белорусской власти состоит в том, что любые непопулярные инициативы исходят не от главы государства, а передаются для озвучивания чиновникам», — отметил Владимир Мацкевич в комментарии для Naviny.by.

Если реакция будет резко отрицательной, то весь негатив обрушится на голову Тозика, а не на главу государства, считает Мацкевич. «В этой стране за все отвечает президент Беларуси Александр Лукашенко, а чиновники только лишь бросают пробный камень для проверки реакции общества», — подчеркивает эксперт.

Инициатива, озвученная Тозиком, вызывает вопросы о том, насколько она соотносится с положениями Конституции, заметил Владимир Мацкевич. Ведь в статье 45 Основного закона записано: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания».

«Что в таком случае значат конституционные гарантии в Республике Беларусь, если можно заявлять то, что заявил Тозик?», — задается вопросом эксперт.

Проект «Развитие прав пациентов», который консультирует Мацкевич, показал, что в амбулаторном звене белорусской системы здравоохранения остро стоит вопрос дефицита персонала. В результате возникает перегруженность, из-за которой врачи слишком мало внимания уделяют пациентам. Нехватка среднего персонала также сказывается на качестве лечения.

Например, на той же итоговой коллегии Минздрава прозвучало, что в Беларуси охват диспансеризацией составляет 98% населения. При этом фиксируется онкологическая запущенность у 30% заболевших раком. Болезни системы кровообращения являются причиной смерти у 54% умерших. Другими словами, амбулаторная служба не справляется с профилактикой и лечением заболеваний на ранних стадиях. Возникает также вопрос, почему Минздрав закрывает глаза на нереально большие показатели диспансеризации при ее очевидной неэффективности?

Финансирование, которое, как заявляет Минздрав, осуществляется в полном от объеме, является только одним из условий эффективности отрасли, отмечает Владимир Мацкевич.

«В белорусском здравоохранении очень хорошо развита показушная внешняя сторона, на что не жалеют средств. У нас происходит переоснащение сферы здравоохранения. Однако наличие дорогостоящего оборудования не гарантирует того, что обычным пациентам оно доступно, — говорит эксперт. — На мой взгляд, доступ к современному оборудованию рядовых пациентов недостаточен. Сейчас появилась новая проблема — недоступность в силу дороговизны для граждан, особенно пенсионеров и инвалидов, современных лекарств, импортного производства в первую очередь».

Таким образом, считает Владимир Мацкевич, отечественному здравоохранению необходим хороший менеджмент. Тогда при тех средствах, которые выделяются на здравоохранение, можно очень многое улучшить.



Елена СПАСЮК

←В Беларуси открыт музей пивоварения

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика