По-волчьи выть. Чтобы добыть или добить...
С апреля и до первых снегопадов волки ведут оседлый образ жизни и обитают на определенной территории, где у них есть логово. Защитный серо-желтый окрас шерсти позволяет зверю хорошо маскироваться, поэтому увидеть его летом доводится крайне редко. В зимний период волк переходит к кочевому образу жизни. С наступлением сумерек хищники отправляются за добычей и до появления первых лучей солнца возвращаются на место дневки.
Охотиться сложно и трудоемко. Здесь необходимы большое терпение, выдержка, отличные физические данные охотника, прекрасное знание местности и повадок серого хищника. Борясь против этого лютого, кровожадного, осторожного, исключительно умного зверя, человек изобрел более 20 видов охот. Одна из них — охота с флажками. Трудно переоценить значение флажков, поскольку вряд ли можно изобрести более удобный и в то же время примитивный предмет, так сильно действующий на поведение хищников.
Этот самый эффективный способ охоты заключается в том, что егерь обходит возможное место дневки волков и определяет по количеству входных и выходных следов наличие зверей внутри. После этого несколько охотников натягивают шнур с флажками вокруг этого участка. Красные или желтые флажки вешают на высоте 25—35 см от поверхности снега в хорошо просматриваемых местах. Нормальным считается участок в 4—5 км по окружности. Затем внутри участка, в 30—40 метрах от линии флажков, располагаются охотники в местах наиболее вероятного появления волка. И начинается охота!
— Но это теория. На самом деле все гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, — рассказывает директор Верхнедвинского охотничьего хозяйства «БООР» Владимир Юдин. — Территория нашего хозяйства охватывает площадь в 151 тысячу гектаров. Несмотря на небольшую лесистость (площадь чистых полей составляет 88 тысяч), работы хватает. Иногда, чтобы найти следы хищника, приходится несколько раз объехать район. И хотя в БООРе есть снегоход, к волку добираемся на лыжах — у зверя превосходный слух, и малейший шум может его вспугнуть. Найдя следы, «ведем» по ним зверя, ищем, где остановился серый хищник на дневку. И только после этого делаем оклад по периметру в 5—6 километров, иногда больше. Для офлаживания пользуемся 10 катушками — это примерно 12 километров флажков. Но бывает, что охота не всегда складывается удачно. Был у нас случай: «вели» стаю из пяти волков до дневки, начали офлаживать, а звери в это время вышли из оклада по кабаньей тропе на подкормочную базу и зарезали трех кормящихся там косуль.
Охотиться на волка мы приглашаем опытных охотников не только из Верхнедвинского района, но и со всей республики. Был случай, когда приехали охотники из разных областей — обнаружили следы крупной стаи. Начали офлаживать, а волки вышли — оклад получился пустым. Представьте себе наше разочарование. Но все же за один день нам по следам удалось найти, куда ушли хищники, офлажить стаю и застрелить двух особей. Остальных добыли на следующий день. И это несмотря на то, что во время погони волки могут достигать скорости 65 километров в час, при этом делая прыжки до 5 метров. Хищник способен проходить до 60—80 километров за ночь.
Как правило, мы ведем сразу несколько волков, чтобы не делать пустые оклады. В прошлом году выбивались из сил: в марте мокрый снег налипал на лыжи сверху, и с таким «довеском» приходилось объезжать в поисках зверя несколько десятков километров. Но все же тогда удалось добыть восемь хищников.
Сейчас погода изменилась, и остается только ждать: возможно, звери «залегли» или ушли в другой район. Кстати, с соседними районами — Миорским и Россонским — постоянно поддерживаем связь. Ведь для зверя не существует границ. Пока что на нашей территории насчитывается около десяти особей. Сейчас ООО «Интерсервис», владения которого находятся на территории двух районов — Верхнедвинского и Россонского, — занимается разведением оленей. Поэтому наша совместная задача — полностью истребить хищника.
Сложности в «читке» следов доставляют и другие обитатели леса. Я сам люблю искать следы, «вести» по ним зверя. В этот раз «вели» волка по следу, но он резко прервался: кабаны затоптали. Так что за день набегаешься по лесу от и до. Но если есть результат, это всегда приятно.
В прошлые выходные офлажили двух волков в районе Гороваток. Самца — очень крупную особь (в подвешенном состоянии туша превышала два метра) — убили сразу. А вот волчицу только тяжело ранили. И все равно зверь смог уйти по кабаньим следам. Падающий снег замел все следы, и нам не удалось ее найти.
Ловим серого и другими методами. Пытались вабить — подражать вою хищника. Но своих специалистов нет — приглашаем охотоведов из Миор и Россон. Известно, что связь между соседними семьями и членами стаи поддерживается с помощью воя, который может содержать довольно разнообразную информацию. Опытный охотник способен определить на слух, сколько в воющей группе зверей и какого они примерно возраста.
Еще один метод — на приваду. Положили тушу павшей коровы, судя по следам, волки подходили так, из любопытства. Зато в тяжелое зимнее время полакомились семь орлов-белохвостов и, конечно, крумкачи.
К слову, Верхнедвинский БООР из 106 подобных организаций в республике последние годы входит в тройку лидеров, в прошлом году занял первое место. А в иностранном охотничьем туризме ему нет равных не только в области (наряду с Толочинским районом), но и в республике.
Ксения ЯРОШЕВИЧ, «БН»
Фото автора