«Теперь, по весне, можно и сад закладывать»
— На месте этих новых домиков когда-то тоже были дома, — говорят мне хозяева. — Но они обветшали и их снесли…
— А вас такое соседство устраивает? Или лучше жить на улице новоселов? — любопытствую.
— Да нет, наоборот. Ведь когда целыми улицами строят, выходят за пределы деревни. Тогда получается, что живешь на отшибе, в чистом поле. А так — уютно! Да и все-таки знали старые люди, где место под дом выбрать хорошее, — сказал Сергей Кудрявцев.
В большой комнате — сельчане ее именуют залом, — устроившись на мягком диване перед современным плазменным телевизором, узнаю об истории этой семьи.
Сергей родом из Казахстана, Елена — из Украины. А познакомились и прожили семь лет вместе на Кубани. Ну а в Беларусь около семи лет назад их переманила бабушка Сергея, которая живет в Ляховичах.
— Когда жили в России, остро встал вопрос жилья, — охотно объясняет мне Елена Кудрявцева. — Купить дом там нереально — дорого. Такие «хатки-загадки», ну совсем развалюхи, а стоят около 30 тысяч долларов. Молодым жилья не дают. А у вас-то как? Отучился, получил специальность, отправили тебя в колхоз и жильем обеспечили. Что еще нужно? Дом обставляй, рожай и воспитывай детей, работай. Можно сказать, потому и переехали…
— Это она теперь так говорит, — улыбнулся супруг Елены. — А ведь когда переехали, сперва полгода у моей бабушки жили. Потом я на работу устроился, нам домик дали в деревне Титковщина, что в хозяйстве «Путь Новый». Жене работа не сразу нашлась — вначале плакала, хотела даже уехать.
— А сейчас не тянет в Краснодарский край?
— Куда там, ее отсюда не выгонишь, — смеясь, ответил за жену Сергей.
— Конечно, там у нас климат теплее. И станица наша Раздольная не маленькая — населения около семи тысяч. В советские времена считалась очень богатой: были там кирпичный завод, мясокомбинат, магазины, ресторан, бар, клуб. А потом частники все выкупили и позакрывали, — дополняет Елена. — Последнее жилье строилось в восьмидесятых, тогда давали квартиры «афганцам» и многодетным семьям. Мы узнали про ипотеку, сперва думали взять, но отказались от этой затеи — всю жизнь будем платить, да еще детям долг останется.
За время пребывания в Беларуси молодая семья смогла «протестировать» разные домики, которые строились по Программе возрождения села. Не секрет, первые были не слишком приспособлены для сельской жизни: с маленьким сарайчиком два на три метра, без погреба. После серии замечаний, которые посыпались на проектировщиков, и сараи стали больше, и место для солений да варений появилось.
— Мы, когда зашли в наш первый дом в деревне Титковщина, увидели голые черные стены. Строительство только закончилось, здание еще предстояло хорошенько просушить и привести в порядок. Краску и обои нам выделили в СПК. Но знаете, когда я от штукатурки отмывала полы, увидела просто невероятное: все доски были в дырах, заткнутых жвачками. Кто-то же не поленился столько нажевать, чтобы залепить эти дыры, — вспоминает Елена. — Но все равно для нас это были настоящие хоромы, но их обставить было нечем. Когда переезжали, везли с собой телевизор, две подушки, одеяло, свои вещи да другой небольшой скарб. За время, что жили у бабушки мужа, половину привезенных с собой денег проели. Мебель покупать было не на что. Спасибо, в хозяйстве дали беспроцентную ссуду, и мы купили мягкий угол на кухню и тахту в спальню. Но все равно две комнаты в доме закрыли, чтобы туда и не ходить.
В первый Новый год, который встречали в Беларуси, у нас в холодильнике лежали только вилок свежей капусты, перловка да полбутылки подсолнечного масла. Сейчас, думаю, хорошо, что этого не видел мой ребенок — старший сын Давид, который временно остался у моих родителей. На следующий год нам уже было полегче. Летом засадили 25 соток картошкой, излишки продали, сделали запас овощей, оба работали. Новый год встречали настоящими богатеями. И я насовсем забрала сына в Беларусь.
— А запасы на зиму? Насколько я знаю, в тех домиках ни подвала, ни кладовой нет?
— Закатки были повсюду — под ванной, в спальне... В кочегарке — овощи и часть картошки. Картофель, оставленный на семена, закопали в копец, — говорит Елена Кудрявцева. — В том доме прожили около шести лет. Там родился наш второй сын Сашка — ему уже четвертый годик пошел. Жаль было переезжать — дом в порядке, сад, огород. Но ради удобств решились вновь на перемену.
Несколько месяцев назад Кудрявцевы переехали в Новоселки. Здесь и деревня побольше, и инфраструктура получше.
— Прежде всего я посетила магазины: и хозяйственный, и промтоварный, и отличный продуктовый, — говорит Елена. — Домик хороший достался: все выкрашено, обои поклеены — на первое время просто отлично. Только кухню переделали. На работу идти близко, да и дети могут выспаться. А так Давиду нужно было в шесть утра просыпаться на школьный автобус, и с семи двадцати он сидел в школе, ждал начала уроков. Теперь в полвосьмого только просыпается — до школы рукой подать, попутно брата младшего в садик отводит.
В планах у Кудрявцевых — построить на участке еще один сарай и гараж, по весне заложить сад. Привезенные из первого дома кусты и деревья, клубника и доставленная с Кубани ежевика сейчас хранятся в подвале нового коттеджа. В сарае — два бычка, куры и гуси, а еще огромный пес.
В ТЕМУ
В 2011 году в Ляховичском районе в сельской местности построено 14 домов. Плюс ИООО «Белдан» за собственные средства возвело 11 домов для своих работников в деревне Остров. Кроме того, 10 домов на селе в прошлом году построили индивидуальные застройщики. В период с 2005 по 2010 год включительно в этом районе на селе возвели 313 жилых домов.
— Мы переезжали в середине октября, пробовали «поднять» землю трактором, но уж очень сильно она утрамбована была после стройки. Сейчас перемерзнет, а весной вспашем и порядок наведем. Потом можно и свинью завести, но для этого надо сарай с полом. А то ведь свинья такое животное — нароет ям, и будь здоров! — со знанием дела говорит Сергей.
А еще надо поменять забор на высокий: «Не могу привыкнуть, что у вас в Беларуси такие маленькие, чуть ли не по колено, заборы. На Кубани — выше человеческого роста», — говорит Елена.
Неплохо бы, размышляют Кудрявцевы, прикупить домик на своей же улице для родителей, к которым в гости нужно ехать двое суток.
Надежда БУТОВИЧ, «БН»
Фото автора
ОФИЦИАЛЬНО
По данным Национального статистического комитета, в Беларуси в 2011 году введено в эксплуатацию почти 5,5 миллиона квадратных метров общей жилплощади, что несколько меньше, чем планировалось. В прошлом году макроэкономическая политика государства была направлена на сдерживание инфляционных процессов и требовала оптимизации объемов кредитования жилищного строительства. Поэтому общий уровень финансирования строительства жилья и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры уменьшен почти на 1,5 триллиона рублей (1 трлн. 585 млн.), было приостановлено льготное кредитование в июне, августе и октябре 2011 года. Именно поэтому прошлогоднее задание по вводу в эксплуатацию жилья выполнено лишь на 75,4 процента. В сельской местности построено 1 миллион 289,2 тысячи квадратных метров жилья, или 23,5 процента от общего числа по стране.
Напомним, что в этом году в Беларуси запланировано ввести в эксплуатацию не менее 4,2 миллиона квадратных метров жилья. Вместе с тем соответствующим постановлением Совета Министров предусматривается, что в 2012 году в сельской местности с поддержкой государства будет построено 1020 жилых домов и квартир для местных очередников. Всего же на финансирование строительства общей площади жилья и сооружений инженерно-транспортной инфраструктуры по стране в текущем году планируется направить 7,5 триллиона рублей.
Сейчас эксперты Минстройархитектуры разрабатывают концепцию развития государственного заказа на жилье для той части населения, что имеет право на господдержку. Одновременно рассматриваются и другие формы развития жилищного строительства. Параллельно с системой жилищных стройсбережений и ипотекой в строительной отрасли есть и другие актуальные методы привлечения средств в сферу жилья. Например, перспективным считается направление по строительству арендного жилья — в 2012 году намечено возвести его около 26 тысяч квадратных метров.