Знаем свои права. Что делать с "тихим" соседом?

Источник материала:  
23.02.2012 18:14 — Новости Общества

Знаем свои права. Что делать с "тихим" соседом?


Знаем свои права. Что делать с "тихим" соседом?
Чаще всего о своих бедах (якобы внезапно на нас свалившихся?!) по-настоящему, всерьез большинство из нас задумывается лишь тогда, когда оказывается застигнутым ими врасплох, согласно старинной поговорке "Пока гром не грянет…". Охаем затем и возмущаемся: "Кто бы мог подумать? Ах, если бы я знал…". Роптать на судьбу или смиряться, подобно библейскому Иову, - право каждого, чья проблема касается только его и на нем замыкается. Но как быть, когда от вашего выбора "терпеть или бороться?", от положительного разрешения возникающих проблем зависит не только ваша личная судьба, но и дальнейшее положение окружающих вас людей, их благополучие? Когда от исхода, казалось бы, лишь вашего личного дела крепнет вера в торжество справедливости в обществе или очередной раз утверждается в своих "правах" зло и безнаказанность, сея всеобщую апатию и страх? "А какие у меня права?", "А по какому праву он (они) - творят такое…?", "И как разобраться, кто здесь прав?", "Так, чье же это все-таки дело?". С этими и многими подобными вопросами мы теперь будем вместе с вами регулярно разбираться (на ваших же примерах!) в проекте TUT.BY "Знаем свои права".

И для начала – пример из личного опыта.

Сами по себе

"…И с соседями Вам повезло: две девушки – студентки, журналистки, как и вы. И больше никого! Наверху? Никого… почти… Ну - дедушка… Одинокий. Тихий. Его почти не видно… Ну что – будем оформлять?"

Решив, что дальнейшее любопытство граничит с параноидальным занудством, я плачу за полгода вперед и становлюсь счастливым квартиросъемщиком, до тех пор пока…

Однажды, придя с работы домой и увидав лужу посреди коридора, побежал все же знакомиться с тихим дедушкой. Заливает!

Представшая взору картина затмила причину "знакомства".

Едва сколоченная из досок и фанеры дверь. Отсутствие ручки и замка. Окна закрыты картоном и тряпками. Вся квартира завалена бумажными тюками и штабелями пустых бутылок. Все: кухня, ванная, балкон, коридор – превращены в склад вторсырья. Ни раковин, ни унитаза, ни мебели. Посреди зала – старый, грязный матрас. На нем в лохмотьях, укрывшись не то шубой, не то шкурой, почивает жутко заросшее волосами, неопределенного возраста существо. Богатырский храп и устойчивый запах навоза с плодово-ягодным вином говорят о полной гармонии объекта с окружающим "асяроддзем". Убедительным подтверждением тому служат голые, без обоев стены, голый бетонный пол и… две серые крысы возле объедков в сковороде. Едва сдерживая тошноту, пытаюсь разбудить "чудо-богатыря".

Очнувшись и сообразив наконец, что от него хотят, детина с причитаниями "Про-сти-те, лю-ди до-бры-ы-ы- е…" отправляется на четвереньках в ванную перекрывать воду, услужливо окуная в лужу свою шубу…

Утром бегу в ЖЭС.

Равнодушно взирая на мое перекошенное лицо, начальник удивляется: "А чего теперь смотреть-то, если причина устранена?! Квартира захламленная? Так… не одна она такая…"

И вскоре ситуация повторяется, а мое возмущение в ЖЭСе парируют вопросом: "А вы разве оставляли заявление?"

Так, обескураженный, я впервые узнаю, что подавать заявления и жалобы следует, строго зафиксировав их в журнале, предварительно сняв копии, пронумеровав и закрепив печатью секретаря. И только тогда случается долгожданное чудо. Утром "берлогу" посещают молодцы из ЖЭСа и наводят тотальный порядок, вернув на свалку картонно-бумажный хлам. В полученном вскоре официальном ответе читаю: "Ваше письменное обращение № 6 рассмотрено. Квартиросъемщику кв. 184 выдано предписание на устранение выявленных недостатков и приведение квартиры в надлежащий вид. В случае невыполнения предписания в указанный срок, материалы будут направлены в административную комиссию исполкома на предмет выселения".

С наступлением холодов сосед заявляет о себе в новом качестве: теперь он как бы – "председатель ночного дискуссионного клуба любителей алкогольной продукции". Привлечение к разгону "несанкционированного собрания" сил УВД приводит к тому, что "тихий" дедушка, обложенный неподъемными штрафами (а что еще?), вынужден перейти на нелегальное положение.

Но мобилизованные пятью моими заявлениями в различные компетентные органы и санстанцию силы вскоре предпринимают последний, решительный бой и поочередно извещают меня о полной победе над разрухой в квартире 184.

"Оказывается, все так просто?", - возможно, кто-то уже подумал. Теоретически – да. И вот информация для тех, кто всегда готов (или желает) действовать на – упреждение от подобных соседей и грозящих бедствий:
Сперва пишем заявление и несем его в ЖЭС. Регистрируем (у них жесткие сроки исполнения), и параллельно заявление в санстанцию и районное отделение МЧС (они всегда берут на заметку неблагополучные квартиры).

Соответствующая информация направляется в ОВД, исполкомы, в особо сложных ситуациях – в прокуратуру. В крайнем случае, т.е. когда надлежащий порядок не установлен или регулярно нарушается, можно даже добиться выселения опасных соседей. Прецеденты уже есть, т.к. в Жилищном кодексе Республики Беларусь существует статья № 39 "Выселение без предоставления гражданам жилого помещения", в которой четко прописано: "Если наниматель, члены его семьи или другие совместно проживающие с ним лица систематически разрушают или портят жилое помещение, либо используют его не по назначению, либо систематическим нарушением правил пользования жилым помещением делают невозможным для других проживание с ними в одной квартире или в одном доме, а меры предупреждения и общественного воздействия оказались безрезультатными, выселение виновных по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц производится в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. Граждане, подлежащие выселению без предоставления другого жилого помещения, по требованию наймодателя могут быть обязаны судом взамен выселения произвести обмен занимаемого жилого помещения на другое жилое помещение". Но начинать все же следует с заявления в ЖЭС.

Если ЖЭС не реагирует, обращаться можно в вышестоящие инстанции, а также в районный отдел по ЧС. В зависимости от должности инспектора государственного пожарного надзора штраф на должностное лицо ЖЭСа может составлять до 20 базовых величин.

А вот какова практика и горькая реальность жизни.

Получив уведомления о наведении порядка в кв. 184, я облегченно вздыхаю, и, поверив наконец в торжество коллективного разума, на какое-то время… не то чтобы забываю о злополучном соседе, но просто перестаю болезненно воспринимать текущие напоминания о его существовании. Пока…

Однажды, в начале февраля, глубоко за полночь, слышу хриплые голоса вновь открывшегося "дискуссионного клуба тихого дедушки". Пока решаю - объявлять ли о закрытии прений самому или пригласить милицию, вдруг слышу крики "Помогите! Пожар!". Мгновенно оказываюсь наверху.

Вновь превращенная в склад вторсырья квартира пылает, как стог сена.

Примчавшиеся вскоре три пожарные машины едва справляются с очагом возгорания на 7 этаже, заливая водой и все нижерасположенные квартиры…

Через два дня пишу последнее заявление в ЖЭС: "… Требую принять эффективные меры по устранению последствий: течь воды, подачу электроэнергии, ликвидацию сквозняков в разрушенном дымоходе, побелку потолка, замену обоев и разбитых стекол. В противном случае мне придется подать на вас в суд за проявленную халатность к предупреждениям, приведшим к столь ужасным последствиям".

Затем состоялись похороны сгоревшего в огне соседа.

Такая вот история.

"Стоп! А как же, – скажет внимательный читатель, – "в случае невыполнения предписания в указанный срок материалы будут направлены в административную комиссию исполкома на предмет выселения"? Разве нельзя было предотвратить трагедию, грозившую всему дому, выселением или…?"

Оказалось, что у старика был сын, давно приватизировавший квартиру.

Взрослый и женатый он жил где-то на другом конце города - сам по себе, престарелый, опустившийся, одинокий отец "жил" (и сгорел) - сам по себе, соседи – сами по себе, ЖЭС – сам по себе, социальная служба – сама по себе…

Очень странный и редкий случай!

Или – типичный?!

Как вы думаете?

О чем будет наша следующая тема - покажут ваши письма и обращения. Свои вопросы и предложения вы можете присылать по адресу ask@tutby.com или обсудить, позвонив по телефонам: +375 44 7025497 или +375 29 7052567.
 
←Второй этап общенационального белорусского диктанта пройдет в середине марта

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика