Белорусская армия: устаревший «бронепоезд» на запасном пути
Белорусские солдаты достаточно хорошо подготовлены — это признают и зарубежные эксперты. Но бич Вооруженных сил Беларуси — старение вооружения и боевой техники. Но их модернизацию и закупку новейших образцов банально не хватает денег. Да и союзница Россия не торопится подбрасывать новинки…
Александр Лукашенко любит хвалить белорусскую армию. Можно утверждать, что Вооруженные силы страны — предмет особой гордости главнокомандующего. На одной из пресс-конференций глава государства заявил, что «белорусская армия, по признанию западных экспертов, является самой лучшей на постсоветском пространстве и в бывшем социалистическом лагере».
Но сколько в этих высказываниях пиара и сколько реализма? Каковы на деле боевые возможности белорусской армии? Ведь оборонный потенциал Беларуси, наряду с выгодным геополитическим положением, зачастую используется в качестве важного (а иногда и решающего) козыря в сложной политической игре ее нынешнего руководства как с Востоком, так и с Западом.
У Вооруженных сил независимой Беларуси была действительно солидная база — Краснознаменный Белорусский военный округ (КБВО), самый мощный в Советском Союзе. Он «подпирал» Группу советских войск в Германии, дислоцировавшуюся на территории тогдашней ГДР, то есть, находился на важнейшем в то время стратегическом направлении.
Кроме огромной вооруженной группировки, на территории БССР находилась инфраструктура, обеспечивавшая жизнедеятельность и боевое применение этих войск в случае нужды. А именно: склады, самая густая в СССР сеть подъездных путей, запасы военного имущества, предназначенные для развертывания здесь армии в 500 тысяч, а по некоторым данным — и в миллион человек.
Датой создания национальной армии можно считать 20 марта 1992 года, когда было принято постановление правительства «О создании Вооруженных сил Республики Беларусь». Бывшие войска КБВО начали преобразовываться в армию независимой страны.
Реформирование шло в два этапа. На первом (1992 год) войска были сокращены почти на 30 тысяч человек, определено их оперативное предназначение, разработаны основные руководящие документы. На втором этапе (1993-1994 годы) сокращение армии в основном завершили, осуществили ее структурные преобразования, реформировали систему управления.
В советское время общая численность группировки войск на территории Беларуси составляла более 280 тысяч военнослужащих, рабочих и служащих. Концентрация воинских частей и соединений здесь была самой высокой на европейском континенте. Один военный приходился на 43 человека гражданского населения. (Для сравнения: в Украине — на 98, в Казахстане — на 118, в России — на 634 человека).
Относительно небольшой европейской стране с десятимиллионным населением такие непомерно большие Вооруженные силы были ни к чему: слишком дорого содержать и оснащать. К тому же их общая численность в соответствии с итоговым актом Хельсинкского соглашения от 10 июля 1992 года не должна была превышать 100 тысяч военнослужащих.
В связи с этим в 1992-1996 годах прекратили свое существование или были преобразованы свыше 250 воинских формирований, отошедших под юрисдикцию Беларуси. К 2005 году общая численность Вооруженных сил составила 65 тысяч человек: 50 тысяч военнослужащих и 15 тысяч лиц гражданского персонала. В этих пределах численность белорусской армии находится и поныне.
Одновременно серьезно сократили количество военной техники и вооружений. В соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе и принятыми в его развитие документами Беларусь согласилась ограничить свои вооружения 1800 танками, 2600 боевыми бронированными машинами, 1615 артиллерийскими системами, 260 боевыми самолетами, 80 ударными вертолетами.
Это сокращение было осуществлено к началу 1996 года. Примерно к тому же времени был завершен и процесс ракетно-ядерного разоружения Беларуси в соответствии с соглашениями, достигнутыми еще СССР и США.
Тогда же в основном завершилось и структурное реформирование армии. Так, общевойсковые и танковые армии были преобразованы в армейские корпуса (затем на их основе создали оперативно-тактические командования); мотострелковые и танковые дивизии — в отдельные механизированные бригады (или же в базы хранения вооружения и техники); воздушно-десантная дивизия, отдельная воздушно-десантная бригада, а также 5-я бригада спецназа ГРУ — в Мобильные силы (позднее — Силы специальных операций) в составе трех мобильных бригад; авиационные дивизии и полки — в авиационные базы.
На заключительном этапе реформирования произошло разграничение полномочий Министерства обороны и Генерального штаба, как это принято в большинстве стран мира. С декабря 2001 года был осуществлен переход Вооруженных сил на двувидовую структуру — Сухопутные войска и Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны.
Особо подчеркнем: исходя из опыта первой и второй войн в Персидском заливе и балканской войны, в Беларуси была развернута очень мощная система ПВО.
Создана и достаточно стройная единая система военного образования, подготовки и переподготовки армейских кадров.
Что касается комплектования Вооруженных сил, то остановились на смешанном принципе — как за счет солдат срочной службы, так и за счет контрактников. Он сохраняется и поныне. Это позволяет Беларуси в случае необходимости поставить под ружье солидный контингент — в районе полумиллиона человек.
И вооружить их есть чем: 1600 танков, 2500 бронемашин, 1490 артиллерийских систем. Даже после всех сокращений по количеству танков, бронемашин и пушек на тысячу военнослужащих Беларусь занимает первое место в Европе.
А своих ближайших крупных соседей — Польшу и Украину — Беларусь превосходит и по абсолютному количеству тяжелого вооружения наземных войск: по танкам — в 1,8 и в 2,1 раза соответственно; по бронемашинам — в 1,6 и в 1,2 раза; по тяжелым артсистемам — в 2 и 1,3 раза.
Что касается еще одной соседки — Литвы, то тут и сравнивать нечего, так как у этого форпоста НАТО вообще нет танков, а бронемашин и орудий кот наплакал.
Впрочем, все эти сопоставления достаточно условны, так как на стороне Польши и Литвы — весь военный потенциал Североатлантического альянса. С другой стороны, Беларусь является союзницей огромной ядерной России.
Тем не менее, эти выкладки вполне подтверждают тезис о том, что белорусская армия представляет собой довольно значительную военную силу по масштабам Восточно-Европейского региона.
И это касается не только количества оружия. Структура и принцип комплектования Вооруженных сил Беларуси в общем и целом соответствуют принятым в Европе. По выучке и подготовке солдат белорусская армия, по оценкам экспертов, тоже в числе самых боеспособных на континенте. Основной упор в подготовке личного состава делается на действиях в условиях мобильной обороны.
В числе приоритетных направлений технического совершенствования Вооруженных сил Беларуси — развитие ПВО, авиации, ракетных войск, сил и средств радиоэлектронной борьбы, разведки, связи.
Однако говорить о белорусской армии только в превосходных тонах было бы необъективно. Одна из главных ее проблем — старение вооружений и военной техники, а также инфраструктуры. Почти все оружие — советское, с течением времени его состояние ухудшается, требуется все больше средств на ремонт и модернизацию.
Но еще больше денег необходимо, чтобы закупать новую технику. Сегодня один танк стоит 2,5-3 млн. долларов, боевой самолет — 30-50 млн. долларов. А нужно таких единиц немало.
Небогатому белорусскому государству такие траты не по карману. В результате удельный вес современных образцов вооружения и боевой техники в национальной армии уменьшается. Даже высокопоставленные военные вынуждены признавать, что темпы перевооружения недостаточны. Все упирается в деньги. Ситуация особенно обострилась с наступлением экономического кризиса.
Ускорить ход модернизации белорусской армии могло бы содействие России, располагающей неизмеримо большим потенциалом военной науки и оборонной промышленности. Известно, что Минск направил Москве заказы не только на зенитные ракетные системы С-400 и комплексы «Искандер». В том же списке — самолеты Су-30, Су-34, учебно-боевые Як-130, модернизированные транспортники Ил-76, ударные вертолеты Ми-28Н. Эти образцы уже заложены в Государственную программу перевооружения на 2006-2015 годы.
Однако утрата ряда технологий и дефицит производственных мощностей на предприятиях российского ВПК, наряду с дороговизной военной техники и вооружений, стали серьезным препятствием на пути реализации совместных программ перевооружения.
Сейчас очевидно, что пока Россия должным образом не переоснастит свои Вооруженные силы, о сколько-нибудь значительных поставках военных новинок в Беларусь говорить не приходится.
Таким образом, проблема модернизации стоит ныне как перед страной в целом, так и перед ее армией в частности. И очевидно, что тут не обойтись без комплексных реформ.
Ранее на эту тему: Если завтра война… |
Александр АЛЕСИН