Любовь Ковалева надеется, что позиция Администрации президента повлияет на судьбу сына
Мать приговоренного к смертной казни Владислава Ковалева надеется, что позиция Администрации президента повлияет на судьбу ее сына.
"В моем сердце затеплилась надежда, что сына не расстреляют, пока жалоба в отношении него не будет рассмотрена в Комитете ООН по правам человека", — сказала Любовь Ковалева, комментируя БелаПАН ответ на свое обращение к главе государства.
Напомним, 1 февраля мать Ковалева обратилась в Конституционный суд (КС) Беларуси с просьбой рассмотреть на соответствие Конституции Уголовно-исполнительный кодекс, который не предусматривает приостановление смертной казни в связи с обращением осужденного в международные инстанции в целях защиты своих прав.
В связи с этим Ковалева опасается, что приговор в отношении ее сына, обвиненного по делу о теракте в минском метро, может быть приведен в исполнение до окончательного рассмотрения в Комитете ООН по правам человека, куда обратились она и ее дочь.
В КС женщине ответили, что право на обращение в Конституционный суд имеют лишь специально уполномоченные Конституцией органы.
6 февраля Ковалева разослала письма в организации, имеющие по закону право обращаться в КС, — Совет министров, обе палаты Национального собрания, Верховный суд и президенту. Она просила их направить в КС заключение о несоответствии названного кодекса Конституции страны и факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах.
18 февраля Ковалева получила ответ из отдела по вопросам гражданства и помилования Администрации президента. В нем сказано, что по ее предложению "целесообразен комплексный правовой анализ законодательства с участием компетентных государственных органов".
"Для моего сына, приговоренного к смерти, решение этого вопроса жизненно важно", — подчеркивает Любовь Ковалева.
В свою очередь правозащитник Роман Кисляк, который консультирует мать Ковалева по правовым вопросам, отметил: человек, обратившийся за защитой своих прав в международные инстанции, должен иметь возможность получить ответ на свое обращение. "Без этого данное конституционное право — пустая декларация", — подчеркнул он.
Правозащитник напомнил, что отсутствие в белорусском законодательстве механизма приостановления в таких случаях исключительной меры наказания уже привело к казням Василия Юзепчука и Андрея Жука — в 2010 году, а также Олега Гришковцова и Андрея Бурдыко — в 2011-м. "Это произошло несмотря на то, что их дела в Комитете ООН по правам человека были зарегистрированы и процедура их рассмотрения на сегодняшний день еще не завершена", — подчеркнул Кисляк.
Напомним, в апреле 2010 года, отвечая на вопрос БелаПАН, почему приговоры Юзепчуку и Жуку были приведены в исполнение, несмотря на официальный запрос Комитета ООН по правам человека, глава МВД Анатолий Кулешов заявил: "Я не живу по законам ООН, я живу по законам своей страны. Наше законодательство является приоритетным. Когда мы все эти запросы обсудим, рассмотрим, то тогда мы их будем соблюдать".
Беларусь — единственная в Европе страна, где до сих пор применяется смертная казнь. Международное сообщество неоднократно призывало белорусские власти объявить мораторий на смертную казнь. Последний раз с таким обращением к официальному Минску выступил Европарламент. В его резолюции от 16 февраля содержится призыв к Александру Лукашенко помиловать Владислава Ковалева и второго фигуранта уголовного дела Дмитрия Коновалова и прекратить практику применения смертной казни. .