Почему у белорусов не получается создать положительный имидж страны?
17.02.2012 08:45
—
Новости Общества
Почему у белорусов не получается создать положительный имидж страны?
Швейцарские часы и сыр, немецкое пиво, английский чай, венгерские стоматологи, румынские фермеры. У каждой страны сложился свой имидж. У одних государств – положительный, а у других – отрицательный. Понятное дело, что ни одному народу не хочется, чтобы их страна негативно выглядела в глазах иностранцев. Только вот создать позитивный образ государства получается далеко не у каждого правительства. К сожалению, белорусы также не преуспели в этом вопросе.
В Беларуси об имидже страны всерьез заговорили в 2008 году. Тогда стало известно, что власти пригласили британского пиарщика Тимоти Белла, который в течение года пытался улучшить имидж Беларуси на Западе. После нескольких месяцев консультаций белорусское правительство заключило с ним контракт на улучшение имиджа страны на международной арене. Позже Белл признается, что контракт предусматривал проведение двух кампаний - информационной и маркетинговой. Он должен был "донести более достоверное представление о Беларуси в противовес образу, созданному в мировых СМИ", а маркетинговая кампания должна была способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.
Образ Беларуси, созданный в мировых СМИ, конечно, не самый привлекательный. Так недавно газета The Wall Street Journal сообщила, что Беларусь закупает у Китая оборудование для слежки. Издание напоминает о разгоне демонстрации в Минске год назад. Полицейские и сотрудники КГБ снимали демонстрацию на ручные видеокамеры, а позднее эти видеоматериалы использовались в суде. Или вот еще один пример. Le Figaro пишет, что "репрессии в Беларуси усиливаются". Текст о задержании председателя правозащитного центра "Весна" Алеся Беляцкого. Впрочем, когда лорд Белл брался за работу, ситуация была примерно такой же.
Поэтому многие задавались вопросом: сможет ли европейский специалист улучшить имидж Беларуси в мире. Не лучше ли для этого привлечь своих специалистов? Ведь вряд ли иностранец сможет за короткое время понять все особенности страны и донести их до мировой общественности. Говорить о результатах работы опытного пиарщика не приходится. Его деятельность покрыта тайной. При этом свое сотрудничество с белорусским президентом он оценил весьма положительно.
Впрочем, на этом попытки улучшить имидж страны не закончились. Так 31 декабря 2008 года тогдашний премьер-министр Сергей Сидорский подписал распоряжение "О создании межведомственной рабочей группы для выработки плана действий по развитию странового маркетинга Республики Беларусь". Сидорский распорядился до 1 февраля 2009 года "обеспечить разработку проекта плана действия по развитию странового маркетинга". Участники межведомственной рабочей группы должны были предложить направления сотрудничества с иностранными инвесторами и найти способ, как проинформировать иностранных инвесторов об инвестиционных возможностях в стране. И что интересно, в состав межведомственную комиссию вошли также и независимые эксперты - директор исследовательской лаборатории "Новак" Андрей Вардомацкий и руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. 10 января 2009 года прошло первое и … последнее заседание рабочей группы. Почему вроде как неплохая инициатива не смогла прижиться в белорусских реалиях?
Генеральный директор Центра стратегического развития "Маркетинговые системы", один из участников рабочей группы Анатолий Акантинов так видит ситуацию:
- Как мне кажется, проблема в том, что участники рабочей группы брали во внимание в основном экономическую составляющую странового маркетинга. То есть приоритетом считалось привлечение инвесторов. Но ведь страновой маркетинг не сводится только к поиску потенциальных партнеров для реализации тех или иных бизнес-проектов. Но это ведь только одна из составляющих маркетинга страны.
С продвижением страны на международной арене не получилось, поэтому прошлым летом специалисты занялись имиджем Минска. Мэрия города сомневалась, соглашаться ли на услуги одной из лондонских пиар-компаний, которые запросили за свою работу 300 тысяч. Иностранцы предлагали разработать бренд, логотип, слоган, шрифты, цветовую гамму, наработки по официальному туристическому сайту города. Но опять же таки дальше слов дело не пошло. Как сообщила директор ГУ "Информационно-туристический центр "Минск" Елена Плис, городские власти выделили недостаточно денег для реализации этого проекта. Поэтому инициатива застопорилась.
Или вот еще одна попытка заняться имиджем страны. Уже второй год в Минске проходит форум "Имидж Республики Беларусь: стратегия развития". Его организаторы задаются вопросами: Какой он - имидж Республики Беларусь? Как его создавать? Как привлечь инвестиции и туристов в страну? На два дня в Минск в основном из стран СНГ съезжаются пиарщики, рекламщики, общественные деятели, бизнесмены, туристические представители. Приглашают на мероприятие и официальных представителей власти. В этом году, к примеру, пресс-секретарей МИДа и Минприроды. Казалось бы, похвальная инициатива. Специалисты в области пиара и маркетинга собираются и обсуждают, как улучшить имидж Беларуси. Проводится даже конкурс на "самое эффективное творческое решение для популяризации туристического, инвестиционного, экспортного, культурно-исторического, природного, информационного потенциала при продвижении городов и регионов". Организаторы выбирают победителя и …забывают о нем. Что с победившим проектом - воплотили его в жизнь или нет, организаторы не могут ответить. Вот и получается, что дальше разговоров дела не идут.
Недавно Министерство иностранных дел презентовало выпуск ежегодного справочного издания "Беларусь. Факты, 2012". Только в этом году помимо самого буклета сотрудники ведомства презентовали и видеоролик о Беларуси. "Видеофильм представляет зрителю небольшие отрывки из жизни современной Беларуси. Сюжет начинается с раннего утра на живописном белорусском озере, развивается в демонстрации будней страны и после ярких огней вечернего города заканчивается ночной иллюминацией Национальной библиотеки Беларуси. Видеоряд сопровождается оригинальной музыкальной композицией белорусского автора", - говорится на официальном сайте МИДа. Правда, уже нашлось немало критиков, которые упрекнули авторов 3-минутного ролика в банальности и излишнем акценте на городе Минске. Ведь в нашей стране хватает исторических памятников, традиций, которые наверняка будут интересны иностранцам.
К примеру, в прошлом году белорусская деревня Погост попала в составленный компанией CNN рейтинг наиболее подходящих мест для встречи Нового года и празднования Рождества. Причем Погост занял третью строчку, обойдя по привлекательности Лондон, Нью-Йорк, Бостон и Зальцбург. Лучше белорусского Погоста встречают Рождество только в немецком Нюрнберге и исландском Рейкьявике. Правда, составители рейтинга обращают внимание на сложности пересечения границы, паспортного контроля и таможенного досмотра при въезде в Беларусь.
Казалось бы, все есть для того, чтобы создать белорусам положительный имидж страны. Проводятся форумы, конференции, на которых обсуждаются проблемные вопросы, создаются межведомственные группы, только все равно ничего путного на выходе не получается. Сейчас понятно лишь одно: что-то белорусы делают неправильно. Теперь осталось понять, что именно.
Фото с сайта nv-online.info |
В Беларуси об имидже страны всерьез заговорили в 2008 году. Тогда стало известно, что власти пригласили британского пиарщика Тимоти Белла, который в течение года пытался улучшить имидж Беларуси на Западе. После нескольких месяцев консультаций белорусское правительство заключило с ним контракт на улучшение имиджа страны на международной арене. Позже Белл признается, что контракт предусматривал проведение двух кампаний - информационной и маркетинговой. Он должен был "донести более достоверное представление о Беларуси в противовес образу, созданному в мировых СМИ", а маркетинговая кампания должна была способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.
Образ Беларуси, созданный в мировых СМИ, конечно, не самый привлекательный. Так недавно газета The Wall Street Journal сообщила, что Беларусь закупает у Китая оборудование для слежки. Издание напоминает о разгоне демонстрации в Минске год назад. Полицейские и сотрудники КГБ снимали демонстрацию на ручные видеокамеры, а позднее эти видеоматериалы использовались в суде. Или вот еще один пример. Le Figaro пишет, что "репрессии в Беларуси усиливаются". Текст о задержании председателя правозащитного центра "Весна" Алеся Беляцкого. Впрочем, когда лорд Белл брался за работу, ситуация была примерно такой же.
Поэтому многие задавались вопросом: сможет ли европейский специалист улучшить имидж Беларуси в мире. Не лучше ли для этого привлечь своих специалистов? Ведь вряд ли иностранец сможет за короткое время понять все особенности страны и донести их до мировой общественности. Говорить о результатах работы опытного пиарщика не приходится. Его деятельность покрыта тайной. При этом свое сотрудничество с белорусским президентом он оценил весьма положительно.
Впрочем, на этом попытки улучшить имидж страны не закончились. Так 31 декабря 2008 года тогдашний премьер-министр Сергей Сидорский подписал распоряжение "О создании межведомственной рабочей группы для выработки плана действий по развитию странового маркетинга Республики Беларусь". Сидорский распорядился до 1 февраля 2009 года "обеспечить разработку проекта плана действия по развитию странового маркетинга". Участники межведомственной рабочей группы должны были предложить направления сотрудничества с иностранными инвесторами и найти способ, как проинформировать иностранных инвесторов об инвестиционных возможностях в стране. И что интересно, в состав межведомственную комиссию вошли также и независимые эксперты - директор исследовательской лаборатории "Новак" Андрей Вардомацкий и руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. 10 января 2009 года прошло первое и … последнее заседание рабочей группы. Почему вроде как неплохая инициатива не смогла прижиться в белорусских реалиях?
Генеральный директор Центра стратегического развития "Маркетинговые системы", один из участников рабочей группы Анатолий Акантинов так видит ситуацию:
- Как мне кажется, проблема в том, что участники рабочей группы брали во внимание в основном экономическую составляющую странового маркетинга. То есть приоритетом считалось привлечение инвесторов. Но ведь страновой маркетинг не сводится только к поиску потенциальных партнеров для реализации тех или иных бизнес-проектов. Но это ведь только одна из составляющих маркетинга страны.
С продвижением страны на международной арене не получилось, поэтому прошлым летом специалисты занялись имиджем Минска. Мэрия города сомневалась, соглашаться ли на услуги одной из лондонских пиар-компаний, которые запросили за свою работу 300 тысяч. Иностранцы предлагали разработать бренд, логотип, слоган, шрифты, цветовую гамму, наработки по официальному туристическому сайту города. Но опять же таки дальше слов дело не пошло. Как сообщила директор ГУ "Информационно-туристический центр "Минск" Елена Плис, городские власти выделили недостаточно денег для реализации этого проекта. Поэтому инициатива застопорилась.
Или вот еще одна попытка заняться имиджем страны. Уже второй год в Минске проходит форум "Имидж Республики Беларусь: стратегия развития". Его организаторы задаются вопросами: Какой он - имидж Республики Беларусь? Как его создавать? Как привлечь инвестиции и туристов в страну? На два дня в Минск в основном из стран СНГ съезжаются пиарщики, рекламщики, общественные деятели, бизнесмены, туристические представители. Приглашают на мероприятие и официальных представителей власти. В этом году, к примеру, пресс-секретарей МИДа и Минприроды. Казалось бы, похвальная инициатива. Специалисты в области пиара и маркетинга собираются и обсуждают, как улучшить имидж Беларуси. Проводится даже конкурс на "самое эффективное творческое решение для популяризации туристического, инвестиционного, экспортного, культурно-исторического, природного, информационного потенциала при продвижении городов и регионов". Организаторы выбирают победителя и …забывают о нем. Что с победившим проектом - воплотили его в жизнь или нет, организаторы не могут ответить. Вот и получается, что дальше разговоров дела не идут.
Недавно Министерство иностранных дел презентовало выпуск ежегодного справочного издания "Беларусь. Факты, 2012". Только в этом году помимо самого буклета сотрудники ведомства презентовали и видеоролик о Беларуси. "Видеофильм представляет зрителю небольшие отрывки из жизни современной Беларуси. Сюжет начинается с раннего утра на живописном белорусском озере, развивается в демонстрации будней страны и после ярких огней вечернего города заканчивается ночной иллюминацией Национальной библиотеки Беларуси. Видеоряд сопровождается оригинальной музыкальной композицией белорусского автора", - говорится на официальном сайте МИДа. Правда, уже нашлось немало критиков, которые упрекнули авторов 3-минутного ролика в банальности и излишнем акценте на городе Минске. Ведь в нашей стране хватает исторических памятников, традиций, которые наверняка будут интересны иностранцам.
К примеру, в прошлом году белорусская деревня Погост попала в составленный компанией CNN рейтинг наиболее подходящих мест для встречи Нового года и празднования Рождества. Причем Погост занял третью строчку, обойдя по привлекательности Лондон, Нью-Йорк, Бостон и Зальцбург. Лучше белорусского Погоста встречают Рождество только в немецком Нюрнберге и исландском Рейкьявике. Правда, составители рейтинга обращают внимание на сложности пересечения границы, паспортного контроля и таможенного досмотра при въезде в Беларусь.
Казалось бы, все есть для того, чтобы создать белорусам положительный имидж страны. Проводятся форумы, конференции, на которых обсуждаются проблемные вопросы, создаются межведомственные группы, только все равно ничего путного на выходе не получается. Сейчас понятно лишь одно: что-то белорусы делают неправильно. Теперь осталось понять, что именно.