Загадка «лишних» процентов

Источник материала:  
Куда запропастилось дешевое нежирное молоко в некоторых регионах страны? Этим вопросом еще в середине декабря прошлого года задались многие белорусы. Особенно озадачились сельчане, для которых разница в тысячу-полторы рублей на литр существенна. При этом о дефиците продукта никто не говорит: молока на прилавках предостаточно, да только оно-то уж больно жирное, то с йодом, то с кальцием и прочими полезностями.

А, как известно, молоко жирностью более 3,5 процента и с различными добавками уже не относится к социально значимым товарам. Следовательно, цены на такой продукт не регулируются, и производитель вправе их поднять. Даже если жирность и «подросла»  всего на десятую долю процента — с 3,5 социально значимого до 3,6 уже с нерегулируемой ценой, его стоимость может отличаться порой в два (!) раза.

Вот что рассказали «БН» в сельмаге деревни Новые Зеленки Червенского района. Сюда поступает молоко Клецкого молокозавода жирностью 3,2 процента по цене 2500 рублей за литр, cлуцкое тоже 3,2-процентное, но уже с кальцием — по 3400, а с йодом — по 4700 рублей за литр. А вот молоко Минского гормолзавода № 1 здесь уже с 3,6 процента жирности по 4950—5050 рублей за 0,95 литра.

Аналогичная ситуация в Крупском районе, где сельчанам предлагают клецкое молоко 3,2 процента жирности по 3940 рулей за литр, но чаще 3,6-процентное борисовское — по 4690.

— А ведь бывает и дешевле, когда жирность ниже двух процентов — и люди это знают. Пенсионеры постоянно жалуются, требуют дешевое молоко, — рассказывает продавец автолавки Крупского райпо Галина Синяк.

— Мы тоже недовольны. Как нам понимать, что ГМЗ № 1, который закупает у нас же молоко, предлагает его потом в нашем магазине дороже, чем другие производители? — это уже мнение жительницы деревни Правда Червенского района Раисы Колтович.

И ведь претензии производителю особо не предъявишь: дороже предлагают ведь лучшее молоко — оно, если верить этикетке, получается и жирнее, и полезнее, так как содержит множество добавок для укрепления здоровья. Но ведь потребители имеют право на выбор? Раньше те, у кого кошелек потоньше, обходились обычным молоком, не обогащенным кальцием и «не удороженным» лишними процентами жира. А сейчас?  Чтобы «добыть» дешевое молоко, в магазинах люди выстраиваются в очереди еще до долгожданного привоза, дорогое же брать не хотят.

— Мне врачи строго-настрого запретили пить молоко, жирность которого выше полутора процентов. Когда-то в наших магазинах такого продукта не было совсем. Потом появилось, и как же мы, люди с букетом хронических болезней, радовались. Это было спасение! А теперь что ли снова возвращаемся к тому же? — недоумевает пенсионерка из Червеня Зоя Степановна.

— Мы вынуждены заказывать молоко с разным процентом жирности, чтобы выдержать ассортимент. Правда, продукт с низким процентом привозят редко и небольшими партиями. С одной стороны, и рады бы торговать более дорогим — у него срок годности больше, что удобнее для торговли. Но люди жалуются, не хотят покупать по такой цене, — объясняет ситуацию заведующая магазином в деревне Новые Зеленки Людмила Платоновна.

В январе и феврале найти дешевое молоко в торговой сети становится сложнее. Производители предлагают все новые продукты. В результате, глядя на сегодняшние молочные витрины, начинаешь думать, что люди стали жить заметно лучше: могут позволить себе изыски даже из самых простых продуктов. А ведь новинки в первую очередь бьют по карману именно малообеспеченных пенсионеров из глубинки, которые не могут найти «социальное» молоко в своих сельмагах. К слову, в Крупском райпо это объяснили тем, что Борисовский завод поставляет такой продукт в малом объеме, ссылаясь на то, что и самому Борисову произведенной продукции не хватает.

Давайте разберемся: почему дешевое молоко сегодня не так часто радует завсегдатаев продмагов? В кризисной ситуации Правительство стало регулировать цены на социально значимые товары, к которым относится и молоко до 3,5 процента жирности без добавок, что означало невозможность для производителей поднимать цены на эти продукты. Но чтобы не терять прибыль, некоторые быстро нашли выход: просто сократили их производство, переориентировавшись на не социально значимые, цены на которые можно поднимать. Вот так на прилавках и стало все чаще появляться молоко с йодом, кальцием, 3,6 процента жирности. А также редкие до этого 10—11-процентный творог и 26-процентная сметана.

Контролирующие органы Беларуси, конечно, следят за ситуацией, не раз призывая к ответу представителей молочных заводов. Так, на днях на коллегии управления торговли Брестского облисполкома с участием министра торговли Беларуси Валентина Чеканова центральным стал вопрос продажи молока. Как здесь говорилось, только в системе потребкооперации в пяти районах области заявки на поставку социально значимого продукта выполняются лишь на 50—60 процентов, тогда как спрос на него вырос в несколько раз. Позднее выяснилось, что в некоторых регионах покупатели моментально разбирают свежий привоз, покупая до десяти литров на руки. По мнению представителей концерна «Брестмясомолпром», это вызвано выгодными ценами, ведь у нас пакет социального молока стоит в пределах трех тысяч, тогда как в Украине — более 10 тысяч белорусских рублей. При этом серьезные убытки несут как молочные заводы, так и казна региона. Логично в такой ситуации повышать цены, но тогда материально пострадают сами белорусы. Министр отметил, что в ряде регионов вводятся, как принято говорить, непопулярные меры. Например, на Витебщине негласно ограничивают отпуск дешевого молока в одни руки.

И все же местными органами власти меры по закреплению торговых объектов за перерабатывающими предприятиями и определение объемов поставок не позволили полностью удовлетворить потребности покупателей в социально значимых товарах. Об этом рассказали «БН» в управлении контроля потребительского рынка Комитета государственного контроля Минской области. Так, на Минщине по-прежнему выявляют факты отсутствия в продаже социально значимой молочной продукции. Например, ОАО «Борисовский молочный комбинат» систематически в течение января не выполнял заявки на такую продукцию некоторых торговых организаций Логойского района. Аналогично поступало ОАО «Савушкин продукт», выполнив заявки некоторых борисовских магазинов только на 70 процентов. Что интересно, «открытых»  отказов на поставку от этих предприятий не поступало. Они ссылались на невозврат тары, малый объем заказов товаров других групп либо предъявляли требования о соразмерном заказе социально значимой продукции.

Понятно, что предприятия не поставляют продукцию в должном объеме, потому что у них ее попросту нет. Чтобы выжить и заработать в сегодняшних экономических условиях, они стараются производить то, что выгоднее. Разумеется, нельзя перевести заводы на стопроцентный выпуск «социалки» — в таких условиях они просто разорятся. Но и у людей должна остаться возможность экономить.

Сегодня общего для всей республики регламента по процентному соотношению выпуска социально значимой продукции и обычной — нет, объяснили нам в пресс-службе Минсельхозпрода. Ситуацию на местах пытаются контролировать облисполкомы, рассылая рекомендации предприятиям.

Тем не менее уже второй месяц молоко 0,5 или 1,5 процента жирности — дефицит в магазинах как в сельской местности, так и в столице. Кроме того, по распоряжению Миноблисполкома, с 23 января на 65 процентов увеличились для населения закупочные цены на молоко. Если в сентябре молоко первого сорта закупалось у людей по 1495 рублей за литр, то сейчас — по 2465. И это справедливо на фоне повышения цен на другие продукты. В то же время найти в магазине после этого молоко по 2500 рублей станет еще труднее. Да и молочные заводы, учитывая рост затрат, в очередной раз задумаются, как сохранить рентабельность. Уж вряд ли  за счет увеличения производства социально значимой продукции...

КОМИТЕТ государственного контроля и облисполкомы продолжают мониторить ситуацию, чтобы белорусы могли в любое время купить нежирное молоко. А «БН» вернется к теме в следующих номерах.

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

←Вкуснее не бывает!

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика