Наш ценный ресурс
О доверии |
Сформулировать национальную идею, которая бы точно отражала направление развития нашего общества, стремятся многие ученые, политики, философы. Кто–то мыслит планетарными категориями, кто–то, наоборот, стремится к упрощению. А я имею на этот счет собственное мнение. Моя личная национальная идея, может, немного и незамысловата. Но для меня она настоящая, непридуманная. Звучит так: «Беларусь — страна, где принято доверять».
Сейчас объясню.
Мои российские гости, навестившие меня несколько месяцев назад, очень удивлялись, когда в магазине, по обыкновению не умея нормально сосчитать деньги, я просто сунул ком купюр кассирше. Она сама отобрала, сколько надо, вернула лишнее. Россияне тогда поставили меня в тупик вопросом:
— А ты что, сдачу пересчитывать не будешь?
— Дак... Э–э... — промямлил я что–то невнятное.
Те же самые гости из соседней страны подолгу маялись на гомельских нерегулируемых переходах. Никак не могли поверить, что машины остановятся. Рассказывали ужасы о коррупции и махинациях. И все норовили по дороге нарвать кукурузы — поле же «ничейное»... Во время моего ответного визита, уже на их территории, подолгу вчитывались в этикетки, заботливо инструктировали: вот этот товар можно покупать, а этот — нельзя, ибо ерунда. Перед дорогой ненавязчиво придерживали за рукав — еще рванет этот белорус по привычке на «зебру», вынимай потом из–под колес.
Сравнение — мощный инструмент. Я как–то писал о нашем земляке, который возглавил филиал белорусского предприятия в одной братской столице. Проворовался, был большой скандал. Кто–то из «оперов» потом изложил «краткое содержание» уголовного дела: «Человек в новом окружении просто потерял чувство реальности. Поверил, что «распилы» и «откаты» — это нормально».
Зарегистрировался я недавно на сайте, где продают российские удостоверения и пропуска. Хоть прокуратуры, хоть ФСБ, хоть «управления по управлению всеми управлениями». Сплошь в золотых орлах и триколорах. Рассказывают: если надо «отмахнуться» от ГИБДД — очень помогает. Такие «ксивы» там сияют на каждом шагу. Сомневаюсь, что сами дэпээсники еще верят этому великолепию. Но безопаснее поверить, чем проверить. Большая удача, что у нас такого нет.
Еще один пример. Купил импортный кабель для «прикуривания» машины. Казалось бы — красиво оформленный кусок проволоки, трудно напортачить. Но этот первый в мире сплав меди с картоном тупо не проводит ток! А вот белорусскому кабелю почему–то поверю безоговорочно. Если б он еще продавался...
Мы привыкли, что машины на переходе пропустят. Молоко — это просто молоко. Масло — это масло, а не комбинация растительных жиров и маркетологических фокусов. И на ливерной колбасе честно написано: «Ливерная», а не «Мясушко», «Колбасонька» или «Салют». Если спросишь, как пройти к библиотеке, это не сочтут началом сложного «развода», а, наоборот, вокруг соберутся несколько человек и будут наперебой объяснять, споря друг с другом. Мало кто додумается предложить взятку инспектору. Не обязательно постоянно просчитывать, где меня кидают. А если вы планируете довести руководителя организации до инсульта, достаточно попросить книгу замечаний и предложений...
...В этом месте мне, видимо, пора протереть розовые очки, которые совсем затуманились от умиления. И на переходах сбивают за милую душу. И про мошенников мне ли не знать... И «маркетинговые ходы» бывают заковыристые. Масштабы пока не те, но... Уже продаются «Продукт сметанный» и «Напиток молочный». На кое–каких предприятиях научились «удешевлять» товар, фасуя сметану в 400–граммовые пакеты, а молоко — в 900–граммовые. Некоторые банкоматы берут потихоньку комиссию за просмотр баланса. И сотовый оператор норовит порой всучить ненужную услугу. Вроде все законно — и состав обозначен, и вес, и маленькими буквами что–то там написано в договоре...
А по мне — так очень это плохо...
В соседней России белорусские товары ценят (пока?) за их «настоящесть». Знают: если «Сделано в Республике Беларусь», то не нужно опасаться подвоха и вчитываться в состав, к примеру, рогачевской сгущенки — это та же честная сгущенка, что при Брежневе...
Доверие — слишком ценный ресурс, чтобы подменять его «потребительской бдительностью» и «мелким шрифтом». Не растерять бы.
Автор публикации: Андрей НОВИКОВ