Ловцы рабочих рук
Сладким обещаниям не надо верить |
«Работа для каменщиков, плотников и прочих строителей. Зарплата — 10 миллионов рублей и выше». Объявления такого содержания попадаются сегодня везде — на фонарных столбах, дверях подъездов, в бегущей строке частных телеканалов. Позвонив по указанным номерам, вы почти наверняка убедитесь: трудиться придется в соседней России. Но об этом авторы почему-то умалчивают...
Сладким обещаниям не надо верить
Человек, давший объявление, уверен в собственных силах. Убедить почти любого бросить все и отправиться в неизвестность его научили. К тому же за каждого новичка на российской стройке ему полагается вознаграждение. Так и действуют вербовщики — жестко, напористо и беспринципно.
За прошлый год не без помощи этих «специалистов» из Костюковичской ПМК–260 уволились 25 человек. Первым месяцем работы в чужих краях все остались довольны — каждому заплатили по тысяче долларов. Правда, спали рабочие в неудобных вагончиках и питались всухомятку. Но готовы были терпеть, только бы платили. Но вскоре платить перестали вообще. Обманутые люди вернулись на родину. Кто–то нашел в себе смелость прийти в родную организацию и попроситься обратно. Некоторые остались не у дел, кормят семьи благодаря случайным заработкам.
«Наследили» вербовщики и в Круглянской ПМК–266. В Могилеве, сорвав с мест сотни строителей, подбираются к промышленным предприятиям.
По пятницам в обеденный перерыв около заводских проходных нередко проходят импровизированные собрания. Перед рабочими выступают владельцы престижных иномарок, проделавшие по нескольку сотен километров откуда–нибудь из Подмосковья. Внимательным слушателям предлагается за полгода заработать на такие же авто. И по понедельникам самые доверчивые пишут заявления об уходе. Многим руководителям Могилевщины картина до боли знакома — ведь до России рукой подать.
Деньги не пахнут
У вербовщиков своя правда: жизнь тяжела, нужно крутиться. Один из них, 30–летний Сергей, хоть и неохотно, но согласился встретиться с корреспондентом «СБ». На мои вопросы отвечал сдержанно и осторожно. Раньше работал прорабом. В прошлом году цены выросли, а зарплату не повысили. Молодая супруга, привыкшая к обеспеченной жизни, пригрозила разводом. Бросил все и подался в Россию, где и получил заманчивое предложение — поставлять рабочую силу.
Теперь «и дома, и замужем»: живет здесь, а доходы — заграничные. Для начала переманил всех, кого смог, из организации, где раньше трудился. Теперь «подсел» на объявления.
Секретов российской фирмы Сергей не выдает. Сколько платят за каждого сагитированного работника, скрывает.
— Вы не думайте, все не так просто, — горячится вербовщик. — За «красивые глаза» денег не дают.
Каждую группу «новобранцев» — 5, 6, 10 человек — он лично сопровождает к месту работы, сдает руководству «из рук в руки». Убеждается, что все подходят, смотрит, куда людей поселят, какие им создадут условия.
Кстати, должность Сергея, по его собственному утверждению, весьма непростая. Чревата постоянными конфликтами. Не устраивают работники — плати штраф. Не понравилось землякам на новом месте — опять же штраф и разборки.
На пределе нервы и у бобруйчанина Алексея Самсонова, который на днях вернулся из России. На прежнее рабочее место его не берут. В Москве жить на зарплату в тысячу долларов невозможно. Если, конечно, по–человечески жить: снимать квартиру, нормально питаться, отсылать часть денег семье. На все не хватит. Только об этом его не предупредили...
Кадры на вес золота
Впрочем, так ли страшны вербовщики? Стоит ли их винить в том, что наши земляки едут на заработки — постоянные и временные? Водители общественного транспорта ищут шабашку на летний период, медперсонал — на время отпусков. Каждый устраивается, где лучше.
Ни для кого не секрет: исполнительные, добросовестные, покладистые белорусы у соседей в цене. Не только рабочие, но и специалисты — милиционеры, таможенники, агрономы... Интернет пестрит приглашениями на работу для представителей самых различных профессий. А пока будут предложения — будет и спрос.
И все же разница между осознанным выбором и манипулятивными технологиями серых «кадровиков» огромная. В первом случае человек действует на свой страх и риск. Во втором его умело подводят к такому решению. При этом вербовщики думают не столько о нем, сколько о себе, о полученных процентах.
И наносят нашей экономике двойной урон. Создают кадровый дефицит и сами не платят налогов.
— Направлять белорусов работать за рубеж по действующему законодательству можно, только имея лицензию Министерства внутренних дел, — предупреждает заместитель начальника управления по гражданству и миграции УВД Могилевского облисполкома подполковник милиции Ирина Брукунова. — За самовольную вербовку для физических лиц предусмотрен штраф от 50 до 200 базовых величин с конфискацией незаконно полученного дохода и лишением права заниматься определенной деятельностью. Для юридических лиц — штраф от 500 до 1.000 базовых величин.
Ирина Брукунова напоминает также: публикация рекламных объявлений о трудоустройстве за границей без согласования с МВД тоже наказуема. За незаконное распространение информации грозит штраф от 20 до 50 базовых величин.
На Могилевщине за вербовщиков взялись всерьез, под контролем ситуация на самых лакомых для них предприятиях. Но бороться с явлением не просто: бизнес на стороне пока выгоден, а люди у нас излишне доверчивы. Ведь самое неприятное для вербовщиков — когда перестанут слушать их обещания. Так и будет, если руководители предприятий обеспечат своих специалистов хорошей работой и достойной зарплатой.
Кстати
По данным УВД Могилевского облисполкома, в 2010 году за вербовку соотечественников на работу за рубеж к административной ответственности было привлечено 14 человек, в 2011 году — 19.
Фото автора.
Автор публикации: Ирина МЕНДЕЛЕВА
Фото: РЕЙТЕР