Пресечь зуд на «откаты»

Источник материала:  
Лет десять назад, когда я работал в рекламной газете, время от времени приходилось решать конфликты с рекламодателями. То ошибка в объявлении пройдет, то цвет фона заказчика не устроит… А как-то приходит клиент с претензией: редакция, мол, нанесла ущерб его бизнесу. Начинаю разбираться, и выясняется — мы не напечатали одно из двух объявлений клиента. В первом он покупал тракторы «Беларус», а во втором их продавал. Одно объявление публиковал на первой полосе газеты, другое — на последней. То, которое на первой, мы и не разместили совершенно случайно. И продавать коммерсанту, по его словам, целую неделю было нечего — из-за нас он якобы ничего не купил. Такой вот, с позволения сказать, бизнес.

Коммерсанта, конечно, я тогда отшил. Убедил, что то, чем он занимается, бизнес напоминает весьма отдаленно. А вспомнил я эту давнюю историю вот почему.

На днях Правительство разместило на своем сайте для обсуждения проект постановления Совета Министров «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств организаций». В соответствии с документом, если он будет принят, в хозяйственной деятельности грядет своего рода эра гласности. Во-первых, предприятия с долей республиканской или коммунальной собственности от четверти и выше должны будут приобретать товары и услуги с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур, включая процедуру закупки из одного источника. Во-вторых, сам процесс купли-продажи становится публичным — через обязательное размещение в открытом доступе порядка о закупках в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен». В-третьих, участником процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель), независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Победителем же станет тот, кто предложит лучшие условия.

Это постановление Правительства возникло не случайно. Еще в начале января Президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал в течение февраля выработать четкие подходы к регулированию посреднической деятельности при осуществлении закупок управляемыми государством предприятиями и организациями. Глава государства отметил тогда на совещании, что образовался целый паразитический слой жирующих на спекуляциях. «Эта проблема стала криминальной, — отметил Президент. — Прежде всего потому, что посредники — это в основном родственники, дети, приближенные, друзья отдельных руководителей... Говорят, что это естественно для рыночной экономики. Может, и естественно, но я не хочу, чтобы мы половину соответствующих людей пересажали в тюрьму».

Проблема эта не новая, она уходит своими корнями в середину 90-х прошлого века, когда едва ли не каждый руководитель предприятия имел «свою» фирму, с которой неплохо кормились и он сам, и его приближенные. А если не имел, то торговал исключительно за «откаты». Директоров периодически «просеивали» и «сажали», но и у пришедших им на смену со временем появлялся зуд соблазна.

Так, в свое время отсутствие должного контроля со стороны концерна «Беллегпром» за деятельностью ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» привело к необоснованному участию посреднических структур в снабжении предприятия сырьем и материалами. В частности, закупка пятой части шкур для производства кожи осуществлялась объединением через посредников с наценкой до 20 процентов. Климовичский государственный аграрный колледж тогда же — за счет средств республиканского бюджета — закупил стройматериалов у посредников на 34,2 миллиона рублей, переплатив почти 7 миллионов.

Впрочем, это далеко не самые впечатляющие примеры. Сырье и материалы с использованием посреднических структур покупают многие госпредприятия. И не только потому, что все покупатели преследуют исключительно корыстные цели. Просто купить напрямую часто не получается, потому что продают тоже через посредников. Против этой порочной схемы и направлено обсуждаемое постановление Правительства. Фактически в предлагаемой им системе закупок происходит разворот на 180 градусов: не покупатель будет выбирать продавца товара или услуги, а собственник товара — покупателя. Причем выбирать открыто и гласно, через публичную процедуру закупки, в которой вряд ли найдется место недобросовестному посреднику. В результате выиграет каждый из нас. Проблема ведь не только в том, что с помощью посреднических схем кто-то незаконно становится богаче. Главное, что все остальные становятся беднее. Ведь «интерес» каждого из посредников возникает не из воздуха, он присутствует в конечной цене любого товара. И оплачивает его потребитель.

Надо сказать, что попытки решить застарелую проблему предпринимались и раньше. В июле 2009 года Правительство вообще хотело ликвидировать институт посредничества как класс. Постановление Совета Министров № 991 обязывало все юридические лица покупать товары только у непосредственных производителей или у официальных торговых представителей. Такое решение бывший тогда Премьер-министром Сергей Сидорский объяснял значительными разбежками в цене (от 30 до 260 процентов) на один и тот же товар, который приобретают белорусские предприятия. Однако под давлением бизнес-сообщества Совет Министров через несколько дней свое постановление отменил.

Тогда эксперты отмечали, что в тех подходах был определенный «перебор». Нынешнему Правительству, судя по обнародованному проекту постановления, удалось уйти от крайностей. Хотя и предлагаемый порядок закупок может не оказаться панацеей. Но искать-то надо. В любом случае, даже малоэффективные ограничения лучше беспредела.

Анатолий ПРЯНИШНИКОВ, «БН»

←Народу – санкции, а себе – евровалюту...

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика