А может, просто значительно повысить цену на спиртные напитки?
Медики обеспокоены: в стремлении защититься от морозов граждане чаще стали заглядывать на дно бокала. От холодов спиртное не защитит, наоборот, можно как минимум пропустить момент обморожения. И увеличение количества пьющих нам ни к чему — проблема пьянства и так чрезвычайно волнует общество. “Народная газета” решила поставить вопрос радикально:
Анна ОНИЩУК, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу:— Панацеи от беды под названием “алкоголизм” нет, наша история тому свидетель. Необходим системный подход. Пример родителей, воспитательная работа с детьми в школах, ссузах и вузах, которая у нас сегодня, увы, слишком формальна, запрет скрытой рекламы спиртного в торговле. Как депутат я также выступаю за ограничение продажи алкоголя лицам, не достигшим 21 года. Считаю, что в 18 лет человек еще не отдает себе отчета в том, какие последствия для здоровья могут иметь его действия. И еще один момент: надо сокращать производство спиртных напитков.
Сергей КОРЫТЬКО, директор Республиканского центра медицинской реабилитации и бальнеолечения:— Повышать цены нужно. Но, на мой взгляд, это не даст результатов. Тут уместно вспомнить анекдот: “Папа, повысили цены на спиртное, теперь ты будешь меньше пить”. — “Нет, детки, придется вам теперь меньше есть”. Грустный анекдот, но в жизни чаще всего так и бывает. А если серьезно, повышать цену на спиртное надо, поскольку водка стоит дешевле, чем селедка и колбаса. Мы уже прошли через запреты алкоголя, вырубку виноградников, помните, люди тогда перешли на самогон и не стали пить меньше. Нужно учиться на своих ошибках. Но при отсутствии антиалкогольного воспитания с детства трудно рассчитывать на успех.
Жанна ТРОЙНО, начальник отдела агитации и пропаганды УГАИ ГУВД Мингорисполкома:— Я сомневаюсь, что увеличение цены на спиртное снизит уровень пьянства. Мне, к сожалению, приходится сталкиваться с такой категорией, как нетрезвые водители. Чаще всего именно они виновники страшных аварий. К таким нарушителям применяются строгие меры в виде уголовной ответственности. Но это не всегда дает результат. Может, действительно, было бы правильным конфисковывать у них автомобили? Надо, чтобы в семье и в школе велась постоянная разъяснительная работа, особенно среди подростков.
Денис ДУДИНСКИЙ, певец, телеведущий:— Повышение цены на спиртное не даст положительного результата. Будут пить суррогаты, стеклоочиститель. Нужно не с “плесенью” бороться, а с тем, что ее породило.Надо зреть в корень, как говорил Козьма Прутков, и искать причину, почему так много пьющих сегодня. Это, наверное, нехватка просветительской работы среди молодежи. Каждая отдельная семья, воспитывая детей на примерах собственной жизни, может помочь ребенку уже в детстве понять, что пьянство — это зло.
Владимир КУЛЬЧИЦКИЙ, заместитель директора Института физиологии, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси:— Запретами или введением сухого закона в любом обществе ничего решить нельзя, история уже знает много таких примеров. Надо менять существующие в обществе традиции отношения к спиртному, но на это уйдут десятилетия.К повышению цен на алкоголь у меня двойственное отношение: есть опасение, что вырастет число отравлений суррогатами. Кто-то скажет, нечего жалеть тех, кому все равно, что пить, пусть травятся. Но так нельзя, это же люди. Я воспользовался бы американским опытом: в этой стране крепкие напитки не продаются в каждом супермаркете, и для их приобретения в любом возрасте требуется документ.Идеально, если бы можно было намного повысить цены на крепкие напитки, оставив доступными сухие и полусухие вина.
Владимир РАФАЛЬСКИЙ, начальник управления надзора и профилактики МЧС:— Злоупотребление алкоголем — одна из основных причин возникновения пожаров. Например, в прошлом году из 1093 погибших в огне 845 находились в состоянии алкогольного опьянения. По инициативе МЧС были введены ограничения на реализацию плодово-ягодных вин и винных напитков в четырнадцати районах Гродненской, трех — Минской и двух — Брестской областей. Как результат, в пятнадцати районах в период введения этого запрета фактов гибели людей не зарегистрировано. Повышение цены на алкоголь определенным образом должно оказать влияние на предупреждение гибели людей.
Галина ШИШКОВА, певица:— Я думаю, что цены на винно-водочную продукцию надо повысить. Спиртное должно быть качественным и не таким легкодоступным, как дешевые плодово-ягодные вина. Пора уже формировать правильный взгляд на эту проблему в нашем обществе. Посмотрите, что делается вечерами во дворах на детских площадках! Молодежь с пивом и дешевым вином, а рядом зачастую играют дети. Никогда алкоголиком не станет тот, кто изредка пьет благородный коньяк.
Алина ШАФРАН, продавец универмага, г. Березино:— Такие крайние меры, как повышение цен на спиртное или сухой закон, в прошлом себя не оправдывали. Будут гнать самогон и выносить деньги из семьи. Страдать в итоге придется детям. Но и дешевое спиртное — не выход. Плодово-ягодные вина я вообще бы убрала из магазинов. Именно с них начинают те, кто потом валяется под забором. Считаю, что государство слишком лояльно к пьяницам. Они безответственны, своего здоровья не берегут, а рассчитывают, если что случится, на бесплатное медицинское обслуживание. Нужны строгие меры и наказания, такие как лишение работы.