Не «теряйте» свой адрес в Интернете!
Доказательства живого интереса к законодательной новинке есть и в нашей редакционной почте. В № 15 за 25 января 2012 года «БН» опубликовала комментарий «Услышать друг друга». На него, а заодно и на вступление в силу закона откликнулась жительница деревни Заполье Глусского района Галина Неменкова.
«Сама живу в деревне, но довольно часто бываю в райцентре. Как-то на автостанции услышала разговор двух женщин. Одна из них сетовала на черствость дамы-чиновницы, с которой буквально недавно общалась по поводу выплат, которые шли когда-то из Германии бывшим узникам фашизма. Вроде и документы у женщины все нужные на руках, и ответ на ее обращение — тоже... А вот никак не могла успокоиться после «визита» в госорган. В чем дело? Стали мы вместе смотреть бумаги. И очень скоро я смогла объяснить, убедить собеседницу, что никаких денег ей на тот момент уже не полагалось, так как выплаты и вовсе прекращены. Не стоит обижаться на чиновника. С другой стороны, мне и до сих пор невдомек: разве нельзя было по-человечески отнестись к пожилой женщине, пережившей, по сути, рабство?! Да, бумагу дали, но бумага — не участливое, терпеливое объяснение, что к чему! Считаю так: если вас, уважаемый чиновник, посадили работать с людьми, так будьте добры — не отделывайтесь только бумагами. И чиновники, и люди должны уметь слушать друг друга. А если не умеют — учиться!»
Сама Галина Серафимовна оформляла в свое время документы на дом в БТИ. Все очень быстро и без проволочек. А все потому, что, уверена читательница «БН», ей попались ответственные лица, которые захотели изначально избежать взаимной нервотрепки, войти в положение простого гражданина, все ему по полочкам разложить, пояснить. Согласимся тут с мнением сельчанки, заметив попутно: деревенскому человеку порой не так важно кровь из носу добиться ответа на свое обращение. Фактически общение с представителями госорганов, юристами, другими компетентными лицами для сельчанина — еще и своеобразный правовой ликбез. Не всегда ведь простой человек хорошо ориентируется в сложных нюансах — правовых, в первую очередь.
— Пожалуй, среди самых обсуждаемых новшеств было введение электронного обращения, — комментирует Алла Бодак. — К нам в Министерство юстиции уже довольно активно поступают такие обращения. Первое наблюдение — они чаще всего очень короткие, не содержат поясняющей конкретики, так что нам приходится перенаправлять в инстанции, в компетенции которых — поставленные вопросы. И еще: пока далеко не все, кто отправляет обращения по электронной почте или на сайт того или иного ведомства, четко уяснили одно требование. Электронное обращение — такое же по оформлению, как и обычное, на бумаге. То есть, кроме адреса электронного ящика, обязательно указывайте ваш домашний адрес!
Не секрет, что пока распространенность Интернета в больших городах и в глубинке — немножко разная. Большого разрыва, конечно же, нет. В любом случае, для жителя отдаленного агрогородка возможность воспользоваться электронной почтой, отправив таким образом свое обращение, допустим, в райисполком, — явное удобство! Между прочим, здесь стоит вспомнить слегка подзабытую идею расширения, «обустройства» так называемого «электронного правительства» в Беларуси. То есть системы, при которой человеку придется по минимуму лично ходить по инстанциям. Во всяком случае, новый Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц», что называется, движет дело именно в этом прогрессивном направлении.
Но вот как уже сейчас обстоит дело с компьютерной «продвинутостью» у тех же местных чиновников? В этом аспекте, не исключает Алла Бодак, придется еще подтянуть уровень владения новыми технологиями, быть может, даже провести на периферии обучающие семинары. Вводить для этого дополнительные штатные единицы? Нет нужды, в общем-то, проще подучить уже работающих чиновников. Кстати, заместитель министра юстиции говорит, что по первым дням действия нового закона ощущается рост количества именно электронных обращений в Минюст. Время покажет, станет ли укрепляться эта тенденция и дальше. Сегодня же далеко не все обратившиеся по «электронке» в это ведомство — «продвинутые» городские пользователи Интернета, есть в их числе и представители глубинки.
Из других нововведений Алла Бодак выделила право для руководителей вести аудио-, видеозапись приема граждан. По мнению замминистра, такая практика «вряд ли будет широко применяться, хотя в любом случае это во благо интересов не только ведущего прием, но и гражданина, который обращается». Правда, его перед началом приема должны обязательно предупредить о том, что ведется запись!
Действие закона не распространяется на обжалование судебных решений. Но уж если человек обратился в ту или иную инстанцию по поводу несправедливого, по его мнению, постановления или решения судебных органов, то отделываться простой отпиской чиновникам будет нельзя — они обязаны пояснить, что обжаловать нужно в вышестоящую судебную инстанцию, вплоть до Верховного суда. Как заверила Алла Бодак, даже так называемые «профессиональные жалобщики», которых наперечет знает каждый госорган, имеют шанс добиться внимания к своим обращениям. Здесь не должно быть шаблонного отношения, основанного на прошлом опыте общения с тем или иным гражданином. А только строгое соблюдение норм закона! Если нужно, то выявление, рассмотрение вновь открывшихся обстоятельств, внимательное отношение к человеку. «Раз он пишет, значит, какая-то проблема есть, и к ней пытается привлечь внимание», — резюмировала Алла Бодак.
Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»
ОТ РЕДАКЦИИ. Продолжаем следить за тем, как работает новый закон. Ждем ваших писем, сообщений на все виды почты, а также по нашему «горячему» телефону — 8(017)-287-15-23, 287-18-43, 287-19-53.