В общественном транспорте введут президентский тариф
О скором повышении тарифов на проезд в общественном транспорте Минска говорят уже несколько месяцев, но решение до сих пор не принято. Транспортники никак не согласуют с властями свою ценовую политику — слишком уж болезненный вопрос.
Тариф на проезд в общественном транспорте Минска в феврале-марте могут повысить до 1,8 тыс. рублей за одну поездку, сообщил сегодня директор государственного учреждения «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов.
«Столичный транспорт и связь» внесло предложение в Минэкономики о повышении до 1,8 тысячи в феврале-марте тарифа на проезд на наземном общественном транспорте и метро», — сказал Шкуратов.
По его словам, необходимость повышения платы за проезд продиктована высокой себестоимостью перевозок, которая в декабре 2011 года выросла до 3,6 тыс. рублей.
Ранее Валерий Шкуратов отмечал, что в соответствии с Бюджетным кодексом в столице в наступившем году необходимо будет повысить тарифы на проезд до уровня 70% возмещения населением затрат на перевозки. В настоящее время пассажиры оплачивают лишь 35% себестоимости. То есть до конца 2012 года тарифы на проезд в общественном транспорте Минска должны возрасти вдвое. По оценке руководителя предприятия, это сложно выполнимая задача, поэтому столичные транспортники намерены решать ее поэтапно.
Тарифы на пассажирские перевозки всеми видами транспорта в регулярном сообщении утверждаются облисполкомами и Мингорисполкомом по согласованию с Министерством экономики. Однако Минэкономики, принимая подобные решения, как минимум, прислушивается к мнению тех, кто стоит выше него по вертикали.
«Наверное, в первом квартале будет трудно нам убедить главу государства в необходимости повышения тарифов», — отметил на прошедшей на прошлой недели коллегии Министерства транспорта и коммуникаций вице-премьер Анатолий Калинин. При этом он добавил, что в любом случае решение вопроса во многом будет зависеть от настойчивости автоперевозчиков и аргументированности их предложений.
В прошлом году транспортные организации «сработали безубыточно, благодаря субсидиям, поступившим в конце года», отметил в комментарии для Naviny.by начальник управления автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Юрий Коровайкин.
Однако, по его словам, ситуацию в транспортной отрасли осложняет увеличивающаяся цена топлива и подорожание запчастей.
«По показателям год мы закрыли, — говорит Юрий Коровайкин, — но средств для поддержания социального микроклимата в коллективах не хватает. Актуальным остается вопрос заработной платы водителей, в регионах особенно. Водитель автобуса в областях получает зарплату порядка двух миллионов рублей. Неся колоссальную ответственность за перевозку людей, перерабатывая рабочее время, водитель имеет недостаточное вознаграждение».
Отметим, что и в Минске ситуация с нехваткой водителей общественного транспорта только обостряется. Многие водители уходят в грузоперевозки или уезжают на заработки в Россию.
В 2012 году законом о бюджете предусмотрено еще большее сокращение бюджетного финансирования транспортной отрасли, отметил Юрий Коровайкин. За счет собственных доходов транспортники должны возместить 85% стоимости перевозок, что сделать непросто. «Если не будет повышения тарифов, надо увеличивать бюджетное субсидирование», — говорит Коровайкин.
Он подчеркнул, что без повышения тарифов эффективная работа транспортной системы Беларуси невозможна: «Нам топливо надо купить. К тому же, зимой затраты на расходные материалы увеличиваются. Оборотные средства предприятий вымыты: тарифы запаздывают, а субсидии выделяются в соответствии с законом о бюджете. Средства из местных бюджетов нашим организациям выделяют по остаточному принципу. При этом общественный транспорт в любой стране — это лицо государства».
Кстати, как ранее сообщал министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо, за минувший год в столице парк автобусов обновили лишь примерно на 5%, хотя было запланировано не менее 10%.
Вместе с тем Коровайкин подчеркнул, что ведомство озабочено в целом эффективностью работы транспортной системы: «В областях где-то оптимизируем маршрутную сеть, исключаем непроизводительные пробеги. Это дает определенный результат, но проблемы в целом не решает. В стране 4,5 тысячи различных маршрутов. Их надо пересмотреть, отладить, чтобы система приносила результат. Это не просто. Возможно, придется сдвинуть интервалы маршрутов. Мы должны понимать, что нужно экономить. Ведь мы не только талончиком платим за проезд, но и посредством налогов. Таким образом, когда экономим на транспорте, экономим деньги налогоплательщиков».
Власти стремятся удержать социальную направленность экономики, сдерживая по возможности цены, в том числе и на транспортные услуги, отмечает экономист Антон Болточко: «Общественным транспортом пользуется большинство населения. И значительное повышение цены на проезд может вызвать заметное недовольство, привести к напряжению в обществе. Таким образом, можно прогнозировать, что будет существовать давление со стороны Администрации президента, чтобы решение о значительном повышении платы за проезд не приняли. Однако Минэкономики рано или поздно придется повышать тарифы, это неизбежно».
При этом, говорит эксперт, в случае повышения тарифов необходимо предоставить четкую калькуляцию расходов транспортников, доступную для понимания населения: «Людям не объясняют доходчиво, почему они должны платить за проезд больше. Поэтому многие вообще перестают платить».
Таким образом, отмечает Антон Болточко, даже повышение стоимости проезда вопрос рентабельности общественного транспорта, скорее всего, оставит открытым.
Елена СПАСЮК