Между мифом и миром

Источник материала:  
Сдувая пыль с истории

В этом совпадении не стоит искать особый потаенный смысл. Так просто совпало. Разве кто–нибудь виноват в том, что в январе 1950–го «Советская Белоруссия» разместила рецензию на «замечательное достижение советского киноискусства фильм «Падение Берлина», а в январе 1955–го на страницах газеты был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о прекращении состояния войны с Германией? Конечно, нет, это всего лишь зеркало нашей истории. На него пенять бесполезно, хотя и можно.


«Ходит по Белоруссии народное сказание о том, как товарищ Сталин в 1945 году ехал на Потсдамскую конференцию. В нем рассказывается, что, проезжая через Белоруссию, товарищ Сталин ни на минуту не отходил от окна вагона и все смотрел на те огромные разрушения, которые оставила война. Многие жители деревень, которые размещены неподалеку от железной дороги, уверяют, что они лично видели вождя во время этой его поездки, так как поезд шел тихо–тихо. Далее в этом сказании рассказывается, что, приехав в Минск, Сталин долго осматривал разрушенный город, а потом сказал: «Нужно в самый короткий срок сделать Белоруссию более могущественной и богатой, чем была она до войны. А Минск сделайте одним из красивейших городов в мире. Для этого вам нужны свои автомашины и тракторы. Так стройте скорее автомобильный и тракторный заводы» («Светоч жизни», 30.01.1951).


Кто–то, может, и удивится, но это «сказание» написал славный белорусский писатель Иван Шамякин. Но, отметив эту публикацию, мы листаем газету дальше.


В финальной сцене самого мифологизированного советского фильма «Падение Берлина» самолет со Сталиным прилетает в Берлин и садится на площадь перед рейхстагом. Когда Верховный Главнокомандующий выходит из самолета, его восторженно приветствуют представители освобожденных народов Европы.


«Падение Берлина» — эпопея о народе–богатыре и его великом и мудром вожде, яркое и правдивое повествование о Великой Отечественной войне, о могучей силе и непобедимости советского социалистического государства. В фильме убедительно, с большой художественной силой раскрыты единство, духовная слитность вождя и народа. Эта мысль проходит красной нитью через всю картину. Великий Сталин живет во всех делах и думах нашего народа. В его облике воплощено все самое дорогое, все самое родное и близкое для советских людей» («Падение Берлина», 28.01.1950).


«Падение Берлина» — это, если хотите, символ. Современные исследователи называют его примером мифологизации образа Сталина на киноэкране, однако нам с вами он интересен куда больше с точки зрения невероятного переплетения человеческих судеб. И дело здесь не в том, что главный герой фильма стахановец Алексей Иванов родился вместе с выстрелом «Авроры» 25 октября 1917 года. А в том, например, что из самолета к рейхстагу Сталин выходит под патетическую и запоминающуюся музыку Дм. Шостаковича — того самого, за творчеством которого еще с 1936–го, со времен статьи в «Правде», закрепился термин «сумбур вместо музыки».


Впрочем, и это еще не все. Но для того чтобы высказать все, нам необходимо перескочить в календаре через пять лет.


Кто–то может и удивится, узнав, что со взятием Берлина война между СССР и Германией официально не закончилась. Она продолжалась еще 10 лет — до тех пор, пока Советский Союз в одностороннем порядке не заявил о прекращении состояния войны.


«Президиум Верховного Совета СССР считает ненормальным, что, хотя со времени прекращения военных действий с Германией прошло около 10 лет, Германия все еще находится в состоянии раскола и не имеет мирного договора, а германский народ продолжает оставаться в неравноправном положении по отношению к другим народам.


Президиум Верховного Совета СССР констатирует, что политика Соединенных Штатов Америки, Англии и Франции, направленная на ремилитаризацию Западной Германии в ее включение в агрессивные военные группировки, нашедшая свое выражение в лондонском и парижских соглашениях, не позволила достигнуть необходимой договоренности о восстановлении единства Германии на миролюбивых и демократических основах и заключить мирный договор с Германией.


Президиум Верховного Совета СССР настоящим указом объявляет:


1. Состояние войны между Советским Союзом и Германией прекращается и между ними устанавливаются мирные отношения.


2. Все возникшие в связи с войной юридические ограничения в отношении германских граждан, рассматривавшихся в качестве граждан вражеского государства, утрачивают свою силу».


(Указ Президиума Верховного Совета СССР «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», 26.01.1955)


Для полного понимания последовавших за публикацией этого документа событий нам стоит заметить, что в январе 55–го между СССР и ФРГ еще не было дипломатических отношений. Их установят только в сентябре, когда в Москву приедет первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр.


Впрочем, не будет большим преувеличением сказать, что окончательно война между СССР и ФРГ прекратилась не в январе и не в сентябре, а в августе, когда на московском стадионе «Динамо» футбольная сборная Советского Союза обыграла тогдашних чемпионов мира — футболистов ФРГ со счетом 3:2. Эта игра до сих пор овеяна мифами не меньше, чем самые выдающиеся достижения советского кинематографа.


Предложение провести «матч–вызов» поступило от советской федерации. В Бонне приглашение приняли едва ли не с благодарностью. Доставить немецких футболистов в Москву договорились рейсом «Аэрофлота». И они вылетели. Капитан немецкой сборной Фриц Вальтер забудет о собственной воздухобоязни и заберется в кабину пилотов, а спустя годы станет рассказывать о восторженном приеме, о походе в ГУМ, о купленной икре и послематчевом банкете. Вальтер много раз вспомнит, как пожал руку советскому капитану Игорю Нетто, как немецким футболистам преподнесли букеты, а они побежали к трибунам и начали раздавать цветы советским женщинам и детям.


21 августа 1955–го наши не могли проиграть. Во–первых, просто потому, что стадион был полон фронтовиков, по жизни которых еще не забытая война проехалась похлестче немецкого танка. А во–вторых... Да–да, есть и во–вторых. После финального матча чемпионата мира 1954 года в Германии появился термин «погода Вальтера». В 54–м в Берне шел дождь, и капитан немецкой команды Фриц Вальтер вел за собой своих партнеров в игре против венгров. Его вклад в ту во многом сенсационную победу немцев был огромен. Именно тогда все вспомнили, что в 1942 году Вальтер был призван в немецкую армию рядовым солдатом, что ближе к концу войны его перевели служить в концлагерь на территории Венгрии, что он попал в советский плен, что заразился там малярией, а потому чувствовал себя лучше в сырую погоду. Так вот — 21 августа 1955–го в Москве светило солнце. Когда Николай Паршин забил в ворота чемпионов мира первый мяч, он упал, а поднял его Фриц Вальтер. Футболисты обнялись, вместе пошли к центру поля, и все зрители увидели в этом жесте гораздо больше, чем просто проявление взаимного уважения спортсменов...


Режиссер фильма «Падение Берлина» Михаил Чиаурели после развенчания «культа личности» быстро сошел с Олимпа — преподавал во ВГИКе, занимался мультипликацией, воспитывал детей. Его дочь — Софико — была прекрасной актрисой, запомнившейся миллионам советских зрителей по «Мелодиям Верийского квартала». А еще она была замужем за Котэ Махарадзе. Замечательный актер, он прославился как первостатейный футбольный комментатор. Впрочем, мы же с вами договорились, что сегодня не ищем особого смысла в самых невероятных совпадениях.

Автор публикации: Сергей ГОРДИЕНКО

←Первый лед, последний лед

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика