Школьники пошли в бизнес

Источник материала:  
Возможность побыть предпринимателем теперь появилась... у школьников...

Руководитель компании, директор по продажам, сотрудник отдела рекламы — чтобы попробовать себя в этих профессиях, вовсе не обязательно оканчивать университет и долго карабкаться вверх по карьерной лестнице. Возможность побыть предпринимателем теперь появилась... у школьников. В Минской области создан первый в стране учебно-практический центр «Школьная компания». Его сотрудники будут помогать ученикам воплощать свои самые смелые бизнес-идеи в жизнь. Первые шаги уже делают юные предприниматели из Житьковской средней школы Борисовского района, Несвижской гимназии, гимназии № 1 Солигорска и Боровлянской гимназии. На встречу с юными бизнесменами из Боровлян и отправились корреспонденты «СБ».


Дело с нуля


Коридоры гимназии украшены панно, композициями из дерева, искусственных цветов. Здесь учится много творческих и талантливых ребят. Правда, их работы не так часто «выбираются» за пределы учебного заведения. А ведь их могли бы раскупить: наверняка найдутся те, кто не прочь повесить подобную самобытную поделку на стену в гостиной. Но как и кому продать? И можно ли в школе организовать такой вот небольшой бизнес? Опыта–то никакого.


У гимназистов появилась возможность поучаствовать в эксперименте Минского областного исполнительного комитета. Ребятам предложили организовать компанию, изучить все нюансы ведения бизнеса, а затем перейти к практике — попробовать продавать свою продукцию. С точки зрения руководителя школьной изостудии «Баттерфляй» Людмилы Вербицкой, торговать действительно есть чем. Например, игрушки из теста: чем не популярные магниты на холодильник? Многие ведь их коллекционируют — вот тебе и потенциальные покупатели. Ученики согласны: тряпичные куклы, панно, цветочные композиции, шкатулки, расписные вазы из бутылок — в розничной торговле поселка Лесной не так много подобных вещиц. Значит, спрос будет.


К слову, сувенирную нишу, прежде чем писать бизнес–план, ребята изучили вдоль и поперек. Прошлись по магазинам, рынку, прикинули, чего не хватает в продаже, опросили местных жителей (а что бы они конкретно хотели видеть из безделушек на прилавках?), изучили цены. По словам одной из участниц «Школьной компании 10+» (такое название ребята дали своей мини–организации) восьмиклассницы Марины Ситник, очень бодро отреагировали на создание школьного предприятия сами родители:


— Они готовы помочь в распространении — предлагать сувениры коллегам, друзьям. Так что мы надеемся, что начнем зарабатывать деньги. Один папа даже не против стать спонсором — нам ведь нужен первоначальный капитал.


А вот директор Боровлянской гимназии Елена Синдарова говорит, что следовать схеме «продал — заработал» — не совсем то, к чему стремятся педагоги. Главное — дать ребятам необходимую теоретическую базу:


— Сейчас мы поддерживаем связь с Институтом бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Они готовы помогать детям в их начинаниях. Не факт, конечно, что каждый из учеников — участников бизнес–компании станет в будущем бизнесменом или экономистом, но ведь для того, чтобы выбрать профессию, нужно себя попробовать в разных сферах. Так что это еще и отличная профессиональная ориентация.


Дать фору взрослым


С этим согласны и в Солигорской гимназии № 1: там хотят наладить производство прихваток, деревянных ложек и лопаточек, разделочных досок. Двенадцать самых активных учеников уже посещают факультативные занятия, изучают азы бизнеса. Благо методическими пособиями и учеников, и учителей обеспечили. Марина Найдович, автор–разработчик курса «Основы предпринимательства для молодежи», уверена, что в будущем школьникам такие знания пригодятся:


— Ребят сейчас учат, как строить производство, на что обращать внимание при продажах, просчитывать возможные риски, продумывать маркетинговые стратегии, составлять финансовые отчеты. По сути, они проходят те же этапы, что и любой взрослый при открытии собственного дела. Замечательно, что ученики смогут еще и зарабатывать своим трудом. Единственная трудность пока, на мой взгляд, — это вопрос правовой базы. Вот как, например, платить 14 — 17–летнему подростку зарплату, как продавать продукцию, нужны ли, скажем, кассовые аппараты или можно обойтись без них?


Эти вопросы я переадресовала заместителю начальника управления образования Минобл-исполкома Галине Казак. Именно она курирует школьные бизнес–компании:


— Конечно, мы разработали нормативно–правовую базу и пытаемся применить ее к четырем школам, которые участвуют в эксперименте. Что касается каких–то спорных, проблемных моментов — все это мы намерены отслеживать на практике. Ежемесячно будем связываться с директорами школ, педагогами, самими детьми. Может, в процессе им понадобится помощь юриста, экономиста? Наша задача — в этом помочь. В мае проведем фестиваль бизнес–проектов и посмотрим, каких результатов добились ученики.


К слову, уже сейчас в Мин-облисполком звонят из районных отделов образования и интересуются, можно ли присоединиться к эксперименту. Кто знает, может, в скором времени наши школьники еще удивят даже известных производителей?


Справка «СБ»


Бизнес–компании являются структурными подразделениями школ, в их штате сейчас числятся 49 человек, ожидаемая прибыль согласно бизнес–планам составит более 23 миллионов рублей.


Кстати


Подобные программы сейчас действуют более чем в 120 странах мира. В России с 1991 года работает межрегиональная общественная организация «Достижения молодых». Ежегодно проводятся международные ярмарки школьных компаний из Бельгии, Великобритании, Казахстана, Латвии, Македонии, Молдовы, Норвегии, Перу, Румынии, Украины, Эстонии и других стран.

Автор публикации: Инна КАБЫШЕВА

Фото: Виталий ГИЛЬ

←Счастливые часов не наблюдают, а собирают

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика