Как в Минске делают деньги на дельфинах

Источник материала:  
25.01.2012 14:39 — Новости Общества


Невиданное доселе в наших краях развлечение — дельфинарий — с недавнего времени стало доступно и минчанам. Этой зимой в белорусской столице открылось сразу два таких шоу. Правда, формат их — один дельфинарий разместился во временной быстросборной конструкции, а другой и вовсе передвижной и напоминает цирк-шапито — вызывает много вопросов. И касаются они не только комфортности и безопасности зрителей, но, в первую очередь, условий содержания животных.


Нет ничего более постоянного, чем временное?

10 декабря на территории Минского зоопарка открылся дельфинарий «Немо», принадлежащий сети дельфинариев украинской компании «Нерум», объединяющую подобные заведения в Киеве, Харькове, Донецке, Бердянске, Одессе, Баку, Ереване. Причем каждый из этих дельфинариев компания называет одним «из самых современных круглогодичных культурно-оздоровительных центров Европы».

Как в Минске делают деньги на дельфинах

Став фактически первопроходцем на рынке новой развлекательной услуги в Беларуси, компания «Нерум», естественно, не могла не вызвать интереса. Публикации в украинском сегменте интернета о работе «Нерума» и его дельфинариев бросают серьезную тень на чистоту этого бизнеса и фактически выносят за скобки эколого-образовательный характер деятельности дельфинариев. Например, «Нерум» обвиняли в рейдерском захвате доли в Одесском дельфинарии. Власти Киева неоднократно предъявляли претензии этой компании в несоблюдении требований по содержанию животных.

Второй дельфинарий — Геленджикский — открылся 7 января в Минске на ул. Притыцкого, рядом с Ледовым дворцом. Он передвижной, принадлежит компании ЧУП «ДельфинБел». Любопытно, что перед открытием этот дельфинарий был даже освящен православным священником. 

Как в Минске делают деньги на дельфинах

Оба дельфинария работают пока на временной основе. Размещение «Немо» на территории зоопарка согласовано сроком на два года, Геленджикского передвижного на улице Притыкого — на один год. Компании-владельцы дельфинариев заключили с властями Минска инвестиционные договора на строительство постоянных дельфинариев, под что им были выделены соответствующие площадки.

На официальном сайте Мингорисполкома сообщается, что ООО «Дельфинарий-Немо» будет строить культурно-оздоровительный комплекс, включающий дельфинарий, центр дельфинотерапии, аквариумную экспозицию и детское кафе в районе пересечения проспекта Дзержинского и улицы Уманская. Однако, как сообщил Naviny.by заместитель главы администрации Московского района Владимир Танкевич, строительство еще не началось, когда начнется — неизвестно. Инвестор не проявляет инициативы, считают в администрации района.

Геленджикскому дельфинарию отведен участок на пересечении улиц Ташкентской и Машиностроителей (кстати, совсем рядом с зоопарком, где сейчас расположен «Немо»). Заказчиком этого строительства является ООО «Дэльфамир», директор которого Николай Агеенко поведал агентству «Минск-Новости», что «это будет эксклюзивный культурно-развлекательный комплекс, аналогов которому нет».

Заместитель главы администрации Заводского района Дмитрий Гуриненко сообщил Naviny.by, что в настоящее время ведется работа над проектом: «Строительство по плану начнется к лету. К 2014 году завершится».


Удобства во дворе

Временный характер используемых под дельфинарии строений, естественно, вызывает вполне определенные вопросы об их комфортности и безопасности как для зрителей, так и для животных.

Так, один из побывавших на представлении «Немо» жителей Минска обратил внимание на то, что «в так называемом, «крупнейшем дельфинарии Европы» нет ни холла, где можно укрыться от непогоды в ожидании представления, ни гардероба, ни туалетов. Поэтому частично возмещать посетителям все эти неудобства приходится непосредственно самому Минскому зоопарку».

Как в Минске делают деньги на дельфинах

Заместитель директора дельфинария «Немо» Антон Рыбцов в комментарии для Naviny.by не согласился с тем, что в дельфинарии нет нормальных условий для клиентов: «За средства дельфинария был отремонтирован туалет на территории зоопарка, а в самом дельфинарии в случае, если есть желание искупаться с дельфинами, можно принять душ. Мы также предоставляем бесплатно гидрокостюмы для плавания с дельфинами».

В дельфинарии на Притыцкого люди, которые купаются с дельфинами, тоже могут принять душ. Но с туалетами дело обстоит еще сложнее: во дворе расположены биотуалеты, один — для сотрудников, другой — для посетителей.


В тесноте да не в обиде?

Небольшие размеры минских дельфинариев и временный характер построек, в которых они размещены, — это и вопрос соблюдения необходимых санитарно-эпидемиологических требований по содержанию дельфинов в несвободе. В дельфинарии «Немо», как отметил его замдиректора Антон Рыбцов, «соблюдаются европейские нормы содержания дельфинов».

Европейские правила и нормы содержания дельфинов в искусственно созданной среде достаточно подробно и жестко регламентируют порядок содержания этих животных.

Правила касаются типов строений, в которых может размещаться дельфинарий, количества бассейнов, из размеров, объемов и материалов, из которых они сделаны, сроков и методов их очистки и дезинфекции. Правилами также определяются параметры качества воды, ее химический состав, методы ее очистки, рециркуляции и т.д. Также описаны допустимые для содержания дельфинов в неволе параметры состава воздуха, освещенности и шума, стандарты кормления дельфинов, их ветеринарного обеспечения и транспортировки. Отдельные параграфы европейских правил посвящены шоу-программам в дельфинариях и контактам зрителей с животными.

И к украинской сети дельфинариев «Немо», и к российскому Геленджикскому дельфинарию у защитников животных и экологов постоянно возникают претензии о несоблюдении как европейских правил содержания дельфинов, так и местных санитарно-эпидемиологических норм.

Схожие вопросы возникли и в Беларуси.

В дельфинарии «Немо» выступают четыре дельфина, два морских котика и два морских льва. Проживание дельфинов и ластоногих в одном и том же бассейне европейскими правилами запрещено. Совместное пребывание дельфинов и ластоногих в одном бассейне допускается лишь на время представления. Возможно использование одного и того же бассейна и для выступлений, и для содержания дельфинов, но при этом правила предписывают наличие бассейна-изолятора для заболевших животных. Изолятор должен иметь отдельную систему водообмена и водоподготовки.

Таким образом, в дельфинарии «Немо» должно быть, как минимум, три бассейна. А есть только два. Правда, там утверждают, что для проведения карантинных мероприятий при необходимости будет использоваться третий бассейн — надувной.

«В нашем бассейне глубина более 5 метров, а диаметр более 16 метров. При этом есть еще вспомогательный бассейн, который используется для определенных ситуаций», — рассказал Антон Рыбцов. По его словам, в «Немо» на одного животного приходится более 250 кубометров воды. Но, если следовать европейским правилам, то этого объема явно недостаточно.

Некоторые посетители дельфинария «Немо» отмечали, что в помещении чувствуется запах хлора. Согласно же европейским правилам, воздух в надбассейновом пространстве не должен содержать газообразного хлора, озона, летучих веществ, паров растворителей и ГСМ, пыли, выхлопных газов и т.п.

Антон Рыбцов на этот счет говорит, что запах может идти от пола, который моют хлорированными средствами. В воде, где живут дельфины, хлорки, по его словам, нет, а вода соленая и многократно фильтруется.

Как в Минске делают деньги на дельфинах

В передвижном Геленджикском дельфинарии выступают четыре дельфина (два афалина и две белухи), морской котик и морж. Про воду в бассейне Геленджикского дельфинария его администратор Сергей Карпухин говорит, что она соответствует всем нормам. Вода соленая, как это необходимо животным. Карпухин считает, что в дельфинарии животные чувствуют себя отлично: «У нас есть специалист, который отвечает за качество воды, для отслеживания которого три-пять раз в день берутся ее пробы на анализ. У нас вода проходит через восемь фильтров, идет постоянная ее циркуляция, во время которой она очищается. Отмечу, что один специалист отвечает за качество воды, а другой — за системы фильтрации».

Карпухин утверждает, что бассейнов в дельфинарии четыре. Объем основного — более тысячи кубометров, один из дополнительных бассейнов также немаленький. Например, карантинный бассейн — около 13 метров в диаметре.


Верхом на бактериологической бомбе

В адрес владельцев дельфинариев нередко можно услышать обвинения в том, что они нещадно эксплуатируют животных, в нарушение европейских правил составляя жесткий график представлений. По правилам, одно представление не может продолжаться более 1 часа. А перерыв между представлениями должен составлять не менее полутора часов.

Карпухин утверждает, что в Геленджикском животных работой не перегружают. Мол, для них есть выходные, а перерыв между представлениями более полутора часов, как того требуют европейские нормы: «Мы придерживаемся европейских норм по содержанию дельфинов. Среди понятных всем норм: на определенное количество дельфинов необходимо определенное количество воды в бассейне, еды и так далее. Наши животные съедают в неделю около тонны морской рыбы. У нас достаточно подготовленный персонал, способный справиться с поставленными задачами».

Антон Рыбцов в свою очередь отмечает, что «если бы у нас не соблюдались нормы содержания животных, мы не могли бы открыть столько дельфинариев в разных странах».

Расписание работы обоих минских дельфинариев красноречиво свидетельствует, что правилом «представление не чаще одного раза в полтора часа» тут иногда пренебрегают — если учесть, что после представления посетителям предоставляется право за дополнительную плату поплавать с дельфинами или сфотографироваться с ними.

Как в Минске делают деньги на дельфинах

Так, в дельфинарии «Немо» преставления дают в будние дни в 12, 15 и 18 часов, а в выходные в 12.00, 13.30, 15.00 и 18.00. В Геленджикском дельфинарии — в 19.00 в среду и четверг, в 17.00 и 19.00 в пятницу, в 10.30, 13.00, 16.00 и 19.00 в субботу и воскресенье.

Есть ощущение, что минские дельфинарии не выдерживают и требования европейских правил, регулирующих контакт животных со зрителями. В частности, они предписывают: «Близкодистантные контакты посетителей с животными во избежание инфицирования должны быть предельно ограниченными. В обязательном порядке производится дезинфекция рук тактильно контактирующих с животными (например, при фото- и видеосъемке)».

Также правилами определено, что «допуск к плаванию разрешается только после предоставления справки о состоянии здоровья, обязательного медицинского осмотра и подробного инструктажа». О необходимости справки на сайте того же «Немо» не сказано ни слова, зато во всех красках расписано удовольствие, которое можно получить от общения с дельфинами за, отметим, немаленькие по белорусским меркам деньги. В «Немо» 5 минут купания и общения с двумя дельфинами обойдутся в 400 000 рублей, а 15 минут в Геленджикском — 650 000 рублей.

Насколько прибыльны проекты в Минске, в дельфинариях не говорят, мол, только начали работать. Однако и в одном, и во втором дельфинарии подчеркнули, что и в России, и в Украине цены на билеты выше, чем в Беларуси, и не опускаются ниже планки 10 долларов в эквиваленте.

Доцент БГУ, член Координационного совета при Минприроды, кандидат медицинских наук Александр Сыкало, в годы СССР руководивший группой, которая занималась медико-ветеринарным обеспечением содержания морских животных Военно-морского флота СССР, побывал в обоих минских дельфинариях и говорит, что на него как профессионала при всем внешнем благополучии и блеске они произвели «тяжелое впечатление».

Специалист, прежде всего, обратил внимание на то, что даже если в дельфинариях и есть дополнительные бассейны, то трудно представить, как они используются в столь стесненных условиях. По его убеждению, дельфинарии в Минске не соответствуют европейским нормам. Между тем соблюдение этих правил является вопросом безопасности как животных, так и людей.

«Я занимался вопросами содержания морских млекопитающих в течение десяти лет, — говорит Александр Сыкало. — Дельфины — нестандартные животные для содержания в неволе и представляют собой, прежде всего, инфекционную опасность. Это крупные плотоядные животные массой около 200 килограммов, которые много едят. Все, что перерабатывается, сразу же поступает в воду. Соответственно, они находятся в растворе собственных выделений. У дельфинов слабый иммунитет к различным инфекциям, которые есть на суше и у людей, это так называемые вторично-водные животные, ушедшие в море с суши. Они представляют собой своего рода бактериологическую бомбу, подвержены частым и серьезным заболеваниям, с которыми непросто бороться. Существует класс болезней — зооантропонозы, общие для животных и человека».

Между тем начальник управления Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Иван Смильгинь уверяет Naviny.by, что дельфины для минских дельфинариев «были ввезены в Республику Беларусь в соответствии с едиными ветеринарными требованиями, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю на территории Таможенного союза. В настоящее время животные находятся под постоянным контролем у государственной ветеринарной службы города Минска». Если бы правила содержания животных не соблюдались, дельфинарии бы не работали, отметил Иван Смильгинь.

Ветеринарная служба Заводского района Минска 20 января как раз проверила дельфинарий в зоопарке, и по итогам сделала заключение: ветеринарно-санитарные правила там соблюдаются.


Дельфины из Красной книги

Как отметил Александр Сыкало, в идеале в дельфинариях выступают животные, рожденные в неволе во втором поколении. Также допустимо использование животных, которых изъяли из естественной среды по причине болезней или ранений.

Еще один вопрос, который нередко ставят перед владельцами дельфинариев экологи и зоозащитники, — неправомерное использование дельфинов. В частности, это касается черноморских афалин, внесенных в Красную книгу и запрещенных к вылову. Александр Сыкало уверен, что в Минск привезли именно черноморских афалин.

В Геленджикском дельфинарии и не отрицают, что у них работают афалины из Черного моря, но уверяют, что все животные легальные. В дельфинарии «Немо» говорят, что используют тихоокеанских афалин: «Черноморские дельфины меньше тихоокеанских, которые у нас работают».

В одном из российских дельфинариев нам рассказали, что разрешение на вылов дельфинов из Черного моря получить можно. Однако для решения вопроса понадобится тонна бумаг и минимум год времени. В стационарных дельфинариях дельфины действительно размножаются. Правда, беременная самка нуждается в отдельном бассейне, не работает, пока на сносях и кормит малыша. Представить себе такое в передвижных дельфинариях невозможно.

Защитники животных задаются вопросом: каким образом, несмотря на строгости по отлову дельфинов из природной среды, за последние годы построено несколько дельфинариев, которые пополняются занесенными в Красную книгу Украины черноморскими афалинами?

Согласно информации из интернет-источников, в Украине реестра этих животных не существует, учет имеющихся в дельфинариях животных не ведется. А для дельфинов используются ветеринарные паспорта образца как «для кошек и собак». 

Как в Минске делают деньги на дельфинах

Начиная с 1966 года, после принятия Конвенции СИТЕС (о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения), запрещен промысел дельфинов в бывшем СССР, а ныне и в странах постсоветского пространства. Однако незаконный вылов дельфинов в Черном море имеет место до сих пор, особенно в территориальных водах Турции.


Справка Naviny.by
Стоимость билетов в дельфинарий «Немо»

В будние дни — от 50 000 до 70 000 рублей в зависимости от времени начала представления, в субботу и воскресенье билеты на все представления — по 80 000 рублей. Дети до 5 лет — бесплатно.

Фото с дельфинами (до 5 человек) — 100 000 рублей, на свой фотоаппарат — 80 000 рублей. Купание с двумя дельфинами (один круг + фото) — 150 000 рублей, плавание-купание и общение с двумя дельфинами (5 мин) — 400 000 рублей.

Стоимость билетов в Геленджикский дельфинарий

Цена билетов на представление — от 30 000 до 80 000 рублей в зависимости от сектора и ряда. Дети до 5 лет — бесплатно. Фото с дельфинами — 80 000 рублей, на свой фотоаппарат — 50 000 рублей. Плавание-купание и общение с дельфинами (три круга) — 450 000 рублей, плавание-купание и общение с дельфинами (15 минут) + фото в подарок — 650 000 рублей.




Елена СПАСЮК

←УВДТ: каждый второй несчастный случай на железной дороге происходит в пятницу либо в выходные

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика