«Хватит уже коллективного ничегонеделания»
— Добрый день, Михаил Иванович! Звонит Обрамчик Валентин Николаевич из Дятловского района. Мой сын погиб на работе в СПК «Русь-агро». Это было в 2010 году. И месяца не проработал после армии. До сих пор не могу правды добиться. Меня не принял на прием ни прокурор района, ни бывший председатель райисполкома, который тогда работал. А погибшего сына сделали виновным. При этом бывший председатель СПК «Русь-агро» Варган Евгений Семенович, «добив» хозяйство, стал директором Дворецкого льнозавода. Как такое возможно?
— Примите соболезнования, Валентин Николаевич. Направим обращение в генеральную прокуратуру по вашему вопросу. Но прежде наша служба технадзора перепроверит все. Тут надо разбираться подробно. Каждый обязан соблюдать элементарные правила техники безопасности. А определять, кто виновен в вашем случае, — дело органов внутренних дел и суда.
— Сейчас у нас новый председатель. Конечно, старается человек, но все равно тяжело поднять хозяйство после такой разрухи, которую оставил предыдущий.
— Потому что стараться должен не только руководитель — надо всем усердно трудиться. Разруха, как вы это назвали, — последствия коллективного ничегонеделания. Один механизатор плохо вспахал, второй плохо посеял, кто-то с похмелья на работу не вышел — результат очевиден. Поэтому каждый должен навести порядок, прежде всего, на своем рабочем месте. Сделайте каждый то, что положено, и посмотрите, что значительно легче жить станет.
— Понимаете, у нас порядки устанавливаются «сверху». Если заставляют механизаторов поступать вопреки правилам, вынуждают выезжать из гаража, как моего сына, на неисправной технике, без техосмотра, куда им деваться?
— Во-первых, с 2011 года действует правило: техосмотр всей техники проводится совместно с ГАИ. Ни один трактор без этого не должен идти в работу. Но, помимо техосмотра, каждый механизатор должен следить за техникой. А у нас что происходит? Из 20 тракторов на мехдворе только пять в надлежащем состоянии… Обратимся в генеральную прокуратуру, попытаемся прояснить ситуацию, Валентин Николаевич.
— Спасибо! Надеюсь на поддержку и на то, что удастся восстановить справедливость.
- — Михаил Иванович, здравствуйте!
— Добрый день! Слушаю вас!
— Меня зовут Валерий. Вопрос такой: почему нет в магазинах белорусского чеснока? Всюду только привозной.
— Да, китайский. Ситуация такая. Нам надо производить две тысячи тонн своего чеснока в год, чтобы обеспечить страну под полную потребность. Уже два года работаем над этим. Подключили фермеров, предоставили льготы и поддержку. В 2011 году чеснок выращивали 11 специализированных хозяйств Гомельщины и Минщины. Так что по чесноку, как и по луку в свое время, проблема будет снята. В 2013-м планируем выйти на те самые две тысячи тонн.
— Так в чем сейчас проблема? Почему к этому надо идти годами?
— Потому что процесс этот длительный: надо сначала получить семена на высадку, потом — чеснок, который на зиму высаживается, и только затем получить продовольственный чеснок. Поэтому скоро этой проблемы не будет.
— Тогда будем ждать белорусского чеснока в продаже! Всего доброго!
- — Михаил Иванович, доброе утро! Звонит фермер Чубенко Владимир Анатольевич, Октябрьский район. Нам нужно купить тракторы, а завод предлагает ждать их три месяца. Нужны «Беларус-82.1» и «Беларус-1221». В связи с этим хотел бы узнать, в нынешнем году будут ли фермерам выделяться тракторы на условиях долгосрочной аренды?
— В лизинг техника будет выделяться. Но тракторы заказаны «Белагросервисом» в небольшом количестве, потому как в целом на приобретение новой техники и оборудования в нынешнем году у нас предусмотрено только два с половиной триллиона рублей. В основном покупать будем зерносушилки, крупногабаритную кормоуборочную технику и энергонасыщенные тракторы. А «Беларус-82.1», которые у производителя стоят 120 миллионов рублей без НДС, в лизинг через «Белагросервис» и вовсе продаваться не будут. Да и Гомельским облисполкомом такие тракторы не заявлены на этот год. Сколько у вас земли?
— 300 гектаров.
— Да, с такими площадями техника нужна. Решим вопрос. Будем пробовать через ОАО «Промагролизинг» вам выделить машины прямо с завода, в лизинг лет на 7.
— Михаил Иванович, «Беларус-82.1» мы, может, и сами купим. А вот «Беларус-1221» только в лизинг. И еще. Хотел взять МАЗ-десятитонник тоже в лизинг для развоза продукции по магазинам Беларуси. И что-то дело не движется…
— МАЗ точно только через «Промагролизинг». В «Белагросервисе» эти машины не идут — в них нет надобности у хозяйств. Нам нужна другая техника — энергонасыщенная, кормоуборочная, льноуборочная.
— Еще один вопрос. Хочу посадить сад около 20—50 гектаров. И саженцы есть гектаров на 60. Но для сада нужна хорошая земля. По поводу выделения участка обратился в райсельхозпрод, но вопрос не решается, хотя земли хватает.
— В райисполком направим письмо. Садоводство будем поддерживать… А овощи где храните? Хранилище есть?
— Есть холодильники на три тысячи тонн. Сделали арочники и запенили пенополиуретаном — по последнему слову техники. У нас есть фасовочная линия, где продукция упаковывается в сетку или полиэтилен…
— В правильном направлении развиваетесь. Таких инициативных хозяйственников, которые служат примером для других, всегда поддержим. Спасибо за звонок! Поможем вам!
— Благодарю, Михаил Иванович! Успехов!
- — Здравствуйте! Звоню из деревни Вижны Светлогорского района. Михаил Иванович, какие задачи ставятся по развитию и поддержке личных подсобных хозяйств в ближайшие годы?
— Подготовлен проект указа главы государства, как и в прошлые годы, о выдаче льготных кредитов под 5 процентов годовых для развития личных подсобных хозяйств. Но, к примеру, трактор можно будет купить без права перепродажи, зарегистрировав в службе Гостехнадзора. И платить по такому кредиту нужно будет максимум семь лет. Если возьмете его на строительство фермы или сарая, то на 5 лет. Потребительский для приобретения крупного рогатого скота, к примеру, выдадут на три года.
— Еще вопрос. Мы с женой содержим три коровы, лошадь, десять и больше свиней. На какую помощь местного СПК мы можем рассчитывать?
— Почему СПК должен вам помогать? Он на таком же хозрасчете, как и вы. Вам должны дать землю, предоставить свободу реализации выращенной продукции — продавайте на рынках, зарабатывайте. И коль у вас такое большое подворье, то вам уже и трактор не помешает, строения дополнительные, поэтому государство и предоставит льготный кредит.
— Спасибо за ответ, Михаил Иванович! До свидания!
- — Добрый день! Обращается к вам главный бухгалтер ОАО «Хотилы-агро» Поставского района Шубелько Анна Марьяновна. Вопрос такой. Мы построили молочно-товарную ферму на 930 голов в 2010 году. Посчитали окупаемость — получилось в пределах 5—7 лет с теми платежами по кредитам, которые были в начале строительства. Взяли беспроцентный кредит по Указу Президента Беларуси № 332. Кредитные ресурсы под этот указ предоставлялись разные, и в нем была оговорка: возмещение процентов за счет бюджета — половина из областного, половина из республиканского. Но за 2011 год область проценты нам не возмещала. И с ростом ставки рефинансирования они также росли как снежный ком. Сегодня они вдвое больше, чем возвратные платежи, которые, кстати, мы платим исправно.
— Я в курсе вашей ситуации. Вы взяли кредитный ресурс под ставку 0, потом у вас не хватило средств достроить ферму, и вы взяли кредит под полную процентную ставку. Скажу сразу: это было бездумное решение. Полагаю, облисполком к нему вас подтолкнул, и контроля не было за строительством даже со стороны хозяйства. Поэтому, видя такую ситуацию, в 2010 году и было принято решение, что 50 процентов той полной ставки имеет право компенсировать Правительство, а остальные 50 — облисполком. И Правительство четко выполняет свои обязательства. Поэтому обратимся с вашим вопросом к Александру Николаевичу Косинцу. И вы зря молчали до сих пор. Вам надо было сразу поднимать этот вопрос. Когда было 10 процентов годовых по кредитам, то пять еще под силу было платить и вам. А сейчас 25 вы точно не потянете.
— Михаил Иванович, хочу объяснить ситуацию по поводу вашего замечания, что контроля не было за строительством фермы. Ее проект оценивался в 35 миллиардов рублей. Но мы сами покупали оборудование, стройматериалы, следили за строительством и смогли сэкономить 7 миллиардов рублей. В результате объект обошелся в 23 миллиарда…
— А можно было и за 17 построить… Но это уже дело прошлого. Сейчас следите за производством молока, «подтягивайте» ветврачей, зоотехников, чтоб коров не запускали. Особенно обратите внимание на профилактику и лечение болезней копыт. Я говорил об этом, когда был у вас.
— Работаем над этим. Доим 22 литра от коровы в день на данный момент. Пока эта ферма нас кормит, и мы держимся на плаву.
— Роботы как работают?
— Нормально. Хотя стоимость обслуживания возросла. Может, с падением курса евро уменьшится…
— А почему в евро считаете? Мы живем в Беларуси, где есть своя денежная единица.
— Так вот это еще одна проблема…
— Решайте ее — приучайте партнеров оценивать работы и услуги в белорусских рублях. И к тому же каждый договор читайте внимательно. Кстати, с молочным заводом в этом году договор заключили уже?
— Еще нет.
— Почему? Заключайте — не медлите! Январь скоро закончится, а вы без договора работаете… По вашему вопросу направим письмо в облисполком, чтоб возвращали вам деньги. Правильно проблему поднимаете.
Наталья ЕРЕМИЧ, «БН»
Фото Павла ЧУЙКО, «БН»
(Продолжение следует.)