Чем живет Гродненский аэропорт

Источник материала:  
23.01.2012 16:32 — Новости Общества

Чем живет Гродненский аэропорт


В Гродненском аэропорту всегда работали и работают ответственные люди. Вот пример из истории.

Воскресным утром 26 июля 1985 года из Гродно в Москву вылетел самолет "Ту-134", командиром экипажа которого был А. Попов. Но на высоте пятидесяти метров при скорости 310 километров в час на воздушном судне отказал правый двигатель. Пилоты почувствовали усилившееся сопротивление справа. Бортмеханик П. Хацков заметил вспыхнувшее и сразу погасшее показание аварийного табло. В это же время диспетчер В. Любицкий, прослеживая взлет самолета с наблюдательной вышки, заметил дым и крикнул в эфир: "085-й, наблюдаю дым из правого двигателя".

Что делать? Высота невелика – ни развернуться, ни зайти на посадку. Самолет тяжел – полная коммерческая нагрузка, неизрасходованное горючее. Обороты правого двигателя падали, для принятия решения оставалось две-три секунды.

"Отказ правого двигателя, – сообщил командир. – Правый отключаем".

Чем живет Гродненский аэропорт
Ростислав Чуро
Двигатель отключили, он не загорелся. Экипаж, подняв самолет на высоту 400 метров одним двигателем, выполнил разворот на 180 градусов и совершил успешную посадку. Пассажиры улетели через пару часов другим рейсом, так ничего и не узнав о происшествии. (Оказалось, сорвало резьбу одной из деталей мотора и пробило двигатель.) Экипаж и диспетчер были награждены правительственными наградами.

Сейчас Гродненский аэропорт не принимает рейсовые самолеты. Но это вовсе не значит, что тот не востребован. Он и сегодня может принять любой самолет. Здесь установлено самое современное аэронавигационное оборудование. Все работники аэродромных служб прошли подготовку за границей, их квалификация отвечает международным требованиям.

Диспетчеры, например, в данный момент проходят подготовку в Англии и получают там сертификаты. Соответственно и сам аэропорт сертифицирован по всем международным требованиям.

Над Гродненским регионом проходит 14 международных воздушных трасс, сопровождение по которым осуществляется воздушными службами Гродненского филиала "Белавианавигация". Здесь имеется служба спецтранспорта, сервиса, подразделение авиационной безопасности, аэродромная служба, узел электроснабжения. Все они созданы для полного цикла обслуживания аэропорта и самолетов. Гродненский аэропорт регулярно принимает самолеты из разных стран и компаний. Посадка, взлет, заправка, обслуживание – все это приносит воздушному порту неплохой доход.

Географическое положение аэропорта в Гродно чрезвычайно выгодно. Уже не первый год во время активизации сельхозработ в аэропорт периодически прилетает самолет от белорусско-германской фирмы "Штоцагросервис" с требуемыми запчастями для немецкой техники, успешно работающей на полях Беларуси.

А как с рейсовыми пассажирскими самолетами? Ведь прежде всего для перевозки людей строился в свое время в Гродно аэропорт. С этим – туго. Наши граждане предпочитают летать не машинами компании "Белавиа" из Минска, а едут в сопредельные Литву или Польшу и уже оттуда летят в Париж, Лондон и даже Америку.

А рейсы на Калининград, которые выполняла компания "Гомельавиа"? Оказывается, компании такой уже и нет, но это выгодное, востребованное направление закроет своим самолетом "Белавиа". По словам Анатолия Купрашевича, директора Гродненского аэропорта, с весны начнет летать в Калининград 50-местный самолет, время полета – 30 минут, стоимость билета – 60 евро. Еще Анатолий Михайлович сообщил, что авиакомпания "Атлант Союз", принадлежавшая исполнительной власти Москвы и выполнявшая рейсы по маршруту Гродно – Москва, распалась. Теперь нам придется искать нового партнера.

Чем живет Гродненский аэропорт
Мария Вечёрко
С начальником службы воздушного движения и эксплуатации радиотехнического оборудования и связи Ростиславом Чуро мы совершили небольшую экскурсию по аэропорту. Для начала поднялись на вышку диспетчеров и руководителя полетов.

С нее упомянутый уже диспетчер старта В. Любицкий заметил дым из правого двигателя взлетающего самолета в 1985 году.

Здесь, как и во всем аэропорту, сделан ремонт, устанавливается и уже частично смонтировано новое оборудование. С вышки виден локатор французского производства. Еще два таких смонтируют в Минске и Могилеве. Новая техника "видит" на расстоянии 450 километров в любую сторону. На аэродроме находятся машины пожаротушения. Команды спасателей всегда в готовности. "МАЗ Ураган" Станислава Янушевского держит в своих емкостях 12 тонн воды и 900 литров пенообразователя. А "КамАЗ" Сергея Янушкевича – 7 тонн воды и 500 литров пенообразователя. Неподалеку стоят самолеты "Авиакомпании Гродно", как правило, это "Ан-2". Компания выполняет сельхозработы с воздуха как по Беларуси, так и в России. Недавно "Авиакомпания Гродно" приобрела самолет "Ан-30", предназначенный для аэрофотосъемки.

Подходим к "отдыхающему" иностранцу "Ил-76". Машина чрезвычайно впечатляющих размеров. Вес вместе с грузом – 190 тонн. За час полета он сжигает 9 тонн горючего. Утром из аэропорта улетел еще один такой гигант.

Чем живет Гродненский аэропорт

В диспетчерском пункте встретили ветерана гражданской авиации Марию Вечёрко. Это сегодня она – просто диспетчер аэродромного диспетчерского пункта, а была командиром самолета "Ан-2". Налет – 5 тысяч часов. Для сравнения – военные пилоты и тысячу часов считали за хороший результат. В те времена самолеты летали во все райцентры – перевозили пассажиров. Летали по "лесопатрулю", предупреждая пожары и возгорания. Летали по "санавиации" – врача доставляли к больному в самую дальнюю деревню или на хутор.

В 1991 году, когда все разваливалось, Мария Вечёрко вышла на пенсию по налету часов, но все равно осталась в аэропорту. Ей порой так хочется сесть за штурвал самолета, и, кажется, руки сами бы сделали что надо. За "Ан-2" закрепилась слава как за самым надежным самолетом, и не потому, что с ним ничего не случалось – бывало всякое. Но самолет маленький, очень высоко не забирается, если что – он раз, и спланирует на любую полянку и потихонечку сядет. Да и советские люди привыкли летать туда-сюда на "кукурузниках", страх совсем забыли, словно на возу катались. Набивалось их в "Ан-2" под завязку да с вещами, узлами. Рассказывает Мария Викторовна, что в Бресте случилось ЧП. На взлете попала газета в воздушный фильтр мотора "Аннушки". Валялась на аэродроме, ее поднял раньше взлетавший самолет, и газета закрыла воздухозаборник следующего взлетавшего "Ан-2". Самолет разгоняется, а взлететь не может. И умчалась "Аннушка" по прямой, за взлетную полосу, да и перевернулась на кочках и ямах. Со старта смотрят в ужасе, ну, думают, все, конец… А пассажиры выбрались по крыльям и кричат: "Давай нам новый самолет!". 

В мире много женщин-пилотов и даже космонавтов. Но не будем забывать, что первыми летчицами стали те дамы, которые летали еще на метле…

Есть в аэропорту и синоптик. Евгения Садовская уже 4 года повелевает небесами. Вернее, контролирует дела небесной канцелярии. И небеса стараются соответствовать ее прогнозам. В пятницу, 13-го, поинтересовались у синоптика погодой на завтра. Евгения извлекла откуда-то листок.

– Ожидается слабая метель, – сообщила пророчица. – Облачно с прояснениями, минус три - минус пять. Ветер северо-западный. И вообще – зима.

Я поближе наклонился к столу и разглядел в уголке листка круглую печать и слова: "Небесная канцелярия".


 
←Отдел по ЧС Дрогичинского района принимает документы от потенциальных абитуриентов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика