22 января вступает в силу закон «Об обращениях граждан и юридических лиц»
Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» сегодня вступает в силу, сообщает БЕЛТА.
Закон регулирует вопросы, касающиеся обращений в государственные органы, иные организации и к индивидуальным предпринимателям. В частности, право на обращение в госструктуры имеют граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица путем подачи письменных, устных или электронных обращений. Что касается индивидуальных предпринимателей, то к ним имеют право обращаться только граждане через книгу замечаний и предложений.
Основной новеллой закона является появление нового вида — электронных обращений, а также регламентация порядка и сроков их рассмотрения. Обязанность по рассмотрению электронных обращений возлагается на государственные органы и иные госорганизации. Обращения, поступившие в негосударственные учреждения, рассматриваются по решению руководителя этого учреждения.
Электронное обращение должно содержать те же реквизиты, что и письменное, за исключением требования о наличии личной подписи. Вместо личной подписи в нем в обязательном порядке должен быть указан адрес электронной почты заявителя.
Направляться в государственные органы и иные госорганизации электронные обращения могут на адрес электронной почты или размещаться в специальной рубрике на официальных сайтах организаций в Интернет. Таким образом, со вступлением закона в силу на сайтах всех государственных органов и государственных организаций должны появиться соответствующие формы обратной связи для подачи обращений. При этом госорганизация обязана ответить только на те электронные обращения, которые направлены на электронную почту или специальную страничку на сайте. На обращения, размещенные на различных форумах и т.д., действие закона распространяться не будет.
Ответы на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителя. Однако в ряде случаев на такие обращения будут направляться письменные ответы. Это, к примеру, ситуации, когда заявитель сам настаивает на письменном ответе или же решение о направлении письменного ответа принято руководителем госоргана.
Установлены требования к содержанию ответов на электронные обращения. В частности, в ответах должны быть указаны фамилия, имя, отчество либо инициалы руководителя государственного органа или лица, уполномоченного подписывать ответы на обращения. Таким образом, теперь не требуется сканирования бланка или подписи лица, уполномоченного на подписание ответов на обращения.
Если гражданин не удовлетворен ответом на электронное обращение, он может с тем же вопросом обратиться на личный прием, в проведении которого также есть изменения. В частности, предусматривается возможность применения технических средств (аудио- и видеозаписи, кино— и фотосъемки). Их использование допускается лишь по решению руководителя организации, в которой проводится личный прием. Кроме того, заявитель должен быть поставлен в известность, что проводится та или иная запись разговора. Если заявитель не согласен, чтобы во время личного приема велась аудио-, видеозапись, он может вместо устного обращения подать письменное или электронное обращение.
Законом также устанавливаются унифицированные сроки рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. Так, письменные обращения, в том числе вносимые в книгу замечаний и предложений, должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца. Письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, в течение пяти дней возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений. Таким образом, данные обращения не будут перенаправляться в судебные инстанции.
Новым является и требование, чтобы ответы направлялись заявителю на языке обращения. Подать обращение гражданин может на одном из государственных языков — белорусском или русском.
Действие закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» не распространяется на переписку госорганов при выполнении ими функций, возложенных нормативными правовыми актами, что поможет избежать вопросов об отнесении такой переписки к обращениям юридических лиц. Кроме того, устанавливаются конкретные формы подачи каждого вида обращения. Обращения, которые будут подаваться какими-то иными способами, не указанными в законе (например, факсы), не подпадают под его действие.