«Селекционер в своей работе должен смотреть на 15 лет вперед»
— Иван Иванович, здравствуйте! Мы рады приветствовать вас сегодня в нашей редакции. Расскажите, пожалуйста, о себе: откуда родом, кто родители, когда появилось желание заниматься наукой вообще и селекцией картофеля в частности?
— Родом я из крестьянской семьи, из деревни Лесуны Слуцкого района. В 1944 году, когда мама получила похоронку на отца, я еще не успел родиться. Воспитывала меня и еще двоих детей она одна. Конечно, было трудно, голодно и холодно. Впрочем, как и всему поколению моих лет. После окончания сельской школы, не колеблясь, поступил на агрономический факультет Белорусской сельскохозяйственной академии в Горках. После двух курсов учебы забрали в армию. Отслужив положенное, перевелся на заочную форму обучения и пошел работать на Минский подшипниковый завод токарем-наладчиком — надо было помогать матери. Заводская практика не прошла даром: уволившись с завода, начал работать начальником производственного участка в совхозе «Ждановичи». Именно здесь пришло понимание и желание заниматься картофелем. Было интересно, ведь на рубеже 60—70-х годов картофелеводство развивалось достаточно интенсивно, и к середине 70-х белорусские сорта в Советском Союзе занимали треть всех посевных площадей — 700 тысяч гектаров. Отработав в хозяйстве три года и закончив к тому времени учебу в академии, в апреле 1971-го был зачислен по конкурсу младшим научным сотрудником Института генетики и цитологии Академии наук Беларуси. Затем — как это бывает — старший научный сотрудник, заведующий отделом селекции картофеля, и с 2005 года — заместитель генерального директора по научной работе Научно-практического центра по картофелеводству и плодоовощеводству Академии наук Беларуси.
— Что самое трудное в процессе селекции?
— Естественно, трудность заключается в том, что селекция — процесс длительный. Для того чтобы вывести новый сорт, необходимо поработать с ним лет десять в институте, затем два-три года госиспытаний и дальше, пока сорт размножится, в целом проходит лет 15. Поэтому селекционер в своей работе должен смотреть на 15 лет вперед: какой сорт будет востребован, для чего и какой товарности.
— Но это же практически невозможно...
— Тем не менее это делается, и довольно успешно. И вторая сторона вопроса, важная и актуальная для любой страны, — вывести сорт, приспособленный к конкретным условиям данной территории, к местным различного рода заболеваниям, поражениям вирусами. Потому что, скажем, в наших условиях, один сорт не подвержен определенному штамму вируса, не будет поражаться какими-то заболеваниями, а попадая в другие условия — заболевает. То есть мы выводим сорта конкретно под климатические, территориальные условия и вкусовые пристрастия. Для крахмальной промышленности нужны сорта с высоким содержанием крахмала, это такие как, например, «здабытак» или «максимум». Так вот, наш сорт «здабытак» до сих пор никем в мире не превзойден по сбору крахмала с клубней на гектар. Им заинтересовались в Германии и Швеции и даже перестраивали свое производство именно под этот сорт. Он внесен в реестр стран ЕС. Практика показывает, что белорусские сорта хорошо себя проявили и проявляют во всех регионах бывшего Советского Союза. Около 20 наших сортов внесены в реестры России, Украины, Армении, Узбекистана, Китая, Германии.
— А сколько сортов в отечественном реестре и есть ли какая-то специфика для нашей страны?
— В 2010 году в реестре было 89 сортов, из которых 39 — сугубо белорусские. И они, кстати, в республике занимают 80 процентов. Кроме того, у нас популярен голландский красноклубневый сорт «ред скарлетт», но выращивается он в основном для поставок в Россию.
А специфика Беларуси в том, что для нашей страны актуальны все сорта всех групп спелости. Из-за климатических и температурных колебаний для любого сельхозпредприятия экономически целесообразно одновременно выращивать несколько сортов картофеля различных групп спелости. Тем самым мы нивелируем потери урожайности. Сегодня картофель просто ради картофеля уже не выращивается. Только по целевому использованию урожая: ранний — для ранней продукции, определенные сорта — для производства отдельных видов картофелепродуктов. Скажем, для чипсов, замороженной картошки фри и так далее нужны такие сорта, у которых клубни ровные, удлиненные или круглые, и чтобы глазки у них были неглубокие. Играет роль и цвет мякоти, что мы, селекционеры, учитываем в своей работе.
— Кстати, цвет кожуры и мякоти как-то влияет на вкусовые качества картошки?
— Вообще, цвет кожуры и мякоти — серьезный психологический момент для потребителя всего мира. Хотя со всей ответственностью могу сказать, что это не влияет на вкусовые качества картофеля. Но, между прочим, этот психологический фактор дает производителю плюс 10 процентов стоимости продукта. Например, Венгрия, Румыния, Италия, Молдова, кавказские республики культивируют картофель с красной кожурой. Такой же цвет клубней предпочитают и москвичи, санкт-петербуржцы. Немцы — только с желтой кожурой и желтой мякотью. Если мякоть желтая — значит, в клубнях больше каротина. Англичане любят белый картофель с белой мякотью.
Если проследить тенденции белорусского рынка, то можно сказать, что 70—75 процентов потребителей покупают картофель с желтой кожурой, 20—25 — предпочитают красноклубневые.
В нашей республике в 1980 году был районирован первый немецкий сорт с желтой мякотью — «адретта». Кстати, этот сорт совершил определенную психологическую революцию в предпочтениях бульбашей. До этого считалось, что картофель желтого цвета — кормовой, поэтому первое время его практически не покупали. Затем, конечно, распробовали, и скажите, кто из нас не слышал про «адретту»? И уже сегодня в Беларуси 70 процентов населения предпочитает желтый картофель, 30 — с белой мякотью, как англичане. Психология белоруса достаточно консервативна: как и 20—30 лет назад, мы любим желтую разваривающуюся картошку. Население стран, расположенных по западному берегу Вислы, любит картофель салатного типа, который не разваривается, а от Вислы на Восток, в том числе и мы, картофель разваривающийся. Поэтому, если вам нужна картошка для салата, берите «скарб» или «нептун», «лазурит» или «дельфин». Есть, конечно, и вкусовые особенности корнеклубней, но это зависит от технологии выращивания: сколько в почву вносится удобрений.
В группе ранней спелости производством востребованы такие сорта, как «уладар» и «лілея». Сорт «лілея» отличается сочетанием двух признаков, которые трудно соединить в одном сорте, — скороспелостью и устойчивостью к фитофторозу. Среди среднеспелых сортов завоевывают популярность в республике «бриз», «архидея». «Архидея» — очень хороший сорт, по форме практически идеальный круглый клубень, замечательные вкусовые качества, ранние всходы. Но есть и один недостаток — поражается паршой.
— Над какими сортами работаете сегодня?
— Сейчас на стадии испытаний находится интересный ранний сорт «зорачка». Чем он хорош? Удлиненная форма клубней, поверхностные глазки, хорошая товарность. Идут испытания и красноклубневого сорта «вектор», ориентированного на экспорт. Передали «в производство» еще один новый сорт, который мы назвали «манифест».
— Иван Иванович, вы живете в Самохваловичах в частном секторе. Что сажаете у себя дома?
— Как и большинству белорусов, мне нравится картошка с желтой мякотью и хорошо разваривающаяся. Жена, взрослые дочь Анна и сын Михаил разделяют мои вкусовые предпочтения. Да и подрастающие трое внуков — настоящие белорусы — любят картошечку вкусную и рассыпчатую.
... Иной раз смотрю на внуков и вспоминаю каждый сорт, выведенный за мою жизнь. Ведь его ведешь и смотришь, как своего ребенка, возлагаешь большие надежды. Хотя, надо сказать, к знаниям, терпению и энтузиазму не мешало бы прибавить еще и фортуну.
— Спасибо, Иван Иванович, за беседу. Пусть удача улыбается вам, как и прежде!
Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»
Фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА
Фирменный рецепт от картофелевода
Бабка картофельная с мясом
На 4 порции:
6—8 картофелин, 300 г сала, 300 г говядины или свинины, 1,5 луковицы, 1 яйцо, 1 ст. л. муки, тмин, карри, соль, черный перец.
Луковицу мелко нарезать. Сало нарезать некрупной соломкой, на среднем огне вытопить жир, добавить лук, готовить до мягкости лука. Тем временем половину луковицы натереть на мелкой терке, очищенный картофель натереть на терке и смешать с луковым пюре (чтобы не потемнел) и пропущенным через мясорубку мясом. Добавить яйцо, муку, обжаренный лук со шкварками, тмин, посолить, поперчить, перемешать. Горшочек (или порционную форму для запекания) смазать салом или маслом, выложить картофельную массу. Готовить в духовке при температуре 200 град. в течение часа, до румяной корочки.
Соус по вкусу.