Сам себе режиссер
Даже если жизнь началась плохо, человек может переписать ее сценарий. Но прививать стремление к этому лучше с детства.
В Республике Беларусь, как и еще в 123 странах мира, жизнь в SOS-детских деревнях поддерживается за счет средств международной благотворительной организации “SOS-Киндердорф Интернациональ”. Для нашей страны такое сотрудничество выгодно — за 20 лет сформировано 30 семей в трех детских деревнях, четыре молодежных дома, два социальных центра, социальный кризисный центр для женщин и SOS-проект “Радужный автобус”. “Белорусский фонд SOS-Детская деревня” самым тесным образом сотрудничает с восемью государственными учреждениями образования и другими организациями.
Вот уже 20 лет как в республике работает общественная организация “Белорусский фонд SOS-Детская деревня”. Многим белорусам это название знакомо: жизнь детских деревень в Боровлянах и Марьиной Горке — частая тема телевизионных сюжетов и газетных статей. В процессе подбора воспитанников сейчас детская деревня в Могилеве. Но ребята живут там до 15-летнего возраста. А как складываются в дальнейшем их судьбы? В поисках ответа на этот вопрос журналисты “НГ” отправились в уютный дом в районе Цнянского водохранилища, что под Минском.Хотите узнать, что такое долгосрочная опека семейного типа? Это когда до момента вступления во взрослую жизнь воспитанник (а на данный момент их 246) находится в поле зрения специалистов ОО “Белорусский фонд SOS-Детская деревня”, среди которых профессиональные преподаватели и психологи.
Долгосрочные узы
— Понятие “выпускник” у нас растянутое, — говорит директор частного социально-педагогического учреждения образования “SOS-Детская деревня Боровляны” Валерий Михалевич. — Определение “длительная опека” предусматривает три ступени. Первая — сама детская деревня, где дети живут до завершения базового образования. Вторая — молодежные дома, которых в нашей стране четыре. Там ребята могут находиться до четырех лет на время учебы в колледже, институте или техникуме, где они получают профессию. Третья ступень — полунезависимое проживание. Молодой человек, как правило, получает первое рабочее место. Он поддерживается организацией в случае необходимости получения дополнительного образования или решения жилищного вопроса. У нас существует своя программа “Жилье”. Мы можем помочь или оборудовать полученное воспитанником социальное жилье, отремонтировать и оборудовать жилье, закрепленное за ним, или же построить его сами, сложив все накопления ребенка, добавив до 10 тысяч евро помощи от организации. В дальнейшем мы обязательно отслеживаем путь своих воспитанников уже как взрослых людей. За 17 лет существования именно нашей деревни мы стали участниками судеб 173 из них.
Неприятности — миллион лет назад
В уютном доме около Цнянского водохранилища как раз и проживают 16 ребят, так сказать, “второй ступени” опеки. Им от 16 до 23 лет, а поскольку люди они, несмотря на возраст, занятые, встретили нас всего четверо — Стас, Даша, Сергей и Валера. Смешливые и веселые, ребята совсем не походили на сирот. А ведь у каждого из них за плечами разный, порой горький жизненный опыт.
До того как попасть в SOS-детскую деревню, Даша Петрова после смерти родной матери жила вместе с тремя братьями в больнице. Говорит, где-то в районе Березино. Точнее не помнит, ведь ей было всего пять лет.
— Неприятности, кажется, были миллион лет назад, — вспоминает Даша. — Помню, как приехали Валерий Михайлович (директор “SOS-Детской деревни Боровляны”) с моей новой мамой. Всю дорогу в машине я без остановки ела печенье. А когда приехали, была поражена огромными, на взгляд пятилетнего ребенка, домами, а особенно большой лестницей. Маму сразу стала называть мамой и, как она рассказывает, все время бегала вокруг нее, мешала готовить, то и дело дергала за юбку. Сейчас она на пенсии, уже не работает в SOS-деревне, но мы, конечно, общаемся и сохраняем хорошие, теплые отношения.
Желание идти вперед
Своей нынешней жизнью Даша довольна, считает, что, в отличие от многих других детей, ей повезло. Ведь поддержка — вещь вполне ощутимая. Зачастую у ребят в их биологических семьях достаточно нечеткие представления о будущем, своем месте в жизни. Дашу же будущее не страшит, а скорее вызывает желание идти вперед. — В молодежном доме я уже третий год, — продолжает она. — Здесь так же уютно, как и дома. Но, конечно, наступит время, когда нужно будет становиться на ноги самостоятельно. Я к этому отношусь спокойно. Тем более есть планирование — нам помогают ставить перед собой цели долгосрочные и краткосрочные. Это очень помогает. Но, естественно, никто не застрахован от ошибок. Например, сейчас я учусь в БГЭУ, буду маркетологом-экономистом. А перед этим отучилась полтора года в другом вузе, но поняла, что это не мое. К моему решению отнеслись с уважением, это, конечно, очень приятно. Учусь с удовольствием, сейчас жду социальное жилье в Боровлянах. Пока вопрос этот не решен, но радует, что тут я тоже не один на один с проблемой. Так что хочется думать — в дальнейшем все будет отлично.
Веселая семейка
Руководитель SOS-молодежного дома Николай Силич не сильно похож на человека при должности и в шутку называет себя “директором коттеджа”. Вместе с ним за ребятами присматривают четверо педагогов, дежурящих по графику, и повариха, которая помимо всего прочего учит молодежь готовить. Правда, эти навыки детям прививает мама еще в детской деревне.— Тут уже все серьезнее, — рассказывает Николай. — Все вместе учимся составлять меню, планируем, какие нужно покупать продукты, сколько это будет стоить. Как правило, повариха готовит ужин, а с завтраком мы вполне можем справиться самостоятельно. Вечером не всегда есть время на готовку — дети учатся и работают. Несколько ребят в свободное время трудятся продавцами в минских магазинах. Причем это их самостоятельное решение. Все делали сами — от первых звонков до трудоустройства, оформления документов. Молодежь уже практически готова к “автономному плаванию”, а наша задача — облегчить их социализацию. Мы стараемся вмешиваться в их жизнь только в разумных пределах. Как видите, обстановка у нас дружеская. Любим и время вместе провести, и в поход сходить.
Мы такие, как есть
Одна из проблем выпускников интернатных учреждений, о чем в свое время писала “НГ”, — низкая готовность к самостоятельности. Молодой человек сохраняет привычки, если так можно сказать, “казарменной” жизни. Программа “Белорусского фонда SOS-Детская деревня” максимально европеизирована. В ребятах не подавляется, а поощряется самостоятельность, вырабатывается ответственность за принятие решений. Как и в любой семье, можно получить нагоняй, но все равно дети знают, что могут рассчитывать на понимание. Как выяснилось, в молодежном доме работы, не тяжелой, а обыкновенной, повседневной, всегда хватает. Один раз в месяц — генеральная уборка. Точно так же как и любые подростки, воспитанники молодежного дома не сильно это дело любят. Впрочем, они уже усвоили, что со всем в жизни нужно уметь справляться не хныча, а весело и со смекалкой. У каждого свои планы на будущее и огромное желание сделать его счастливым. Честно и по-человечески.
— Только вы нас не идеализируйте, пожалуйста, — попросили ребята перед фотосессией. — Давайте мы не станем позировать, а просто будем заниматься обычными домашними делами.