Закончено расследование гибели слесаря под колесами троллейбуса в Бресте
20.01.2012 10:41
—
Новости Общества
Закончено расследование гибели слесаря под колесами троллейбуса в Бресте
Накануне Нового года Брест облетела печальная новость: очередное происшествие с участием троллейбуса. На сей раз не обошлось без жертв. Под колесами десятитонной машины погиб слесарь-ремонтник троллейбусного парка…
Увы, за последние несколько лет это далеко не первый случай проявления строптивости со стороны рогатых машин. Своевольные представители данного вида транспорта, к сожалению, имеют свойство иногда начинать движение без человеческой команды. Было дело, когда машина выкидывала подобные фокусы то в самом центре города (тогда по счастливой случайности никто не пострадал, кроме других средств передвижения), то на территории самого троллейбусного парка – во втором случае дело закончилось тяжелыми травмами. И вот, словно по нарастающей, летальный исход.
Все произошло быстро, почти мгновенно, словно в кошмарном сне. Женщина-водитель четвертого маршрута, завершив очередной рейс на остановке "Дворец спорта “Виктория”", обнаружила неисправность тормозной педали и вызвала ремонтную бригаду.
Для 54-летнего Анатолия, опытнейшего слесаря, заменить пружину – дело нехитрое и давно доведенное до автоматизма. Вряд ли он мог подумать, приступая к устранению неисправности, что этот ремонт станет для него последним в жизни. Впрочем, предоставим слово специалисту.
Об итогах расследования несчастного случая нам подробно рассказал замначальника отдела областного управления Департамента государственной инспекции труда Василий Бацук:
"В ходе проведенного специального расследования выяснилось, что при эксплуатации троллейбуса (производства "Белкоммунмаша", 1999 года выпуска) водитель сообщила диспетчеру о неисправности ходовой педали. По информации диспетчера, мастер службы подвижного состава организовал ремонт троллейбуса непосредственно на линии, направив на площадку отстоя троллейбусов двух слесарей-электриков.
Прибыв на место назначения, не убедившись, что троллейбус отключен от электрической сети, они приступили к ремонту. Один из них, присев на корточки, фонариком освещал место проведения ремонта под рамой троллейбуса, а другой, положив на асфальт спинку от сидения, лег на нее под переднюю часть троллейбуса и пытался заменить поврежденную пружину на ходовой педали.
Неожиданно троллейбус резко тронулся и начал самопроизвольное, неуправляемое движение вперед, правым колесом он переехал подложенный водителем противооткатный упор и, изменив направление движения, повернул вправо. При этом левым задним колесом он наехал на лежащего под колесами работника, нанеся ему своей массой смертельные повреждения. При дальнейшем движении троллейбуса произошел сход токоприемников с контактной линии, что повлекло отключение электропитания и его остановку".
Шансов выжить в ситуации, когда троллейбус проехал по голове слесаря, не было никаких. Врачам скорой помощи оставалось лишь констатировать мгновенную смерть. Без отца осталась 14-летняя дочь Анатолия.
Теперь о причинах ЧП. Ведь ясно, что машина сама по себе не может никого убить или даже ранить. Для этого ее нужно как минимум привести в действие. В данном случае стоило всего лишь отключить приводной механизм – электрическая цепь не замкнулась бы в тот роковой момент… Несколько простых движений могли спасти жизнь несчастному. Впрочем, и сам погибший действовал сгоряча, неадекватно, как говорят у нас, на авось. В его крови обнаружили 1,6 промилле алкоголя.
"Расследованием установлено, что ответственным должностным лицом троллейбус был выпущен на линию с неисправным замком зажигания, который был исключен из электрической схемы управления. Будь он исправен, водитель, просто вынув ключ из замка, могла отключить цепи управления троллейбусом, что исключало его движение.
Кроме того, ремонт был организован непосредственно на линии, вне гаражных условий, что не допускается нормативными требованиями. Также установлено, что покидая кабину троллейбуса, водитель не выполнила требования инструкции по охране труда, не отключила включатель аккумуляторной батареи, автоматический включатель силовой цепи тягового электродвигателя, не поставила реверсор контроллера управления в нейтральное положение, не сняла токоприемники. Конструктивно отключение любого из указанных приборов полностью исключало возможность самопроизвольного движения троллейбуса.
Сам потерпевший, находившийся в состоянии алкогольного опьянения средней степени, приступив к ремонту троллейбуса, не проверив отключение его от электрической сети, проявил самонадеянность и грубо нарушил требования трудовой и производственной дисциплины", - утверждает Василий Бацук.
Юридическая оценка действиям должностных лиц и работников предприятия будет дана следственными органами. Но уже сейчас очевидно, что в КУТП "Троллейбусный парк" нужно укреплять трудовую дисциплину и обеспечить должный контроль за соблюдением работниками элементарных требований инструкций по охране труда. Об этом же говорил на собрании трудового коллектива вновь назначенный директор Игорь Жминько.
Прежний руководитель предприятия Леонид Гапасюк был вынужден оставить свою должность и уйти на пенсию. Специалисты, допустившие грубое нарушение норм охраны труда, приведшее к гибели сотрудника, привлечены к ответственности. С двумя из них разорваны контракты.
- Мне приходилось работать на производстве. И я давно заметил такую закономерность: чем старше работник, чем больше у него опыта, тем прохладнее его отношение к технике безопасности. Такая самонадеянность порой очень дорого обходится. Человека, к сожалению, не вернешь. Но мы будем делать все возможное, чтобы не допустить подобных трагедий впредь, - сказал Игорь Жминько корреспонденту "Вечерки".
От редакции
В 2011 году на территории города Бреста погибло 6 и тяжело травмировано 20 работников. Значительная часть этих печальных фактов произошли не только по вине работодателей, но и в связи с грубыми нарушениями трудовой и производственной дисциплины со стороны самих потерпевших. Такие сведения нам предоставили в областном управлении Департамента государственной инспекции труда.
Если брать во внимание чистую статистику, это в два раза меньше, чем погибло в результате печально известного взрыва на "Пинскдреве" в октябре 2010-го. Но жизнь каждого человека тем и ценна, что она невосполнима. Когда люди гибнут на дорогах, это порой можно объяснить следствием ошибки или неопытности водителя. Но только наша пресловутая "абыякавасць", как правило, становится причиной подобных ЧП на производстве. Ведь мы сознательно доверяем себя и свои жизни глупым механизмам, которые не можем вовремя обезопасить.
Тем временем
Стало известно, что во вторник, в разгар рабочего дня, на подъезде к остановке "ЦУМ" произошло возгорание в троллейбусе 1-го маршрута, который двигался в сторону Орджоникидзе. Как сообщил помощник начальника областного управления МЧС Сергей Машнов, как раз в это время мимо проезжала машина с сотрудниками пожарной службы, и им удалось быстро ликвидировать очаг возгорания. Причиной стало короткое замыкание силовой установки. По счастливой случайности никто не пострадал. Троллейбус относительно среднего возраста – ему 13 лет.
Увы, за последние несколько лет это далеко не первый случай проявления строптивости со стороны рогатых машин. Своевольные представители данного вида транспорта, к сожалению, имеют свойство иногда начинать движение без человеческой команды. Было дело, когда машина выкидывала подобные фокусы то в самом центре города (тогда по счастливой случайности никто не пострадал, кроме других средств передвижения), то на территории самого троллейбусного парка – во втором случае дело закончилось тяжелыми травмами. И вот, словно по нарастающей, летальный исход.
Все произошло быстро, почти мгновенно, словно в кошмарном сне. Женщина-водитель четвертого маршрута, завершив очередной рейс на остановке "Дворец спорта “Виктория”", обнаружила неисправность тормозной педали и вызвала ремонтную бригаду.
Для 54-летнего Анатолия, опытнейшего слесаря, заменить пружину – дело нехитрое и давно доведенное до автоматизма. Вряд ли он мог подумать, приступая к устранению неисправности, что этот ремонт станет для него последним в жизни. Впрочем, предоставим слово специалисту.
Об итогах расследования несчастного случая нам подробно рассказал замначальника отдела областного управления Департамента государственной инспекции труда Василий Бацук:
"В ходе проведенного специального расследования выяснилось, что при эксплуатации троллейбуса (производства "Белкоммунмаша", 1999 года выпуска) водитель сообщила диспетчеру о неисправности ходовой педали. По информации диспетчера, мастер службы подвижного состава организовал ремонт троллейбуса непосредственно на линии, направив на площадку отстоя троллейбусов двух слесарей-электриков.
Прибыв на место назначения, не убедившись, что троллейбус отключен от электрической сети, они приступили к ремонту. Один из них, присев на корточки, фонариком освещал место проведения ремонта под рамой троллейбуса, а другой, положив на асфальт спинку от сидения, лег на нее под переднюю часть троллейбуса и пытался заменить поврежденную пружину на ходовой педали.
Неожиданно троллейбус резко тронулся и начал самопроизвольное, неуправляемое движение вперед, правым колесом он переехал подложенный водителем противооткатный упор и, изменив направление движения, повернул вправо. При этом левым задним колесом он наехал на лежащего под колесами работника, нанеся ему своей массой смертельные повреждения. При дальнейшем движении троллейбуса произошел сход токоприемников с контактной линии, что повлекло отключение электропитания и его остановку".
Шансов выжить в ситуации, когда троллейбус проехал по голове слесаря, не было никаких. Врачам скорой помощи оставалось лишь констатировать мгновенную смерть. Без отца осталась 14-летняя дочь Анатолия.
Теперь о причинах ЧП. Ведь ясно, что машина сама по себе не может никого убить или даже ранить. Для этого ее нужно как минимум привести в действие. В данном случае стоило всего лишь отключить приводной механизм – электрическая цепь не замкнулась бы в тот роковой момент… Несколько простых движений могли спасти жизнь несчастному. Впрочем, и сам погибший действовал сгоряча, неадекватно, как говорят у нас, на авось. В его крови обнаружили 1,6 промилле алкоголя.
"Расследованием установлено, что ответственным должностным лицом троллейбус был выпущен на линию с неисправным замком зажигания, который был исключен из электрической схемы управления. Будь он исправен, водитель, просто вынув ключ из замка, могла отключить цепи управления троллейбусом, что исключало его движение.
Кроме того, ремонт был организован непосредственно на линии, вне гаражных условий, что не допускается нормативными требованиями. Также установлено, что покидая кабину троллейбуса, водитель не выполнила требования инструкции по охране труда, не отключила включатель аккумуляторной батареи, автоматический включатель силовой цепи тягового электродвигателя, не поставила реверсор контроллера управления в нейтральное положение, не сняла токоприемники. Конструктивно отключение любого из указанных приборов полностью исключало возможность самопроизвольного движения троллейбуса.
Сам потерпевший, находившийся в состоянии алкогольного опьянения средней степени, приступив к ремонту троллейбуса, не проверив отключение его от электрической сети, проявил самонадеянность и грубо нарушил требования трудовой и производственной дисциплины", - утверждает Василий Бацук.
Юридическая оценка действиям должностных лиц и работников предприятия будет дана следственными органами. Но уже сейчас очевидно, что в КУТП "Троллейбусный парк" нужно укреплять трудовую дисциплину и обеспечить должный контроль за соблюдением работниками элементарных требований инструкций по охране труда. Об этом же говорил на собрании трудового коллектива вновь назначенный директор Игорь Жминько.
Прежний руководитель предприятия Леонид Гапасюк был вынужден оставить свою должность и уйти на пенсию. Специалисты, допустившие грубое нарушение норм охраны труда, приведшее к гибели сотрудника, привлечены к ответственности. С двумя из них разорваны контракты.
- Мне приходилось работать на производстве. И я давно заметил такую закономерность: чем старше работник, чем больше у него опыта, тем прохладнее его отношение к технике безопасности. Такая самонадеянность порой очень дорого обходится. Человека, к сожалению, не вернешь. Но мы будем делать все возможное, чтобы не допустить подобных трагедий впредь, - сказал Игорь Жминько корреспонденту "Вечерки".
От редакции
В 2011 году на территории города Бреста погибло 6 и тяжело травмировано 20 работников. Значительная часть этих печальных фактов произошли не только по вине работодателей, но и в связи с грубыми нарушениями трудовой и производственной дисциплины со стороны самих потерпевших. Такие сведения нам предоставили в областном управлении Департамента государственной инспекции труда.
Если брать во внимание чистую статистику, это в два раза меньше, чем погибло в результате печально известного взрыва на "Пинскдреве" в октябре 2010-го. Но жизнь каждого человека тем и ценна, что она невосполнима. Когда люди гибнут на дорогах, это порой можно объяснить следствием ошибки или неопытности водителя. Но только наша пресловутая "абыякавасць", как правило, становится причиной подобных ЧП на производстве. Ведь мы сознательно доверяем себя и свои жизни глупым механизмам, которые не можем вовремя обезопасить.
Тем временем
Стало известно, что во вторник, в разгар рабочего дня, на подъезде к остановке "ЦУМ" произошло возгорание в троллейбусе 1-го маршрута, который двигался в сторону Орджоникидзе. Как сообщил помощник начальника областного управления МЧС Сергей Машнов, как раз в это время мимо проезжала машина с сотрудниками пожарной службы, и им удалось быстро ликвидировать очаг возгорания. Причиной стало короткое замыкание силовой установки. По счастливой случайности никто не пострадал. Троллейбус относительно среднего возраста – ему 13 лет.