Волокно преткновения

Источник материала:  
«БН» продолжает исследование проблемы льноводства. В номере за 14 января изложена позиция по этому вопросу специалистов Оршанского льнокомбината. Суть ее сводилась к тому, что льнозаводы мало поставляют предприятиям длинного волокна хорошего качества. Это отрицательно сказывается на производстве продукции с высокой добавленной стоимостью. Сейчас мы даем возможность производителям—специалистам Дубровенского льнозавода ответить на притензии переработчиков.

2. Своей земли не хозяева

В поисках высоких номеров

В советские времена выращивать лен было выгодно. Однако после распада СССР ситуация поменялась. В 90-е годы при отсутствии действенных стимулов сельхозпредприятия перестали придавать значение «северному шелку». В результате льнозаводы стали ощущать постоянный недостаток сырья. Чтобы решить проблему, они сами занялись выращиванием льна. Дубровенский льнозавод Витебской области в 1998 году стал в числе первопроходцев. Сначала он посеял 500 гектаров этой культуры. Затем площадь постепенно увеличивалась и в прошлом году достигла 1800 гектаров. Еще на 600 гектарах лен для завода выращивают сельхозпредприятия.

Чтобы провести посев, обработку и уборку на такой площади, нужна техническая база. И она у предприятия в основном есть. Здесь достаточно тракторов, сеялок, опрыскивателей, комбайнов и других машин. Эта техника используется для работы не только на землях, которые завод арендует, но и на участках, где лен выращивают шесть сельхозпредприятий. В среднем у каждого из них под эту культуру отводится по сто гектаров. Сеют хозяйства лен сами, а теребление и другие работы помогает проводить льнозавод. Ни у одного из сельхозпредприятий нет оборачивателей тресты. Эту операцию у них проводят только самоходные агрегаты завода.

Проблемы в льноводстве начинают решаться. Но после того, как хозяйства стали сдавать льнозаводам землю в аренду, появилась новая, связанная с севооборотом. Ведь лен должен прийти на поле повторно лишь на седьмой год. А у сельхозпредприятий свои задачи, в которые эта схема нередко не вписывается. Сейчас  райисполкомами утверждены  посевные площади на пять лет. В это время на них не должно проводиться известкование. И прогресс в этом вопросе есть. Вместе с тем бывают случаи, когда хозяйства нарушают договоренности. И под долгунец в результате идут земли, на которых трудно получить хороший урожай.

В последнее время Дубровенский льнозавод перешел на технологию возделывания льна, при которой на половине площадей уборка ведется самоходными теребилками без очесывания головок. Это так называемая раздельная уборка. Десятилетиями головки очесывались и загружались в прицеп. Новый же уборочный агрегат теребит лен и ровненько расстилает его вместе с головками. А затем через 8—10 дней проводится очесывание с одновременным оборачиванием тресты. Что это дает?

— Появляется возможность на десять—двенадцать дней ускорить теребление, — говорит главный агроном завода Владимир Якутенок. — Это позволяет в свою очередь раньше убрать тресту после вылежки, что весьма существенно. Ведь в сентябре начинаются осенние дожди, которые часто тормозят  процесс, приводят к потере качества сырья.

Благодаря новой технологии существенно улучшается качество тресты. А это ведет к увеличению выхода длинного волокна. Именно на его нехватку сетовали в предыдущем материале производители конечной продукции — представители Оршанского льнокомбината.

За счет чего появляется больше длинного волокна? Оказывается, старый, еще с советских времен, льнокомбайн ЛК-4 имеет низкую производительность и неудовлетворительное качество теребления, лента растянута, неравномерна по толщине. А современный самоходный его собрат делает это идеально, что позволяет в дальнейшем также аккуратно спрессовать тресту во время подъема.

Какие есть еще преимущества у самоходной теребилки? Она в 2—2,5 раза производительней. Правда, скептики замечают, что и значительно дороже, а это сказывается на себестоимости продукции. Как подсчитали специалисты, до 60 процентов в структуре затрат на производство тресты составляют амортизационные отчисления на новую технику. Выход в такой ситуации один — неуклонно наращивать урожай и его качественные показатели. Только так можно снизить себестоимость.

Чей сорт лучше?

Когда завод осваивал новую технологию, он наладил сотрудничество со своими французскими коллегами. И они подсказали дубровенцам, на какие детали надо обратить внимание, чтобы собирать лучший урожай. Например, необходимо подобрать оптимальное давление в шинах при проведении сева. Если они будут оставлять слишком глубокую колею, то семена не посеются, на поле появятся пустоты, и это приведет к уменьшению урожая. Французы очень скрупулезно относятся к наладке техники при проведении всех операций — от подготовки почвы до уборки. Переняли дубровенцы у коллег и методику подготовки полей. Все операции производятся только в одном направлении. К таким советам прислушиваться надо обязательно. Ведь Франция — признанный лидер в отрасли, она дает 80 процентов льна в Европе.

Сейчас среди ученых и производственников нередко возникают споры по поводу того, чьи же сорта лучше — наши или зарубежные. Директор Дубровенского льнозавода Анатолий Босенков считает, что импортные. Именно они позволяют получать больше длинного волокна. (Мнение ученых по этому поводу будет приведено в следующем материале.) Зарубежные сорта позднеспелые, и чем длиннее срок вегетации растений, тем больше в них накапливается волокна.

— В 2008 году, который был одним из самых благоприятных для льноводства, — говорит Анатолий Босенков, — чешский сорт «табор» при переработке дал нам 20—22 процента длинного волокна, что соответствует по нормативам тресте № 3—№ 4. Это был первый импортный сорт, который мы завезли на территорию Беларуси. Затем появились французские и голландские.Но наличие хорошего сорта само по себе ничего не значит. Можно и с ним не получить хорошего урожая. Важны строгое соблюдение технологии возделывания, подбор площадей, сроки посева, обработка против сорняков и болезней, время теребления и оборачивания, прессования и т. д.

В прошлом году Витебская область впервые вышла на третье место в стране по урожайности льна, хотя постоянно была в числе последних. При этом следует учесть, что лидеры — Брестская и Гомельская — это южные области, и сеют они по 4—5 тысяч гектаров. А Витебская — 20 тысяч. Почему произошел такой прорыв в северном регионе?

— В свое время его глава Александр Косинец, — говорит Анатолий Босенков, — попросил внести предложения по улучшению ситуации в льноводстве. Я предложил десять пунктов. В одном из них — довести количество импортных сортов до 40 процентов. Возможно, это, а также ужесточение спроса со стороны облсельхозпрода и позволило увеличить производство льна.

Почему зарубежные сорта льна лучше отечественных? Это недоработки наших селекционеров или все дело в том, что, скажем, в той же Франции более благоприятный климат?

— Несомненно, погодные условия влияют на производство семян, — отвечает Анатолий Босенков. — У импортного семени больше вес, а это значит, выше энергия прорастания, больше  площадь листовой поверхности, значит, есть возможность получать больше солнечной энергии, что и приводит к увеличению урожайности.

Почему же предприятие полностью не переходит на импортные сорта? Оказывается, белорусские аналоги более скороспелые, и их надо использовать, чтобы раньше начать теребление. Это позволяет выиграть время в непродолжительных сроках, отведенных на уборку.

Претензии — хорошо, помощь — лучше

Льнокомбинат недоволен качеством поступающего к нему волокна, малым количеством длинного высоких номеров. Как изменить ситуацию в лучшую сторону?

— На нашем предприятии установлена бельгийская линия по производству длинного волокна, — говорит Анатолий Босенков. — Но чтобы она выдавала продукцию хорошего качества, нужна треста номером два и выше. Такого сырья в прошлом году было очень мало. Технология получения хороших урожаев известна. Надо стремиться максимально точно ее выдерживать. Но это не получается. Мы опаздываем с уборкой из-за большой нагрузки на каждый  агрегат, а также из-за недостатка механизаторов.

У льнозавода 16 самоходных оборачивателей тресты. Это хорошая современная техника. Но кто на ней работает? Держать целый год штат механизаторов, чтобы они проработали лишь месяц на этих агрегатах, завод не может. Поэтому приглашает студентов-практикантов из сельскохозяйственных вузов. Но практика у студентов слишком короткая, а непогода часто срывает процесс оборачивания. Кроме того, у молодых людей, которые садятся за руль самоходного агрегата, нет опыта работы на нем. Первую неделю приходится учиться. Производительность труда в это время невысокая. А ведь именно оборачивание повышает качество тресты на один сортономер. Может ли качественно сделать эту операцию человек, никогда ее раньше не проводивший? Ответ однозначно отрицательный. Все эти факторы привели к тому, что в прошлом году заводу не удалось провести оборачивание на всей площади. Вот где кроются потери длинного волокна!

Какой же выход из ситуации? На заводе считают, что надо увеличивать количество уборочной техники. Но опять же, кто на ней будет работать, если не хватает людей даже на имеющуюся?  На помощь могли бы прийти городские шефы. Но необходимо, чтобы промышленные предприятия выделяли для этих целей не случайных людей, а опытных механизаторов, которые, пройдя один раз обучение,  в последующем каждый год приезжали бы на льнозавод и участвовали в технологическом цикле. Как же бывает на практике? В прошлом году завод попросил у своего основного партнера льнокомбината двух механизаторов на эту работу. Но не получил. Как считают на заводе, если бы комбинат давал на оборачивание десять механизаторов постоянно, ситуация с качеством волокна значительно улучшилась бы.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Фото автора

P.S. На этом автор завершает рассказ о проблемах льноводства с точки зрения тех, кто выращивает «северный шелк» и производит из него волокно. В следующем материале своими взглядами на эту отрасль поделятся ученые Института льна Национальной академии наук.

←Всё по-честному

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика