Зачем самолету баян
Сдувая пыль с истории |
В магазине «Музыка», который находится по соседству с нашей редакцией, новые хозяева недавно сделали ремонт, и теперь там многое изменилось. Когда проходишь по нему, смотришь на все эти навороченные гитары, флейты, цифровые пианино, DJ–оборудование, легко согласиться с той точкой зрения, что на новое время — новые песни. Но старая–то музыка тут при чем?
Вот вам два сюжета из нашей общей жизни, а вы что хотите, то и думайте.
1. «Фабрика гармоней в Молодечно вступила в строй только в прошлом году. Но известна она уже далеко за пределами области и республики. Гармонь — самый популярный народный музыкальный инструмент. Задушевные мелодии, исполняемые на этом инструменте, можно услышать в рабочем поселке и студенческом общежитии, в полевом стане механизаторов, в клубе совхоза и, конечно, в каждой деревне. За один год фабрика изготовила свыше пяти тысяч гармоней хроматического строя» («Белорусская гармонь», 17.01.1957 г.).
«Борисовская фабрика пианино перешла на серийный выпуск нового образца музыкального инструмента — пианино «Беларусь–6». От своей предшественницы «Октавы» пианино отличается не только размерами, но и лучшим звучанием, красивой отделкой, окраской. В новом инструменте более плавный переход от басового регистра до дискантового. На клавиатуре вместо целлулоидных наклеены полистироловые, нежелтеющие пластинки. Новый музыкальный инструмент поставляется во многие города нашей республики. Впервые в этом году он будет отправляться и на экспорт. Ежедневно с конвейера фабрики сходит 70 — 75 пианино новой марки. Всего в юбилейном году их будет выпущено 18.200. На фабрике осваивается также выпуск новых образцов цимбал, которые изготавливаются по заказу Государственного оркестра Белоруссии» («Звучит «Беларусь–6», 14.01.1970 г.).
Ну что тут сказать в комментарии, кроме того, что редакционная почта нынче постоянно приносит просьбы читателей помочь приобрести баян или пианино? Нет их в магазинной продаже, как нет, собственно, и нашего национального брэнда — цимбал. С гармошками вообще все быльем поросло. В «Музыке», например, баяны продаются только тульские и цена на них превышает тысячу пресловутых у.е. А все потому, что молодечненская фабрика гармоней исчезла с промышленной карты страны более тридцати лет назад. Борисовская фабрика музыкальных инструментов прекратила свое существование многим позже, но все равно уже тоже давно — пять лет назад. Кому–то причина покажется смешной, кому–то естественной, но суть в том, что «из–за аварийного состояния зданий» дети по всей стране лишились возможности получать первые уроки музыки на домашних пианино или цимбалах. Купить борисовские инструменты сегодня, конечно, можно, но только из вторых рук, через интернет. Но такой процесс, что называется, не звучит.
2. «На воздушной линии Минск — Москва начал курсировать новый комфортабельный пассажирский самолет «ИЛ–14». Ежедневно, вылетев утром из Минска, он днем возвращается обратно. Скоростной самолет оснащен новейшей отечественной аппаратурой, позволяющей летать днем и ночью в сложных метеорологических условиях. В нем восемнадцать мягких кресел, индивидуальное освещение и вентиляция. В полете поддерживается постоянная температура. Звукоизоляция и герметичность пассажирской кабины ликвидируют шум работающих моторов. В самолете имеются буфет, свежие журналы, газеты, для детей — кроватки» («Новый самолет на белорусских авиалиниях», 16.01.1957 г.).
«В Минске открыт новый благоустроенный аэровокзал. Здание его рассчитано на обслуживание массового пассажирского движения. Вокзал находится в 15 минутах езды от центра города. Само здание представляет собой монументальное сооружение, выполненное с учетом максимальных удобств для пассажиров воздушного транспорта. Центральную часть вокзала занимает операционный вестибюль, связанный с просторными залами ожидания, почтой, телеграфом, междугородним отделением телефонной связи. В операционном зале размещены билетные кассы, багажные кладовые, службы перевозок. Тут же находятся буфет, комната матери и ребенка, медпункт. В залах ожидания оборудованы торговые точки «Союзпечати», «Ювелирторга», «Сангигиены». Из операционного зала и зала ожидания имеются шесть выходов на перрон к пассажирским самолетам и три выхода на привокзальную площадь, к троллейбусам» («Новый аэровокзал», 12.01.1958 г.).
Из старого минского аэропорта, от которого берет свое начало улица, названная именем замечательного пилота Валерия Чкалова, в наши дни вылетает всего один рейсовый самолет в день. Эти рейсы во «Внуково» осуществляет московская авиакомпания на франко–итальянском самолете ATR32. Сам же «Минск–1» позиционирует себя на рынке авиационных услуг в качестве центра деловой авиации, обслуживая как официальные делегации, так и частных лиц, прибывающих в нашу столицу чартерными рейсами. Надо полагать, многие прилетают сюда из России не только на бизнес–ланчи, но и в казино.
Конечно, есть у нас и Национальный аэропорт «Минск», и авиакомпания «Белавиа». Она исчисляет свою историю с 1996 года, хотя, безусловно, белорусская гражданская авиация берет свое начало с 7 ноября 1933 года, когда состоялось торжественное открытие Минского аэровокзала и когда в Москву вылетел первый и единственный самолет К–2. А еще через два года (в 1935 г.) были открыты первые регулярные рейсы между Минском и 17 райцентрами Беларуси. Это были небольшие маршруты, но протяженность трасс по тем временам поражала — 2.000 километров! Сейчас самолеты из Минска на такую мелочь не размениваются — летают большей частью по мировым столицам. Ил–14, которым так страшно гордились в 50–е, давно ушел на покой. Его сменяли Ан–10, Ту–134, Ту–154. Но сегодня и эти советские «старички» свое почти отслужили. Из «тушек» в белорусском авиапарке осталось только три самолета, которые заняты большей частью на чартерных рейсах. Основную нагрузку несут 10 «Боингов» и 4 CRJ. Руководство «Белавиа» обещает прикупить импортные самолеты еще...
Автор публикации: Сергей ГОРДИЕНКО