БЕЛОРУССКИЙ КАРНАВАЛ
История нашего народа и нашей страны очень богата и многогранна. Наши предки, испокон веку жившие на своей земле, пережили великое множество событий и эпох. Здесь шли бесчисленные войны и сражения, здесь сплетались интересы государств и центров силы, здесь менялись правители и наместники. Даже в религиозном контексте мы в итоге оказались не столь однородны, как многие другие нации. Но сквозь все лихолетья, сквозь все передряги и вихри времен наши предки смогли сохранить народную душу, пронести и сберечь свои традиции и обряды. И нынче, уже в XXI веке, их продолжают свято блюсти наши современники.
Мы любим проводить праздники весело, поистине со славянским размахом. На тот же Новый год столы ломятся от обилия блюд, люди ночь напролет гуляют и веселятся. И тут же — Рождество. И сразу же — Старый Новый год… Зимние праздники сливаются в вереницу радостных и светлых дней, в которых переплетается и светское, и религиозное, и языческое, и глубоко национальное. И сегодня, как и сотни лет назад, мы называем это время колядными днями, Колядами.
Глобализация и урбанизация, безусловно, сказываются и на традициях празднования. И сегодня среднестатистическому белорусу все сложнее органично «вписаться» в традиционные обряды и традиции. Но помнить, знать о них мы хотим. И стремление не забыть о том, откуда мы есть, в последние годы становится все сильнее. Благо, в нашей стране сохранению национального наследия на государственном уровне уделяется должное внимание, и возможность прикоснуться к традициям предков у заинтересованных есть всегда.
На данный момент в Беларуси действует ряд фольклорных коллективов и народных театров, которые занимаются сохранением и продвижением исконно белорусских традиций и обрядов. Многие из них занимаются аутентичным, исконным, не «отредактированным» фольклором, и именно это наследие представляется особенно ценным, завоевывая, в том числе, и международное признание.
В прошедшее воскресенье, 15 января, в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта провели рождественский обряд «Шчадрэц». Это праздник, «Шчадрэц» или, как его еще называли, «Шчодрая куцця» — вечер перед наступлением Василия Великого. По старому стилю — это первый день нового года, начало празднования Коляд. «Шчадрэц», кроме того, — языческий бог гуляний и трапезы, в его честь с древних времен в Беларуси в рождественское время проводится яркий, долгожданный и любимый всеми праздник. Есть даже такая народная поговорка: «Дай, Божа, Каляд дачакаць, а Вялікдзень сам прыйдзе».
На самом деле за долгую историю в традициях колядования многое перемешалось. Некоторые элементы праздников пришли и закрепились из христианских обычаев, что-то осталось от языческих верований. Так, главный символ Коляд — звезда, которую обязательно носят с собой колядовщики. Но она одновременно символизирует и солнце, и зимнее солнцестояние, и даже Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Сына Божьего.
В зависимости от местности на этот праздник наши предки-колядовщики шли, переодеваясь в разных домашних животных. И каждый образ имел свое значение. Коза — символ богатого урожая нового года, медведь — сила и здоровье. А на Гродненщине, например, ряженые водили аиста, на Гомельщине — кобылу, под Минском — журавля.
Музей народной архитектуры и быта давно и плодотворно сотрудничает с большим количеством народных коллективов, которые с удовольствием соглашаются выступить в «аутентичных декорациях», на территории музея. В нынешнем году гвоздем программы стал обряд «Шчадрэц» в исполнении народного фольклорного коллектива «Палескія крыніцы» из деревни Рог Солигорского района Минской области. Обряд этот, бережно сохраненный старожилами и тщательно, подробно и точно возрожденный сельчанами, внесен, к слову, в список нематериального культурного наследия Беларуси.
— Коляды — это очень светлый и добрый праздник, он в некотором роде отмечался белорусами как карнавал, — рассказала старший научный сотрудник музея Валентина Былина. — У белорусов это праздник гуляний и перевоплощений. Мы, сотрудники музея, сегодня на празднике водили, например, не козу, а кобылу. К слову, в современной Беларуси Давид-Городок — единственное место, где и сейчас водят «коника».
В программе праздника также приняли участие народный театр-студия игры «Прымакі» из деревни Ахоново Дятловского района Гродненской области, детский коллектив народной песни «Валошкі» минского Дворца культуры и спорта железнодорожников, а также фольклорный коллектив «Мілавіца» минского Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ветразь». Кроме того, кукольный театр «Батлейка» продемонстрировал посетителям музея еще и эту сторону народных обычаев. Так что многочисленным зрителям, приехавшим в музей, скучать не пришлось! А многие и сами стали активными участниками игр и гуляний.
— Сегодня празднуется «Щчадрэц», который на самом деле был в ночь с 13 на 14 января, на Старый Новый год. Но колядные празднования одной ночью не заканчиваются — они продолжаются до самого Крещения. И у нашего коллектива сейчас самая горячая пора — с 7 до 19 января каждый день выступления: ходим, колядуем, играем, поем песни, — рассказала корреспонденту «7 дней» руководитель фольклорного коллектива «Мілавіца» Мария Снитко. — Обычно мы и по домам ходим, но в этом году воздержались — по народным традициям, в високосный год этого делать нельзя. А вообще, в сознании народа это праздник по своему значению сравнивается с Пасхой. Пасха — возрождение, пробуждение, символ победы веры и духа. А Коляды — зарождение надежды. Солнце повернулось к лету, половина зимы уже прошла. Скоро будет «Гуканне вясны», перед этим — Масленица…
Громко, радостно, с размахом и карнавальным весельем, как в старину, прошел праздник в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта. Музей в очередной раз порадовал своих посетителей. А для тех, кто еще не был здесь, сообщим, что комплекс открыт для всех желающих пять дней в неделю, кроме понедельника и вторника. Скучать здесь точно не придется! А 19 февраля, кстати, в музее планируют с не меньшим размахом отпраздновать приход Масленицы…